Механизм управления инновацией опыта на предприятиях алмазно-бриллиантового комплекса РФ

Фомченкова Л.В., Бочаров А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (25), Январь 2009

Цитировать:
Фомченкова Л.В., Бочаров А.А. Механизм управления инновацией опыта на предприятиях алмазно-бриллиантового комплекса РФ // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 1. – С. 12-16.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11741312
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Предприятия алмазно-бриллиантового комплекса России в настоящее время в полной мере интегрированы в мировую экономику. Алмазно-бриллиантовый рынок представляет собой сложную систему каналов распределения и сбыта алмазов, бриллиантов и изделий из них и, по сути, является сетью взаимосвязанных региональных и глобальных рынков, для которых характерно значительное влияние государственных структур; высокая степень монополизации; относительная стабильность.

Ключевые слова: инновации, рынок драгоценных камней, драгоценные камни, алмазно-бриллиантовый комплекс



Предприятия алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) России в настоящее время в полной мере интегрированы в мировую экономику. Алмазно-бриллиантовый рынок представляет собой сложную систему каналов распределения и сбыта алмазов, бриллиантов и изделий из них и, по сути, является сетью взаимосвязанных региональных и глобальных рынков, для которых характерно значительное влияние государственных структур; высокая степень монополизации; относительная стабильность.

Несмотря на стабильно высокий мировой спрос на высококачественные бриллианты, российские производители сталкиваются с рядом серьезных проблем:

  • рост цен на алмазное сырье;
  • низкие темпы роста цен на бриллианты по сравнению с ценами на природные алмазы;
  • неэффективная система финансирования сделок;
  • высокая ценовая конкуренция со стороны китайских и индийских производителей бриллиантов.
  • В таких условиях успешная деятельность наших производителей предопределяется ориентацией стратегий предприятий на поддержание высокого уровня качества. А это требует постоянного совершенствования технологических и управленческих процессов.

    Смоленское ОАО ПО «Кристалл» является одним из старейших в России производителей бриллиантов высокого и высшего качества. Постоянные маркетинговые исследования и использование уникальных технологий огранки позволяют предприятию постоянно предлагать покупателям новую продукцию с учетом их предпочтений. Например, для японского потребителя была специально разработана новая форма бриллианта «амарант» с 81 гранью. Производство инновационной продукции возможно благодаря использованию уникального оборудования, доработанного самостоятельно с учетом многолетнего опыта специалистов предприятия. Совместно с геммологическими исследовательскими институтами разработана новая технология обработки алмазов. Благодаря системе компьютерного моделирования бриллианта с нетрадиционными геометрическими параметрами появилась возможность использовать для ювелирной обработки нерентабельное сырье. Накопленный опыт продаж позволяет предприятию самостоятельно, без посредников, реализовывать бриллианты и изделия из них на внешнем и внутреннем рынках.

    Приведенные примеры свидетельствуют о реализации на предприятии принципиально новой концепции создания стоимости, основанной на инновации опыта. Данная концепция, предложенная К. Прахаладом и В. Рамасвами, предполагает использование опыта потребителей для осуществления необходимых изменений в процессе совместного создания ценности [1]. С точки зрения процессно-ориентированного подхода к управлению любая организация рассматривается как совокупность бизнес-процессов. В цепочке создания стоимости каждый последующий бизнес-процесс является потребителем результата предыдущего бизнес-процесса, а в системе создания стоимости отношения «поставщик-потребитель» характерны для всех организаций-звеньев. Поэтому представляется целесообразным применять данную концепцию для анализа всех звеньев логистической цепи, а не только взаимоотношений производителя и конечного потребителя. Опыт, приобретаемый в процессе производства, реализации и потребления продукции может распространяться по всей стоимостной цепочке и использоваться для создания новых ситуаций, в которых формируются впечатления потребителей.

