Формирование межкультурной компетенции в подготовке кадров сферы туризма при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку

Фролова О.А.1, Лопатинская В.В.2
1 Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А. Сенкевича
2 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Научное издание / монография

Выпущено ООО Издательский дом «БИБЛИО-ГЛОБУС»

Фролова О.А., Лопатинская В.В. (2017) Формирование межкультурной компетенции в подготовке кадров сферы туризма при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку  / ISBN: 978-5-9500501-9-0
  • Авторы: Фролова О.А., Лопатинская В.В.
  • Год издания: 2017
  • УДК: 372.881.1:379.85
  • Тираж: 500 экз.
  • Формат: 60х84/16
  • Страниц: 238
  • ISBN: 978-5-9500501-9-0
  • DOI: 10.18334/9785950050190
  • Эта книга проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32471921

    Книга доступна в ЭБС ЛАНЬ: https://e.lanbook.com/book/115978

     

    Цитировать книгу:
    Фролова О.А., Лопатинская В.В. Формирование межкультурной компетенции в подготовке кадров сферы туризма при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку. М.:Библио-Глобус, 2017. – 238 с. – ISBN: 978-5-9500501-9-0 – doi: 10.18334/9785950050190

    Книга в каталоге РГБ: https://search.rsl.ru/ru/record/01009486728

    В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
    Подробнее...

    Аннотация:
    Монография рассматривает проблему формирования межкультурной компетенции при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку будущих работников сферы туризма, которым в силу будущей профессии придётся иметь дело с представителями разных национальностей на международном и межличностном уровне. Актуальность темы соотносится с задачами подготовки молодежи к жизни и деятельности в многокультурном мире в духе диалога культур. Авторами проанализированы концептуальные подходы к профессионально-ориентированному формированию межкультурной компетенции, теоретически обоснован культурно-парадигмальный подход, рассмотренный с позиции интеграции культур. В монографии представлена авторская трактовка понятия «межкультурная компетенция», обоснована, конкретизирована и раскрыта её сущность, а также уточнены структура и компоненты понятия межкультурной профессиональной компетенции будущего работника индустрии туризма. Также в монографии уточнены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия формирования профессиональной межкультурной компетенции. Монография содержит методические приложения, в которых представлены варианты ознакомления обучающихся с культурологическими реалиями и фрагменты учебного пособия, направленного на формирование межкультурной компетенции. Данная монография является попыткой внести вклад в решение проблемы профессионально-направленного формирования межкультурной компетенции будущих кадров туристского профиля, но не охватывает всех проблем формирования межкультурной компетенции и не может претендовать на исчерпывающее научное описание всех аспектов этого сложного и многогранного процесса.

    Ключевые слова: личность, культура, язык, межкультурная компетенция, психолого-педагогические условия, обучение профессионально-ориентирован-ному иностранному языку

    Источники:

    1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 336 c.
    2. Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: философия, логика, культурология. – М.: изд. Корпорас «Логос», 1998. – 208 с.
    3. Айвазян Н.Б. Межкультурная компетенция и необходимость формирования навыков делового общения в процессе обучения иностранному языку // Язык. Культура. Общество. Сборник статей по материалам межвузовской научно-методической конференции, посвященной 85-летию образования кафедры иностранных языков Кубанского государственного аграрного университета. Министерство сельского хозяйства РФ; Кубанский государственный аграрный университет, 2016. – С. 47 55.
    4. Алмазова Н.И. Формирование межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в экономическом вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2003. – Т. 3. – № 6. – С. 194 204.
    5. Амельченко Т.В. Профессиональная компетентность будущего специалиста: теоретические основы. – Чита: Чит ГУ, 2006.
    6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / в 2 т. – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.
    7. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // В книге «Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы». Вып.2, изд. ЛГУ, 1974. – С. 3 15.
    8. Арнольдов А.И. Введение в культурологию (новая расширенная редакция) / Учебное пособие. – М: Народная Академия культурных и общечеловеческих ценностей, 1993. – 352 с.
    9. Артановский С.Н. Историческое единство человека и взаимное влияние культур. – Л., 1967. – 268 с.
    10. Артишевский Е.В. Типы языковых коммуникативных способностей и компетенций. // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 34 49.
    11. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М.: ВШ, 1980. – 368 с.
    12. Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения. (Лингвистические и дидактические аспекты): автореферат дис. д-ра пед. н. – М., 1997. – 41 с.
    13. Аширбагина Н.Л., Фрик О.В. Цели и задачи формирования межкультурной коммуникативной компетентности у студентов-менеджеров // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2016. – № 2 (18). – С. 124 128.
