Феномен девиантного поведения молодежи: психологический и социологический взгляд

Раднагуруев Б.Б.
Phenomenon of deviant behavior of youth: psychological and sociological view - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Раднагуруев Б.Б.1
1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

 Скачать PDF

Аннотация:
В статье рассматривается феноменология девиантного поведения молодежи, представлены психологические и социологические теории, раскрывающие сущность и механизмы явления как девиация.

Ключевые слова:

молодежь, девиантное поведение, девиация, психологические теории девиантного поведения, социологические теории девиантности
Цитировать публикацию:
Раднагуруев Б.Б. Феномен девиантного поведения молодежи: психологический и социологический взгляд // Живая психология. – С. 25-32. – doi: 10.18334/lp.4.1.37889

Radnaguruev, B.B. Phenomenon of deviant behavior of youth: psychological and sociological view. Russian Journal of Humanistic Psychology , 25-32. doi: 10.18334/lp.4.1.37889 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Проблема девиантного поведения изучается давно, но, несмотря на это, в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения.

Ведь все чаще среди молодежи наблюдается девиантное поведение. С развитием информационной системы произошло свержение раннее устоявшейся системы поведения, и контролировать молодое поколение сейчас практический невозможно. Легкая доступность спиртной, табачной продукции просто вышла за пределы разумного. В наше время с легкостью можно достать алкогольную и сигаретную продукцию, да что говорить, сейчас уже и наркотики доступны даже школьникам. Это заставляет задуматься. Для того чтобы лучше понять что такое – девиантное поведение, для начала необходимо дать определение понятию «социальные нормы».

Сегодня молодежь находится в центре внимания во многих аспектах: образование, молодежная культура, молодежная политика, молодежь и спорт, молодежь и наука, молодежь и субкультуры, но очень часто забывается, что помимо всего этого молодежи необходимо прививать культуру поведения. Независимо от того, каких успехов добьется человек в жизни, ему необходимо быть культурным. Молодежь – самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества. Именно она уже через несколько лет превратится в основную часть нашего общества – займет места от сферы производства до сферы управления, окончательно сформировавшись в своем взгляде на мир.

Актуальной, на наш взгляд, эта тема является еще и потому, что современная молодежь – явление уникальное. Она сформировалась на стыке двух во многом противоречивых эпох – советской и сегодняшней, российской. Это, естественно, наложило отпечаток на восприятие мира, обусловило большую вариативность в личном отношении к сегодняшней жизни, привело к пересмотру жизненных ценностей, собственных принципов.

Девиация – это «неправильное» поведение, поведение, не соответствующее ожиданиям субъектов взаимодействия. Феномен появляется в ситуации субъектной интерпретации проигрываемых ролей. Участники взаимодействия могут по-разному оценивать один и тот же факт поведения в зависимости от того нормативного пространства, в котором находятся. Девиация существует в ситуации неоднородности социокультурного пространства общества и личности, и значимость (размах) феномена увеличивается по мере увеличения его гетерогенности в силу возрастания социокультурной динамики общества и социокультурной мобильности личности [2, C. 6].

Структурно-нормативный аспект проблемы: интерпретация поведения релятивна по отношению к структурным (статусно-групповым) параметрам субъектов взаимодействия. Отдельные организационные группы оценивают один и тот же факт поведения по-разному, в зависимости от тех групповых норм, которые приняты в их группе. Пример – национальные обычаи.

Девиантное поведение возникает в ситуации субъектной интерпретации проигрываемых ролей (интерпретации различными субъектами организационного действия) и не является: нарушением статусных конвенциональных норм, т. е. ролевым конфликтом; нарушением институциональных норм, т. е. девиантным поведением.

На сегодняшний момент существует большое количество общих и частных концепций девиантности, авторы которых, как правило, концентрируют внимание на каком-либо одном, реже на двух-трех, аспектах девиантного поведения. В свою очередь, существует несколько типов классификаций теорий девиантного поведения. Тем не менее традиционно все многообразие подходов сводят к трем направлениям, явившим собой отражение идей позитивизма: биологическому, или антропологическому, психологическому и социологическому.