    Для повышения эффективности инновационного процесса необходимо внедрение на предприятии механизма управления, основанного на логистике опыта, которая позволяет получать необходимые эмпирические знания из различных источников, интегрировать и передавать их в необходимом контексте, вовремя и в соответствии с поставленной целью. Управление инновацией опыта участников процесса создания стоимости включает в себя действия по формированию, распространению и использованию опыта для повышения полезности производимой продукции. Объектами управления являются факторы и условия, формирующие ситуацию для возникновения и распространения опыта на различных стадиях его жизненного цикла. Субъектами управления являются органы управления предприятий-звеньев логистической системы создания стоимости. Механизм управления инновацией опыта представляет собой совокупность объектов и субъектов управления, принципов и функций управления на различных этапах жизненного цикла опыта.

    Для характеристики предлагаемого механизма управления инновацией опыта целесообразно использовать следующие модели:

    – модель DART [1], включающую в себя основные блоки процесса совместного создания стоимости: диалог (dialogue), доступ (access), оценка риска (assessment) и прозрачность (transparency);

    – модель жизненного цикла опыта, которая является обобщением известных моделей жизненного цикла знаний Г. Ктога, М. Венцина и А. Шеера и включает в себя четыре стадии: идентификация опыта, его накопление, формирование компетенций, инновация опыта;

    – модель PDCA (цикл Деминга), традиционно применяемую для описания изменений и улучшений с помощью таких действий как планирование (plan), выполнение запланированного (do), контроль результата (check) и корректировку (act).

    Механизм управления инновацией опыта должен обеспечить создание стоимости, опираясь на новые впечатления, получаемые в ходе производства, реализации и потребления продукции на основе реализации следующих функций:

    – установление целей и планирование изменений впечатлений потребителей от использования предлагаемых товаров и услуг;

    – реализация запланированных изменений (первоначально в небольших масштабах);

    – выявление полученных результатов, выявление и анализ отклонений;

    – принятие корректировочных мер по устранению причин отклонений.

    Процесс совместного создания стоимости участниками логистической системы сопровождается формированием и распространением их опыта, что предполагает реализацию следующих принципов:

    – свободное общение всех заинтересованных сторон (производителей, поставщиков, посредников, потребителей);

    – обеспечение доступа к информации, впечатлениям, возможностям за минимальную плату без получения права собственности;

    – разделение рисков и ответственности между производителями и потребителями;

    – прозрачность для заказчиков бизнес-схем, основанных на доверии.

    Отдельные составляющие механизма управления инновацией опыта уже сейчас применяются на практике. Например, тесное общение крупнейшего поставщика природных алмазов корпорации De Beers со своими сайтхолдерами (постоянными клиентами), привело ее к решению в 2006 г. снизить для них цены на 10-15% от максимальной рыночной цены. Как показывает опыт De Beers, для поддержания и развития отрасли все участники рынка должны работать с учетом интересов друг друга.

    При управлении инновацией опыта объектами управления являются факторы и условия формирования и распространения опыта, которые должны создаваться на каждой стадии жизненного цикла опыта. На стадии идентификации опыта необходимо определить ситуацию, в которой появился опыт, выявить его носителей, а также возможности его передачи и хранения. На стадии накопления определяются методы передачи и получения опыта (впечатления, наблюдения, эксперименты и т.п.). Формирование компетенций предполагает получение специалистами опыта и интеграцию его в свою базу знаний и организационное знание. На стадии инновации опыта компетенции должны быть использованы для создания ситуации для формирования нового опыта совместного создания стоимости. Создаваемая ситуация должна предлагать всем участникам логистической цепи новые возможности формирования опыта, способствовать их использованию, а также учитывать различные аспекты опыта, полученного в процессе совместного создания стоимости.

    Для эффективной реализации предложенного механизма управления инновацией опыта необходимо соответствующее организационное обеспечение. Организация участников логистической цепи может базироваться на различных формах интеграции (жесткой, мягкой или смешанной) и использовать различные формы ее интеграции в бизнес-пространство (инсорсинговую, аутсорсинговую или виртуальную). Реализация на ее базе предложенного механизма управления инновацией опыта совместного создания стоимости будет способствовать повышению устойчивости и экономической эффективности всех предприятий АБК, входящих в логистическую систему.


    Источники:

    1. Прахалад К.К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями. – М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. – 352 с.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:32:39