    14. Бабенко И.В. Педагогическое лингвострановедение как культурологический компонент образования учащихся эмигрантов: автореф. дис. канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1998. – 17 с.
    15. Баграмянц Н.Л., Ивлева М.Л. Подготовка специалистов в области туриндустрии к эффективному межкультурному взаимодействию // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2016. – Т. 10. – № 2. – С. 40 43.
    16. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. – Л., 1985. – С. 7 21.
    17. Барановский Л.С., Козилис Д.Д. Страноведение: Учебное пособие. – ВШ, 199. – 343 с.
    18. Бартеньева Т.Н. Формирование кросскультурной грамотности в начальной школе: автореф. дис. канд. пед. наук. – Рязань, 1999. – 17 с.
    19. Барышников Н.В., Жоглина Г.Г. Использование аутентичных видеодокументов в профессиональной подготовке учителей иностранных языков // ИЯШ. – 1998. – № 44. – С. 88 92.
    20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – 444 с.
    21. Белкин А.С. Ситуация успеха: Как её создать. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
    22. Бердичевский А.Л. Европейская двуязычная школа как средство воспитания жителя Европы ХХI в. // ИЯШ. – 1993. – № 3. – С. 69 71.
    23. Берулаева М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. – Бийск, 1995. – 31 с.
    24. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика 1989. – 188 с.
    25. Библер В.С. Культура. Диалог культур: Опыт определения // Вопросы философии. – 1989. – № 6. – С. 31 43.
    26. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XX век. – М: Политиздат,1991. – 413 с.
    27. Библер В.С. Цивилизация и культура. Философские размышления в канун ХХI века. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1993. – 48 с.
    28. Бим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса // ИЯШ. – 1996. – № 1. – С. 48 52.
    29. Бим И. Л. Перестроечные процессы в обучении иностранному языку в средней школе // ИЯШ. –1991. – № 5. – С. 11 14..
    30. Бим И.Л. Обучение ИЯ: поиск новых путей // ИЯШ. 1989, № 1. С. 19 26.
    31. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации. // Педагогика. – 1996. – № 3. – с. 3 9.
    32. Богатырева М.А. Социокультурный компонент содержания профессионально-ориентированного учебника (английский язык в неязыковом вузе): автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1998. – 23 с.
    33. Богин Г.И. Субстанционная сторона понимания текста. – Тверь, 1993. – 187 с.
    34. Бодалев А.А. Личность и общение. – М: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
    35. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.; Воронеж, 1995. – 352 с.
    36. Болотов В., Малышевский А. «Разбивая лед слов». О культурологических основаниях базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Рос. Федерации // Учительская газета. – 1994. – № 6. – С. 12 13.
    37. Большая Советская энциклопедия в 30-ти томах. Изд. № 3 Т. 13. – М., 1973. – с. 594.
    38. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ори-ентированного воспитания // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29 36.
    39. Борев Ю.Б. Эстетика. Изд.4. – М.: Политиздат, 1988. – 495 с.
    40. Борисова В.П. Формирование межкультурной компетенции в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (на опыте сельскохозяйственного вуза) // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 1 . – С. 81 83
    41. БСЭ под ред. А.М. Прохорова. 3-е изд. – М.: изд. «СЭ», 1976.
    42. Быстрова Е.А., Черкезова М.В. О филологическом образовании в школе // Педагогика. – 1997. – № 6. – С. 43 49.
    43. Васильева Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники её достижения [Электронный ресурс]. – URL: http://rspu.edu.ru/journals/lexicography/conference/vasilieva%20N.htm (дата обращения 27.12.2016).
    44. Веденина Л.Г. Лингвострановедческий аспект преподавания французского языка во Франции // ИЯШ. – 1992. – № 3. – С. 37 40.
    45. Вельдяева Т.А. Когнитивный подход к формированию профессиональной межкультурной стратегической компетентности // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. – 2015. – № 4 (28). – С. 157 168.
    46. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. – М.: Русский язык, 1980. – 320 с.
    47. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. 3-е изд. перераб. и доп. – М: Русский язык, 1983. – 269 с.
    48. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского как иностранного. 4-е изд. перераб. и доп. – М., Русский язык, 1990. – 246 с.
    49. Воробьев В.В. Лингвокультурология. (Теория и методы) / монография. – М.: изд. РУДН, 1997. – 331 с.
    50. Воробьев Н.Е., Суханцева В.К., Иванова Т.В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. – 1992. – № 1 2. – С. 66-71.
    51. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. Принята 2 ноября 2001 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml (дата обращения 10.01.2017 г.)
    52. Выготский Л.С. Основы педагогики и психологии высшей школы /под ред. А.В. Петровского. – М.: Изд. Московского университета, 1986. – 303 с.
