Expanding performance indicators of regional governance, taking into account the state of the underground sector

Новенькова А.З.1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Russia

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 1, Number 1 (January-March 2017)

Please, cite as:
Novenkova A.Z. Osobennosti tenevogo sektora regionalnoy ekonomiki // Tenevaya ekonomika. – 2017. – Tom 1. – № 1. – S. 13-21. – doi: 10.18334/tek.1.1.37630.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=32607393
Cited: 11 by 07.12.2023

Abstract:
In the article the author gives his definition of the indicator system of the state of economic underground sector; this system takes into account the quality of public administration. The article compliments the existing system of indicators for assessing the efficiency of the executive bodies of the region; in this system we added the efficiency indicators that determine the prospects for the development of the region, indicators of the efficiency and quality of shadow economy regulation, the efficiency indicators of the activities of the judiciary and the activities of the legislative bodies of the region.

Keywords: public administration, performance indicators, underground sector of the regional economy, efficiency and quality of public administration, indicators of regional development, transparency of public administration



Введение

Результирующий вектор развития современной экономики определяется в значительной степени соотношением противоположных тенденций глобализации и регионализации, которые проявляются на всех стадиях общественного воспроизводства и во всех сферах деятельности, что обусловливает необходимость разработки качественно новых управленческих технологий на макро-, мезо и микроуровнях. Реализация центробежных и центростремительных процессов вызывает изменения в содержании теневой экономики, включающей, согласно рекомендованному ООН методическому подходу, скрытую, или законодательно разрешенную, но официально не учитываемую деятельность в рамках формализованных структур и процедур; неформальную, или законодательно разрешенную, но не учитываемую деятельность неформальных структур; нелегальную, или законодательно запрещенную деятельность. Это находит выражение, с одной стороны, в унификации механизмов не учитываемой государством деятельности, в активизации неконтролируемых органами власти межгосударственных и межрегиональных потоков ресурсов, с другой стороны, в расширении спектра видов подобной деятельности, определяемых особенностями территории размещения экономических агентов. В этой связи возникает необходимость изучения теневого сектора на региональном уровне.

Законы и закономерности регионального развития и методические подходы к сущности управления на мезоуровне сформулированы в работах Дж. Бортса, Х. Боса, Ж.Р. Бурдвиля, Д. Вайнштайна, Э. Венаблеса, Дж. Гаглера, А. Гильберта, Е. Глейзера, Х. Гирша, Ч. Джонса, Д. Дэвиса, Х. Зиберта, Л. Инна, П. Кругмана, Х. Ласуэна, Т. Мори, Г. Мюрдаля, Ф. Перру, П. Потье, Х. Ричардсона, Т. Свана, Я. Тинбергена, Дж. Фридмана, П. Хаггета, Т. Хагерстранда, Р. Холла и др.

Проблемы функционирования региональной экономики получили отражение в трудах П. М. Алампиева, А. Д. Арзамасцева, Н. Г. Багаутдиновой, Л. В. Канторовича, С. В. Киселева, Н. Н. Колосовского, И. А. Кузнецова, В. В. Леонтьева, А. Е. Пробста, С. Г. Струмилина, А. И. Татаркина и др. Всесторонние исследования источников и содержания регионального развития проводились П. Я. Баклановым, А. Д. Викторовым, М. В. Глазыриным, Л. К. Гуриевой, В. И. Дуженковым, В. В. Кулешовым, Е. А. Монастырным, К. И. Плетневым, И. С. Цыпиным и др.

Вопросы легализации теневой экономической деятельности и обеспечения национальной безопасности России в эпоху глобализации занимают важное место в научной дискуссии о путях реформирования российской экономики, а также в специальных работах известных российских ученых и общественных деятелей. Среди них труды Т. А. Агаповой, С. А. Афонцева, А. В. Возженкова, Е. Т. Гайдара, С. Ю. Глазьева, А. Н. Илларионова, А. В. Колосова, Д. С. Львова, А. А. Прохожева, В. К. Сенчагова, А. Г. Шаваева и др.

Цель исследования заключается в выявлении структуры теневого сектора региональной экономики с использованием методики макросегментирования, что позволяет уточнить состав рекомендаций относительно формирования и развития системы регулирования теневым сектором региональной экономики на основе совершенствования публичного управления.

Теоретической и методологической основой исследования являются концептуальные положения фундаментальных и прикладных научных работ ведущих отечественных и зарубежных ученых в области стратегического менеджмента, регионального управления, разработки и принятия управленческих решений, управления внедрением информационных систем.