Основоположником биологической, или антропологической, трактовки природы и причин девиантного считается тюремный врач Чезаре Ломброзо, который одним из первых поставил в центр исследования девиации самого индивида с позиции его телесных, антропологических особенностей. Идеи Ломброзо развивали Ферри и Гарофало, которые признавали роль наследственных факторов, особое внимание уделяли психологическим и социальным факторам. Оба ученых, занимаясь поиском причин преступлений, отрицали идею свободы воли. Немецкий психиатр Кречмер и его последователь Шелдон также обосновывали связь между типом строения тела, характером человека, а следовательно, и его поведенческими реакциями, включая преступные.

По мере развития современной биологии и генетики в рамках биологического направления возникают все новые и новые теории: хромосомная теория Джекобса, теории частоты пульса, уровня серотонина и тестостерона в крови и т. п. [7, C. 90].

Таким образом, в рамках биологического направления отклоняющееся и преступное поведение рассматривается без должного внимания к историческим, культурным и социальным взаимодействиям девианта, а последний рассматривается как «биологический продукт». Результаты исследований нередко противоречивы, ряд исследований показал, что уровень гормонов чувствителен к внешним условиям, не существует никаких доказательств специфического влияния вышеназванных биологических фактов на девиантное поведение. В целом биологическое направление пытается характеризовать индивидуальные причины девиантного поведения, не объясняя девиантность как социальный феномен.

Психологическое направление в изучении девиаций тесно связано с биологическим в том смысле, что оно индивидуалистично, а сами отклонения в поведении выступают, по мысли сторонников этого подхода, прежде всего как продукт тех или иных врожденных или приобретенных особенностей биологии и психики человека.

Становление психологического направления связывают с именами Р. Гарофало и Г. Тарда. Р. Гарофало в работе «Критерии опасного состояния» обосновал клинический подход к изучению преступника. В своих книгах «Законы подражания» и «Философия наказания» объяснил преступное поведение подражанием и обучением.

В основе психологического направления исследований девиаций лежит ряд психологических идей, и в частности психоанализ, разработанный видным австрийским врачом Зигмундом Фрейдом и развитый в работах психологов К. Лоренца, Э. Фромма, А. Адлера, К. Хорни, О. Эйкхорна и многих других. Сторонники фрейдизма рассматривают девиантное поведение и преступления на его основе в качестве естественного проявления человеческого поведения.

В целом для психологической школы в девиантологии решающим фактором выступают врожденные особенности человека, его вытесненные сексуальные влечения и связанные с ними психологические состояния.

Исследования социологов конца XIX – начала XX в. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений (преступность, самоубийства, проституция), проведенный, в частности, Жаном Кетле, Эмилем Дюркгеймом за определенный исторический отрезок времени, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в периоды войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные корни этого явления.

На сегодняшний момент социологическое направление изучения девиантного поведения изобилует множеством социологических теорий, школ и концепций. Кроме того, описание данного многообразия существенно затрудняет их многочисленные классификации.

Развитие социологического направления позитивистской криминологии неизменно связано с именем бельгийского математика и социолога А. Кетле. К факторам, влияющим на совершение преступлений, А. Кетле, помимо демографических, относит социальные и природные. Прогрессивные идейные достижения А. Кетле сводятся к следующему: преступность порождена обществом; она развивается по определенным законам под воздействием социальных и иных объективных факторов; ей присуща статистическая устойчивость; повлиять на преступность можно только путем изменения социальных условий.

Экономические теории социологии девиантности связаны с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Бонгера, Г. Беккера и др. В «Манифесте Коммунистической партии» (1848) К. Маркса и Ф. Энгельса были заложены основы экономического детерминизма, а девиантное поведение выступало побочным продуктом экономических условий. Примененный в экономических теориях девиации сравнительный анализ девиантных и экономических показателей (уровень безработицы, фондовый или децильный коэффициент, индекс Джинни и пр.) актуален по сей день. В современности экономическое направление развивает лауреат Нобелевской премии по экономике Г. Беккер и его последователи.

Теория аномии – первая развернутая социологическая теория девиантности, принадлежит известному французскому социологу Э. Дюркгейму. Взгляды Э. Дюркгейма социологичны, для него первично общество, социальный факт, нежели индивид. Социальное должно объясняться социальным. Общество – это особая реальность, стоящая над индивидами, обусловливающая действия индивидов и осуществляющая над ними контроль.