    53. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
    54. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.: Учпедгиз,1953. – 133 с.
    55. Гадзаова Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза. – Владикавказ, 2015. – 152 с.
    56. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // ИЯШ. – 1985. – № 2. – С. 17 24.
    57. Гельфанд М.Б., Берман В.П. Эффективности осуществления межпредметных связей. // Новые исследования в педагогических науках. – 1997. – № 1. – С. 30 35.
    58. Гердер И. Идеи к философии и истории человечества. – М., 1977. – 297 с.
    59. Гогленков А.М. Формирование межкультурной компетенции студентов в системе высшего образования в области туризма (на материале дисциплин страноведческого модуля): автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб, 2011. – 22 с.
    60. Голованова И.А. Некоторые аспекты содержания обучения иностранному языку в системе дополнительного профессионального образования // Труды МГЛУ. – Вып.440. – М., 1998. – с. 5 13.
    61. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. пер. с нем. / сост. под общ. ред., вступ. ст. А.В. Гулыга, Г.В. Рамишвили. – М.: Прогресс, 1985. – 449 с.
    62. Гуревич П.С. Философия культуры. – АО Аспект Пресс, М., 1994. – 315 с.
    63. Деришев Ю.Д. Социальная лингвистика. – М.,1977. – 382 с.
    64. Дудович Д.Л. Структура межкультурной компетентности студентов – будущих культурологов // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 43 47.
    65. Елизова Е.И. Формирование межкультурной толерантности в процессе лингвокоммуникативной подготовки студентов вуза // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. – 2014. – № 25 (25). – С. 104 112.
    66. Елина Е.Н. Социокультурная компетенция как один из факторов развития языковой культуры личности // Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения: материалы научно-практической конференции. – Красноярск: Изд-во СибГПУ, 1999.
    67. Ендольцев Ю.А. Вопросы теории и практики преподавания лингвострановедения. – Л.: ЛГУ, 1988. – 53 с.
    68. Жаркова Е.Ю. Формирование межкультурной компетентности студентов в процессе преподавания профессионально-ориентированного английского языка в вузе // Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2015. – С. 36 38.
    69. Заключительный доклад Всемирной конференции по высшему образованию. ЮНЕСКО, Париж, 5 9 октября 1998. С. 32-33.
    70. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
    71. Зимняя. И.А. Психология обучения иностранному языку – М.: Просвещение, 1991. – 221 с.
    72. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. – 1997. – № 5. – С. 3 16.
    73. Иконникова Н.К. Современные западные концепции межкультурной коммуникации автореф. дис. канд. социол. наук. – М., 1994. – 16 с.
    74. Илюшина А.В. О формировании межкультурной компетенции студентов вуза в условиях поликультурности // Научный альманах. – 2015. – № 10 2 (12). – С. 226-229.
    75. Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. – М., 1979. – 208 с.
    76. Ишханян Н.Б. Пути формирования лингвосоциокультурной компетенции в интенсивном курсе обучении иностранному языку (англ. в неяз. вузе). МГУ им Ломоносова: автореферат дис. канд. пед. наук. – М., 1997. – 24 с.
    77. Кабардов М.К. Типы языковых коммуникативных способностей и компетенций // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 34 49.
    78. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1998. – 319 с.
    79. Каган М.С. Философия культуры. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.
    80. Каменецкая О.Л. Текст и коммуникация. Учебное пособие для студентов институтов и факультетов иностранных языков. – М: ВШ, 1990. – 151 с.
    81. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. – 1985. – № 4. – С. 9 16.
    82. Касларова М.Г Совпадение взаимооценок преподавателей и студентов как условие эффективности педагогического общения // Психологическая учебная деятельность студентов при овладении ими иностранным языком в вузе: Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 162. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1980. – С. 120 134.
    83. Кикназде Д.А. Потребность, поведение, воспитание. – М., 1968. – 152 с.
    84. Козырева Н.Е. Межкультурная коммуникация в содержании туристского образования: дис. … канд. пед. наук. – Сходня, 2001. – 145 с.
    85. Кокорева Е.Д. Роль общительности и эмоциональности в успешности овладения иностранным языком: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1989. – 20 с.
    86. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
    87. Коновалова Р.А. Формирование транскультурных коммуникативных умений у студентов вузов: автореф. дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 1998. – 28 с.
    88. Корнилов О.А. Языковые модели мира // Россия и Запад: диалог культур. Тезисы конференции. – М.: МГУ, 1994. – С. 81 83.
    89. Корочкина М.Г. Формирование межкультурной компетенции в техническом университете: автореф. дис. канд. пед. наук. – Таганрог, 2000. – 21 с.