Информационную базу исследования составляют сведения федеральных органов государственной статистики Российской Федерации (Росстат) и их территориальных управлений, Счетной палаты РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные Международной неправительственной организации Transparency International.

Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии методической базы формирования системы регионального регулирования теневой экономикой на основе использования инструментов публичного управления с целью обеспечения качественных изменений в развитии регионального хозяйства.

Сегменты на сетке

Исследование теневого сектора региональной экономики позволило предложить авторский подход к его структуре, отличающийся от используемого в практике государств с развитой рыночной экономикой и учитывающий особенности современной России. Согласно данному подходу, в составе теневой экономики выделены следующие составляющие: домашняя экономика, в рамках которой явные контрактные отношения регулируются исключительно неформальными институтами (традиции, социальный капитал, социальное доверие и др.) без нарушения формальных ограничений; теневая, или криминальная экономика как совокупность неявных контрактов с участием незарегистрированных в установленном порядке субъектов предпринимательских отношений, которые осуществляются с нарушением формальных институтов (законы, подзаконные акты) вопреки механизмам принуждения, обеспечивающим соблюдение институциональных ограничений, что принимает форму экономических преступлений; нефиксируемая экономика как совокупность неявных контрактов, осуществляемых агентами легального сектора экономики (зарегистрированными в установленном порядке субъектами предпринимательства, бюрократическим аппаратом, менеджерами) с нарушением формальных ограничений, что принимает форму налоговых и иных правонарушений; неучтенная, или ненаблюдаемая экономика как совокупность неявных контрактов, осуществляемых с нарушением требований финансового и иных форм государственного контроля с участием агентов легального сектора экономики (искажение отчетности, приписки, фальсификация сведений о качестве товаров и др.); собственно неформальная экономика как совокупность неявных контрактов, осуществляемых в соответствии с неформальными институтами (оппортунистическое рентоориентированное поведение бюрократического аппарата, субъектов предпринимательства, домохозяйств).

В ходе анализа проведена сегментация теневого сектора региональной экономики в соответствии с содержанием модели концептуализации базового рынка и выделением базовой потребности, которая в данном случае представляет собой потребность экономических агентов в максимизации дохода и минимизации трансакционных издержек. В качестве дополнительных потребностей, удовлетворяемых в результате теневизации экономики, выступают потребность в соперничестве (удовлетворяемая на основе реализации конкурентного потенциала) [1, 3, 9] (Akhmeduev, 2015; Glushkov, 2010; Podolnyy, Podolnaya, 2009), потребность в причастности (принадлежности к социальной группе) и потребность в самовыражении (удовлетворяемая на основе реализации инновационного потенциала) [7, 8] (Kalmanbetova, 2016; Novenkova, 2012).

Полученные данные позволяют построить сетку макросегментирования по следующим переменным: «функция», или пакет выгод, воспринимаемых группой экономических агентов (формирование новых (институциональное новаторство), дублирование существующих (институциональная конкуренция) и угасание устаревших институтов (институциональная консервация)); «технология», или альтернативные способы выполнения функций (соответствующие формальным институтам; нарушающие формальные институты, но не характеризующиеся общественной опасностью; нарушающие формальные институты и характеризующиеся общественной опасностью), «потребители», наделенные определенными целевыми установками (домохозяйства, субъекты предпринимательства, государство) [2, 5, 6] (Voronina, 2016; Zazdravnyh, 2015; Kalashnikova, Mironenko, 2014). Следовательно, теневой сектор региональной экономики делится на 27 сегментов (3*3*3). Каждый из указанных сегментов обладает определенными ключевыми характеристиками.

1 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию инновационного потенциала домохозяйств в соответствии с формальными институтами (репетиторство, индивидуальное строительство).

2 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию инновационного потенциала домохозяйств с нарушением формальных институтов (незаконное индивидуальное предпринимательство с причинением ущерба, не являющегося крупным и особо крупным).

3 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию инновационного потенциала домохозяйств с нарушением формальных институтов и характеризующиеся общественной опасностью (незаконное индивидуальное предпринимательство с причинением ущерба, являющегося крупным и особо крупным).

4 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию конкурентного потенциала домохозяйств в соответствии с формальными институтами (скрытая занятость).

5 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию конкурентного потенциала домохозяйств с нарушением формальных институтов (легальная занятость, но с декларацией части трудового дохода с целью снижения налогового бремени).