Дюркгейм утверждает, что девиантное поведение присуще для обществ всех типов. Само существование девиантного поведения является нормой, преступность необходима; она прочно связана с основными условиями любой социальной жизни и именно в силу этого полезна, поскольку те условия, частью которых она является, сами неотделимы от нормальной эволюции морали и права. Преступность представляется неотъемлемым атрибутом прогресса.

Э. Дюркгейм подчеркивал, что преступность нормальна при условии, если она достигает, но не превышает уровня, характерного для общества определенного типа. По Э. Дюркгейму, в стабильном обществе стабилен и уровень девиантных проявлений (пьянства, наркотизма, преступности, самоубийства и т. п.). Но в быстро меняющихся обществах, в условиях социальной дезорганизации наблюдается состояние социальной аномии – состояния общества или личного отношения к обществу, в котором имеются слабый консенсус, недостаток веры в ценности или цели, а также утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих коллективную жизнь.

Мертон рассматривает различные проявления девиантности как закономерное порождение социальных условий. Однако, по Мертону, аномия представляет собой социальные ситуации и индивидуальные ориентации, не соответствующие определяемым культурой целям и доступностью институционализированных средств их достижения. Аномия возникает тогда, когда население не может легитимно достичь провозглашенных обществом в качестве нравственного закона целей.

В подобном случае на долю общества остаются только незаконные способы, благодаря которым люди приспосабливаются к аномии. Требования культуры, предъявляемые к конкретному лицу, оказываются несовместимыми, в связи с чем возникает напряжение.

Тард одним из первых обратил внимание на то, что повышение благосостояния, уровня жизни, образования не влечет за собой сокращения преступности. Тард одним из первых увидел широкое распространение преступности среди людей состоятельных и признаваемых честными.

Согласно теории дифференцированной ассоциации Сатерленда, определенным поведенческим формам, как законопослушным, так и девиантным, обучаются, взаимодействуя с другими людьми в процессе общения. Основной причиной образования дифференцированных связей служит конфликт культур, а главной причиной систематического девиантного поведения – социальная дезорганизация.

Американские социологи Коэн, Клауорд, Л. Оулиан подчеркивали значение конфликта между ценностями, целями среднего класса и возможностями подростков и молодежи из низших слоев достичь этих целей. Они исходили из того, что лица, занимающие различные положения в социальной структуре, не имеют равных шансов на успех, и выделили следующие разновидности подростков и молодежной субкультуры: преступную, конфликтную и ретретистскую. Для преступной субкультуры характерны интеграция субъектов на различных возрастных уровнях, тесная интеграция представителей общепризнанных и незаконных ценностей, т. е. взаимодействие преступников со средой, включая скупщиков краденного, юристов и др. Молодым людям конфликтной субкультуры присуще острое чувство разочарования, возникающее в результате блокирования доступа к цели успеха, отсутствия каких бы то ни было институционализированных каналов, законных или незаконных. Ретретистская субкультура состоит из тех, кто бежит от общества, но нуждается во взаимосвязях с себе подобными.

Сторонники теории субкультур уделяют значительное внимание соотношению различных видов девиантного поведения и социального контроля. Отрицая репрессивное уголовное законодательство, социальный контроль ложится на плечи медицины, образования и иных возможностей для повышения статуса.

На недоступность ценностей культуры общества подростки реагируют созданием субкультуры со своими ценностями, целями и нормами. По А. Коэну, девиантная субкультура как протестная по отношению к культуре общества отличается неутилитарным, злостным и негативистским характером.

К теориям стигматизации относят концепции «драматизации зла» Танненбаума, «социальной идентичности» Гоффмана, «вторичной девиации» Лемерта и «девиантной карьеры и этикетирования» Беккера.