    90. Корчагина Е.Л. Социокультурная компетенция как компонент содержания порогового уровня русского языка // 4-ый Международный симпозиум по лингвострановедению. – М.: ИРЯП, 1994. – С. 119.
    91. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // ИЯШ. – 1996. – № 1. – С. 13 16.
    92. Кузнецов А.И., Бетин Л.В. Конструирование содержания личностно-ориентированного образования в целях формирован. национального типа сознания // Образ. в поисках человеческих смыслов. Сб. под ред. Бондаревской Е.В. – Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1995. – С. 115 131.
    93. Кустова С.В. Личностно-смысловой аспект формирования межкультурной коммуникативно-профессиональной компетентности студентов // Функционально-когнитивный анализ языковых единиц и его аппликативный потенциал. Материалы II международной научной конференции. – Барнаул, 2014. – С. 179 181.
    94. Ладо Р. Обучение ИЯ // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. Сб. статей / сост. М.М. Васильева и Е.В. Синявская. – М., 1967. – С. 52 84.
    95. Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе. – М.,1986. – 143 с.
    96. Ласера Ж. Реалии французской культуры на уроках французского языка. // Лингвострановедческий аспект преподавания русского языка как иностранного. Сб. ст. / Под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – М., 1974. – С. 217 224.
    97. Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. – Минск, 1996. – 230 с.
    98. Лейфа И.И. Социокультурный аспект формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка: автореферат дис. к. п. н. – М., 1995. – 16 с.
    99. Леонтьев А.А. Национальные особенности коммуникации как междисциплинарная проблема. Объем, задачи и методы этнопсихолингвистики // Национально-культурная специфика речевого поведения. – М.: Наука, 1977. – С. 5 14.
    100. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979. – 93 с.
    101. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М., 1969. – 106 с.
    102. Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности. В книге «Психология». – М., 1968. – С. 45
    103. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции: конспект лекций. – М: Изд. МГУ, 1971. – 115 с.
    104. Литвинов А.В. О структуре межкультурной компетенции // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 28. – М.: Макс Пресс, 2004. – С. 51 57
    105. Ломов Б.Д и др. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии // Сб. ст. АН СССР. Ин-т психологии / отв. ред. Е.В. Шорохов. – М: Наука, 1975. – С. 124 135.
    106. Лужных Л.А. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в цикле аудиторных-внеаудиторных занятий в техническом вузе: автореферат дис. канд. пед. наук. – М., 1973. – 16 с.
    107. Любова Т.В. Научно-практическое обоснование педагогических условий формирования межкультурной компетенции студентов // Образование и саморазвитие. – 2008. – Т. 4. – № 10. – С. 81 86.
    108. Макаров М.Г. Развитие понятий предмета философии в истории её учений. – Л.: Наука,1982. – 269 с.
    109. Малькова Е.В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения (нем. яз.): автореферат дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 18 с.
    110. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.: РОУ, 1996. – 272 с.
    111. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. – Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1969. – 228 с.
    112. Маркарян Э.С. Культура как система (общетеоретические и историко-методологические аспекты проблемы) // Вопросы философии. –1984. – № 1. – С. 113 122.
    113. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: методологический анализ. – М.: Мысль, 1983. – 284 с.
    114. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школы. // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 47 59.
    115. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М: Просвещение, 1990. – 192с.
    116. Марковина И.Ю. Новая культура и способы адаптации к ней: современные подходы к проблеме «культурного шока». // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. сост. Ю.А. Сорокин и Марковина И.Ю. – М.,1996. – С. 57 66.
    117. Миньяр-Белоручев Р.К., Оберемко О.Г. Лингвострановедение или «иноязычная культура?» // ИЯШ. – 1993. – № 6. – С. 54 56.
    118. Миньяр-Белоручев Р.К., Турчина Б.И. Приемы проблемного обучения в преподавании французского языка в средней школе // ИЯШ. – 1989. – № 5. – С. 31 35.
    119. Миронова И.А. Формирование межкультурной компетентности студентов в процессе обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению: автореф. дис. канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2008. – 26 с.
    120. Мифтахутдинова Т.В. Особенности формирования профессиональной межкультурной компетенции у студентов вуза в рамках общегуманитарных дисциплин // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11. – С. 874 877.
    121. Мухаркина С.А. Формирование межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции студента в образовательном процессе. автореферат дис. канд. пед. наук. – Оренбург, 2009. – 23 с.
    122. Наролина В.И. Педагогические условия формирования межкультурной коммуникативной компетентности специалиста // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 10. – С. 146 160.
    123. Никитенко З.Н., О.М. Осиянова О содержании национально-культурного компонента в обучении ИЯ младших школьников // ИЯШ. – 1994. – № 5. – С. 4 10.
    124. Новикова О. С. Межкультурная компетентность в глобализирующемся мире // Философия и космология. – 2009. – № 1(7) – С. 205 213.
    125. Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Критерий содержания аутентичности учебного текст. // ИЯШ. – 1999. – № 2. – С. 6 12.
    126. Образование – сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представительство ЮНЕСКО. – Париж, 1997.
    127. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина. – М., 1995. – 631 с.
    128. Овсянникова Т.В. Педагогические условия формирования межкультурной компетентности студентов // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 2(5). – С. 152 155.
    129. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 7000 слов / под ред. Н.Ю. Шевцовой. 23 изд. испр. – М.: Русский язык, 1991. – 917 с.
    130. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. акад. АНН СССР А.В. Петровского. – М.: изд-во МГУ, 1986. – 303 с.
    131. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики иноязычного обучения. – М.: Русский язык, 1989. – 276 с.
    132. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. – 1987. – № 6. – С. 29 33.
    133. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 554 с.
    134. Петрова М.Н. Развитие межкультурной компетенции как важный компонент обученияиностранному языку // Язык и межкультурная коммуникация: вопросы профессионально ориентированного обучения: Сб. науч. ст. / редкол. М.Г. Богова. – Минск: РИВШ, 2015. – С. 227 231.
    135. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь. Изд. 2-е испр. и доп. – М: Политиздат, 1991. – 564 с.
    136. Писаренко А.Н. Из опыта формирования профессиональной межкультурной компетентности студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2. – № 4 (8). – С. 422 426.
    137. Писаренко А.Н. Формирование профессиональной межкультурной компетентности студентов: автореферат дис. канд. пед. наук. – Саратов, 2011. – 21 с.
    138. Плужник И.Л. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки: монография. – М.: ИНИОН РАН, 2003. – 216 с.
    139. Подласый И.П. Педагогика. – М: Просвещение, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
    140. Мусницкая Е.В., Гез Н.И., Павлова К.Г и др. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. – М.: Московский государственный лингвистический университет, 2000. – 23 с.
    141. Раздобарова М.Н. Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях модернизации профессионального образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2008. – Т. 8. – № 2. – С. 121 123.
    142. Райхштейн А.Д. Лингвистика и страноведческий аспект в преподавании иностранного языка // ИЯШ. – 1982. – № 6. – С. 13 19.
    143. Райхштейн А.Д. Национально-культурный аспект интеркоммуникации // ИЯШ. – 1986. –№ 5. – С. 10 14.
    144. Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитания в духе уважения прав человека и основ. свобод: В сб. Международные нормативные акты ЮНЕСКО / сот. И.Д. Никулин. – М.: изд. фирма «Логос», 1993. – 640 с.
    145. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высш. школе. – М., 1993. – 193 с.
    146. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – 485 с.
    147. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – 807 с.
    148. Садохин А. П. Компетентностный подход в диалоге культур: сущность и базовые показатели / А. П. Садохин // Межкльтурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – С. 251-255.
    149. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. – Т. Х. – № 1. – С. 125-139.
    150. Саланович Н.А. Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку в старших классах средней школы: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1995. – 18 с.
    151. Сафонова В.В. Задачи, проблемы и перспективы развития билингвальных образовательных программ в России. // Опыт билингвального образования средствами родного и иностранных языков в России. Тезисы докладов и выступлений на межрегиональной научно-методической конференции. Ч. 1. – М: Еврошкола, 1999. – С. 15 19.
    152. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 237с.
    153. Сафонова В.В. Культуроведение и социология в языковой педагогике. Воронеж: «Истоки», 1992. 181с.
    154. Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты язык образования Сборник научных трудов М.: Научно-исследовательский центр «Еврошкола», 1998. С. 27 35.
    155. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. – М.: ВШ, Амскорт Интернэшнл, 1991. – 311 с.
    156. Семенчук Ю.А. Профессионально-ориентированные аспекты обучения студентов-экономистов особенностям межкультурной коммуникации // Диалог языков, культур и литератур в профессионально ориентированном и филологическом аспектах. Сборник научных статей по материалам международной научной конференции. Ответственный редактор М.Н. Николаева. – 2014. – С. 230 234.
    157. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М: Прогресс, 1993. – 656 с.
    158. Сериков В.В. Личностный подход в образовании. – Волгоград, 1994. – 150 с.
    159. Скаткин М.Я. Активизация познавательной деятельности учащихся. Проблемное изложение знаний // Народное образование. – 1996. – № 1. – С. 53 56.
    160. Советский энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова А.М. – М: Советская энциклопедия, 1986. – 1600 с.