Общество устанавливает способы категоризации людей и определяет набор качеств, которые считаются естественными и нормальными для каждой из категорий. На эту особенность «квалифицировать» действия, поступки, поведение других обратил внимание Мид, предложивший на ее основе концепцию символического интеракционизма. Данную концепцию, применительно к криминологии, рассматривал и Танненбаум. Он утверждал, что процесс криминализации – это процесс наклеивания ярлыков. В повседневной речи используются термины для обозначения стигмы, причем, как правило, мало кто задумывается об их исходном значении, а склонно приписывать человеку длинный ряд несовершенств на основе какого-то из них. В результате подросток становится плохим, потому что так его называют окружающие.

Беккер – известный американский ученый, посвящающий свои работы «человеческому капиталу», расовой дискриминации и ее влиянию на рынок труда, экономике преступности и наказания. Так, подросток, совершивший неблаговидный поступок, подвергается официальному клеймению как нарушитель, преступник, девиант. С указанного момента индивид начинает отождествлять себя с присвоенным ярлыком, и рецидивы девиантного поведения становятся ответом на реакцию общества, на давление социального контроля. В случае если индивид не найдет в себе сил вернуться к правопослушному поведению, то последним шагом в девиантной карьере будет вступление в преступную организацию.

Лемерт ввел понятие «вторичной девиации». Первичная девиация – это девиантные действия до акта официального клеймения, стигматизации. Вторичная девиация развивается после клеймения и как реакция на него.

В целом теория стигматизации вскрывает существенный пласт взаимоотношений преступника и общества, страдая определенной односторонностью. Теории конфликта объединяют значительный круг концепций, берущих начало от социологических теорий конфликта, связанных с именами К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера. Их общая суть – вскрытие конфликтной природы социального быта. В целом, ученые, придерживающиеся теории конфликта, исходят из того, что конфликт – это естественное состояние человеческого общества.

Ключевые положения социологических теорий происхождения девиаций сводятся к признанию норм и отклонений социальными конструктами, имеющими конвенциональную или репрессивную природу. Принципы социологического подхода неоднократно подтверждались и остаются главенствующими среди специалистов, занимающихся проблемой девиантного поведения.

Однако в социологическом направлении, отражающем комплексы причин, условий и факторов, влияющих на возникновение девиантности, не уделялось особого внимания механизмам воспроизводства девиантности.

Социальное исключение представляет собой разрыв связей, за которым следует кризис личностной идентичности и социальная дисквалификация человека. Отчуждение представляет собой внутреннее состояние человека, когда он оказывается исключенным из активной социальной жизни. Отчуждение служит причиной множества видов девиантного поведения, ибо из‑за закрытия доступа к легитимным формам социального взаимодействия человек непременно ищет им замену. Что касается термина «агрессия», то существует масса подходов, объясняющих источник и способы ее объяснения: психоаналитический, когнитивный, биологизаторский и пр. Тем не менее общего определения пока не выработано, и понимание данного феномена происходит на интуитивном уровне. Насилие представляет собой воздействие одного социального агента на другого, которое причиняет ему ничем не заслуженный физический и психологический вред либо превышает меру эквивалентного воздействия в ответных реакциях.

Таким образом, в настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и мотивы ее поступков оказывают важное влияние на все виды девиантного поведения. Но, по-видимому, с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или «комплекса» нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации.

Многосторонний анализ и оценка влияния социальных фактов, ситуации, среды, культуры и социальной структуры на девиацию позволяют дать, прежде всего, собственно социологические теории отклоняющегося поведения. Именно в рамках социологического направления сформировались и развиваются социология девиантности и социального контроля как специальная социологическая теория.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика. / Учебно-методический комплекс. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2013. – 164 с.
Биттер Н.В. Стимулирование направленности девиантных молодых людей на здоровый образ жизни: Дис.,.. канд. пед. наук: 13.00.01. – Барнаул, 2013. – 200 с
Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение молодежи: Автореф. дис.,.. канд. психол. наук. - Рязань, 2013. - 25 с
4. Демидова Е.В. Организационная культура как фактор повышения эффективности обучения // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2010. – № 8. – С. 53-59.
Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. - М.: Академия, 2013. – 288 с.
Кравченко К.А. Организационное строительство и управление персоналом крупной компании. - М.: Академический Проект, 2012. – 640 с.
Крылова Н.Б. Проблемный подросток: его права и возможности. – 2011. – № 9. – С. 17-25
Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 2012. – № 4. – С. 32-41