    161. Соколова Н.Б. Билингвальные аспекты методической подготовки студентов педагогического колледжа к межкультурному профессионально-ориентированному общению: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1999. – 23 с.
    162. Степин В.С. Проблема аксиологического базиса современного образования // Вопросы философии. – 1999. – № 3. – С. 20 24.
    163. Суворова М.А. Лингвокультуроведческий подход в обучении иностранному языку студентов курсов языкового вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2000. –19 с.
    164. Сухомлинский В.А Методика воспитания коллектива. – М., 1981. – 192 с.
    165. Тангян С.А. Культура и педагогика мира // Педагогика. 1997. – № 6. – С. 3 14.
    166. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М: Слово/Slovo, 2000. – 145 с.
    167. Толковый словарь по управлению. – М.: Ананск, 1994. – 306 с.
    168. Томахин Г.Д. Лексика с культурным компонентом // ИЯШ. – 1980. – № 6. – С. 47 50.
    169. Томахин Г.Д. Понятие лингвострановедения. Его лингвистические и лингводидактические основы // ИЯШ. – 1980. – № 3. – С. 78 81.
    170. Томахин Г.Д. Прагматический аспект лексического фона слова // Филологические науки. – 1988. – № 5. – С. 82 88.
    171. Томахин Г.Д. Фоновые знания как основной предмет лингвострановедения // ИЯШ. – 1980. – № 4. – С. 84 88.
    172. Томахин Г.Д., Никитенко З.Н. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе // ИЯШ. –1993. – № 3. – С. 5 11.
    173. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. – Л.: ЛГУ, 1960. – 32 с.
    174. Туровская С., Туровской М. С позиции субъекта культуры // Высшая школа. – 1990. – № 4. – С. 31 34.
    175. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования Бакалавриат. Направление подготовки 43.03.02 Туризм [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/7987/файл/7218/Prikaz_¦_ 1463_ot_14.12.2015.pdf (дата обращения 11.12.2016)
    176. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201647&rnd=242442.2274132742&from=140174 0#0 (дата обращения 15.01.2017 г.)
    177. Федосеев П.Н. Человек в зеркале культуры и образования. – М.: Прогресс, 1973.
    178. Фрик О.В. О формировании межкультурной коммуникативной компетентности у студентов экономических специальностей // Актуальные вопросы развития экономики. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией В.В. Карпова и А.И. Ковалева. – Омск: Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2015. – С. 306 311.
    179. Фролова О.А. Формирование межкультурной компетенции студентов высших учебных заведений экономического профиля в современных условиях: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед наук. – М., 2002. – 21 с.
    180. Фролова О.А. Формирование межкультурной компетенции студентов высших учебных заведений экономического профиля в современных условиях: дис. … канд. пед. наук. – М., 2002. – 297 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/ formirovanie-mezhkulturnoi-kompetentsii-studentov-vysshikh-uchebnykh-zavedenii-ekonomichesko
    181. Фролова О.А., Лопатинская В.В. Кросс-культурная осведомденность (Cross cultural awareness). Методическая разработка по дисциплине «Английский язык» для студентов колледжей сферы услуг. [Электронный ресурс]. – URL: http://pedgazeta.ru/pages/ 2017/02/09/olgafrolova_1486624153.doc
    182. Фролова О.А., Лопатинская В.В. Методология формирования межкультурной личности специалиста / Монография. – М.: Изд. РГТЭУ, 2012. – 176 с.
    183. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. – Саранск: изд-во Морд. ун-та, 1993. –131 с.
    184. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – М.: Высшая школа, 1990. – 237 с.
    185. Харченкова Л.И. Диалог культур. Сборник научных трудов. – СПб, 1994. – 86 с.
    186. Хенви Р. Достижимая глобальная перспектива: Перевод с английского. – Рязань, 1994. – 78 с.
    187. Цатурова И.А. Многоуровневая система языкового образования в высшей школе: диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени док-ра пед. наук. – М., 1995. – 49 с.
    188. Шабанов О.А. Оценка уровня профессиональной межкультурной компетентности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 1. – С. 314 317.
    189. Шатилов С.Ф. «Школа диалога культур». // Советская педагогика. – 1988. – № 11. – С. 29 35.
    190. Шатилов С.Ф., Агафонова Л.И. О гуманистической культурно-страноведческой основе обучения иностранным языкам в средней школе. // Современная зарубежная культура в обучении иностранным языкам. Материалы международной научно-практической конференции. – СПб: Институт образования взрослых РАО, 1993. – С. 45 57.
    191. Шатилов С.Ф., Смирнов И.Б. Некоторые вопросы создания современной концепции обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе // Современные методы преподавания и изучения иностранных языков: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Ч.1. – СПб: РАО ИОВ, 1993. – С. 24 28.
    192. Шафранская К.Д. Роль эмоционального фактора в учебном процессе. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. / под ред. А.А. Бодалева, изд. Ленинградского ун-та, 1976. – с. 40 45.
    193. Шевцов В.Е. Французская школа готовится к 2000 г. // Педагогика. – 1992. – № 1. – С. 106 114.
    194. Шейзл Дж. Коммуникативность в обучении современным языкам // Совет по культурному сотрудничеству. Проект № 12 «Изучение и преподавание современных языков для целей общения. Совет Европы Пресс, 1995. – 349 с.
    195. Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. – 1997. – № 2. – с. 43 50.
    196. Шубенкова Е.И. К вопросу о формировании ценностной ориентации личности // Советская педагогика. – 1980. – № 9. – С. 27 33.
    197. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. – М.: Филоматис, 2004. – 480 с.
    198. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 203 с.
    199. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. (Книга для учителя). – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
    200. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. Вып. 28. – М.: МАКС Пресс, 2004. – 192 с.
    201. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориен-тированного обучения. // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 31 42.
    202. Adler P. The Transitional experience: An Alternative View of Culture Shock // Journal of Humanistic Psychology. – 1975. – № 15. – p. 18.
    203. Broger F. Culture, Language, Text: Culture Studies within the Study of English as a Foreign Language. – Oslo: Scandinavian University Press, 1992. – 146 p.
    204. Byram M. and Cain A. Civilization / Cultural Studies: An experiment in French / English schools. // Byram M. and Fleming M. (eds.) Language and Learning in Intercultural Perspective: Approaches through Drama and Ethnography. – Cambridge: Cambridge University Press, 1998. – p. 32 75.
    205. Byram M. Cultural Studies in Foreign Language Education. – Clevedon, Philadelphia: Multilingual Matters, LTD, 1989. – 165 p.
    206. Byram M. Teaching and Assesing Intercultural Communication Competence. – Clevedon, 1997. – 124 p.
    207. Byram M. Teaching foreign languages for intercultural competence // Культуроведческие аспекты языкового образования: Сборник научных трудов под ред. В.В. Сафоновой. – М: Еврошкола, 1998. – с. 7 22.
    208. Byram M., Esarte-Sarries V. Investigating Cultural Studies in Foreign Language and culture. – Clevedon, Avon: Multilingual Matters, 1991.
    209. Byram M., Zarate G. Defining and Assesing Intercultural Competence: Some Principles and Proposals for the Eroupean Context // Language Teaching, 1996. October. – p. 239 243
    210. Byram M., Zarate G. Definitions, objectives and assessment of socio-cultural competence. / Sociocultural competence in language learning teaching. – Strasbourg: Council of Europe, 1997(4). – p. 9 43, p. 32.
    211. Byram M., Zarate G. The sociocultural and intercultural dimension of language learning teaching. – Strasbourg: Council of Europe, 1997. – 120 p.
    212. Byram M., Zarate S. Investigating Cultural Studies in Foreign Language Teaching. – Clevedon, Philadelphia, cop. 1991. – 219 p.
    213. Byram Michael and Michael Fleming. Language learning in intercultural perspective. – Cambridge University Press, 1989.
    214. Byram Michael. Language, culture and communication. – Cambidge: Cambridge university press, 1998.
    215. Byram, Morgan C. Teaching-and-Learning Language and- Culture. – Clevedon, Philadelphia: Multilingual Matters, LTD, 1994. –219 p.
    216. Claire Kramsh. Context and Culture in Language Teaching. Oxford University Press, 1999. – 295 p.
    217. Common European Framework of reference / Draft 1. 1993 – p. 37 38.
    218. Dickopp K.H. Begruendung und Ziele einer interkulturellen Paedagogik. – In: Borrelli M.|Hg|: Interkulturelle Peadagogok. Positionen – Perspektiven. –Baltmannsweiler, 1986.
    219. Dietrich R. Aspekte einer interkulturellen Didaktik. – Munchen: Goethe Institut, 1987. – 228 s.
    220. Fisher L.M. Sprache als Brucke zwimschen dem Fremden und dem Vertrauten. // Informationen Deutch als Fremdesprache. –1996. –№ 1. – s. 81 95, s. 82.
    221. Fisher L.M.: Interkulturelle Landeskunde? // Deutch als Fremdsprache,1990. – № 3. – s. 141 146, s. 42.
    222. Gardner R., Lambert W. Attitudes and Motivation in Second Language Learning. – Rowley: Newbury House Publishers, 1972. – 316p.
    223. Hadley A. Teaching Language in Context. – Boston: Heinle and Heinle Publishers, 1991. – 532 p.
    224. Hammer H.R. The Effects of an Intercultural Communication Workshop on Participants’ Intercultural Communication Competence. // Communication Quarterly,1987. – pp. 252 262.
    225. Hammerly H. Synthesis in Second Language Teaching. – Second Language Publications, 1982. – 142 p.
    226. Harms L.S. Intercultural communication. – New York: Harper & Row, 1973.
    227. Hills R. Teaching. Learning & Education. – London: Croom Helm, 1986. – 108 p.
    228. J. van Ek. Objectives for foreign language learning. Vol. 1. – Strasbourg: Council of Europe, 1986. – 75 p.
    229. Kim Y. Intercultural Communication Competence: A Systems-Theoretic View. // Cross-cultural Interpersonal Communication. – Newsbury Park: Sage, 1991. – p. 259 275.
    230. Kipper H. Zur Entwicklung eines transkulturellen Currirulums fuer die Grundschule / In: Loehnemanny|Hg|: “Das Proekt Weltlethos” in d er Erziehung. – Hamburg, 1994. – s. 291 301.
    231. Knapp-Pootohoff А. Strategien intekultureller kommunikation // Translation und interkulturelle kommunikation// Hrsg. J. Albrecht, H.W. Drescher, H. Gohring, N. Salnikov. – Fr. an Main-Bern-New York-Paris: P.Lang.Verlag, 1997. – p. 423 437.
    232. Knapp-Pootohoff А.. Interkultureller Kommunikationsfahigkeit als Lernziel // Aspeckte interkultureller kommunikationsfahigkeit / Hrsg. A. Knapp-Potohoff, M. Leidke. – Munchen: Iudicum, 1997. –s. 181 205.
    233. Lado R. Language Teaching. A Scientific approach. – N.Y., 1964. – 152 p.
    234. Lado R. How to compare two cultures. // Culture Bound. / Ed. by Valdez J.M. – Cambridge: CUP, 1986. – p.52 63.
    235. Lafayette R. S. Teaching Culture: Strategies and Techniques // Language in Education. – 1978. № 11. – p. 27 35.
    236. Levine D., Adelman M. Beyond Language: Intercultural Communication for English as a Second Language. – New Jersey; Prentice Hall, Inc., 1981. – 282 p.
    237. Lerner D. The passing of traditional society. – Free Press, 1958.
    238. Meyer M. Developing Transcultural Competence. Case Studies of Advanced Foreign Language Learners. // Mediating Languages and Cultures./ Ed. by D. Buttjes and M. Byram. – Clevedon, 1990. –p. 136 158.
    239. Moorjani A., Field T. Semiotic and Sociolinguistic Paths to Understanding Culture. // Singerman A. (ed.) Toward a New Integration of Language and Culture. Reports of the Northeast Conference of the Teaching of Foreign Language. – Middlebury: Northeast Conference, 1988. – p. 25 45.
    240. Neuner G. Fremde Welt und eigne Erfahrung – Zum Wandel der Konzepte von Landeskunde fur den fremdsprachigen Deutschunterricht || Fremde Welt und eigene Erfahrung Konzepte von Landeskunde im frundsprachlichen Deutschunterricht – Universitat- GhS Kassel, 1994. – s. 14 40, s.15
    241. Picht R. Kultur und Landeswissenshaften. // Handbuch Fremdsprachenunterrichts 3. Auflage/ Hrsg. K. Baish, H. Christ, H. J. Krumm. – Tubingen, Basel: A. Franke Verlag, 1995. – s. 66 73.
    242. Robinson-Stuart G. Second Culture Acquisition: Ethnography in the Foreign Language Classroom. // The Modern Language Journal. – 1996. – Vol. 80. – № 4. – p. 431 449.
    243. Roehrs H. Erzienhung zur internationalen Verstaendigung als paedagogisches Problem: In: Friedenspaedagogik – Frankfur M, 1970.
    244. Seeley N. Teaching Culture: Strategies for Intercultural Communication. – Lincolnwood: National Textbook Company, 1984. – 303 p.
    245. Sysoev P., Milrood R. The Vital Role of Sociocultural Competence in International Business Contacts. // ESP Russia: A Newsletter for Russian Teachers of English for Specific Purposes. – 1997. – № 6. December. – p. 7 11.
    246. UNESCO Recommendation concerning Education for International Understanding, Co-operation and Peace and Education relating to Human Rights and Fundamental Freedoms [Электронный ресурс]. URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=13088&URL_DO= DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html
    247. Uhr P. A Course in Language Teaching: Practice and Theory: – Cambridge, Cambridge University Press, 1999. – 384 p.

    Страница обновлена: 27.07.2020 в 20:13:31