6 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию конкурентного потенциала домохозяйств с нарушением формальных институтов и характеризующиеся общественной опасностью (нарушение правил валютного, налогового, таможенного законодательства, влекущее за собой уголовную ответственность).

7 тип. Теневые процессы с участием домохозяйств, обеспечивающие институциональную консервацию в соответствии с формальными институтами (ведение подсобного хозяйства).

8 тип. Теневые процессы с участием домохозяйств, обеспечивающие институциональную консервацию с нарушением формальных институтов (оппортунизм заемщиков при исполнении договора банковского кредитования, потребителей услуг ЖКХ).

9 тип. Теневые процессы с участием домохозяйств, обеспечивающие институциональную консервацию с нарушением формальных институтов и характеризующиеся общественной опасностью (дача взятки должностному лицу, фальшивомонетничество).

10 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию инновационного потенциала субъектов предпринимательства в соответствии с формальными институтами (разработка и внедрение принципиально новых инструментов финансового рынка, в качестве которых на определенном этапе развития выступали деривативы, факторинг, форфейтинг и др.).

11 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию инновационного потенциала субъектов предпринимательства с нарушением формальных институтов (незаконное предпринимательство в форме предпринимательства без лицензии или с нарушением лицензионных требований с причинением ущерба, не являющегося крупным и особо крупным; лжепредпринимательство).

12 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию инновационного потенциала субъектов предпринимательства с нарушением формальных институтов и характеризующиеся общественной опасностью (незаконное предпринимательство с причинением ущерба, являющегося крупным и особо крупным).

13 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию конкурентного потенциала субъектов предпринимательства в соответствии с формальными институтами (налоговая оптимизация, основанная на двойственной трактовке норм налогового законодательства).

14 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию конкурентного потенциала субъектов предпринимательства с нарушением формальных институтов (фальсификация сведений о качестве товара, о состоянии показателей финансово-хозяйственной деятельности с целью снижения налогового бремени, использование чужого товарного знака).

15 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию конкурентного потенциала субъектов предпринимательства с нарушением формальных институтов и характеризующиеся общественной опасностью (нарушение правил валютного, налогового, таможенного, трудового законодательства, влекущее за собой уголовную ответственность; производство и реализация товаров, исключенных из свободного оборота (оружие, наркотические средства)).

16 тип. Теневые процессы с участием субъектов предпринимательства, обеспечивающие институциональную консервацию в соответствии с формальными институтами (использование неэффективной ставки по кредитам банковскими организациями).

17 тип. Теневые процессы с участием субъектов предпринимательства, обеспечивающие институциональную консервацию с нарушением формальных институтов (оппортунизм менеджеров).

18 тип. Теневые процессы с участием субъектов предпринимательства, обеспечивающие институциональную консервацию с нарушением формальных институтов и характеризующиеся общественной опасностью (фиктивное и преднамеренное банкротство).

19 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию инновационного потенциала государства в соответствии с формальными институтами (налоговая амнистия).

20 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию инновационного потенциала государства с нарушением формальных институтов (создание преференций для товаров, которые произведены предпринимателями, зарегистрированными в регионе (муниципальном образовании)).

21 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию инновационного потенциала государства с нарушением формальных институтов и характеризующиеся общественной опасностью (нарушение принципа единства экономического пространства).

22 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию конкурентного потенциала государства в соответствии с формальными институтами (логроллинг, лоббизм).

23 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию конкурентного потенциала государства с нарушением формальных институтов (высокие барьеры для вступления на локальный рынок).

24 тип. Теневые процессы, обеспечивающие реализацию конкурентного потенциала государства с нарушением формальных институтов и характеризующиеся общественной опасностью (нецелевое расходование бюджетных средств).

25 тип. Теневые процессы с участием государства, обеспечивающие институциональную консервацию в соответствии с формальными институтами (искажение официальной отчетности региональными органами власти с целью получения дотаций из федерального бюджета).

26 тип. Теневые процессы с участием государства, обеспечивающие институциональную консервацию с нарушением формальных институтов (оппортунизм бюрократического аппарата, нарушение правил ведения закупок для государственных нужд).

27 тип. Теневые процессы с участием государства, обеспечивающие институциональную консервацию с нарушением формальных институтов и характеризующиеся общественной опасностью (коррупция, взяточничество).

В отличие от традиционных методов сегментирования предложенный метод макросегментирования теневого сектора региональной экономики позволяет выделить однородные части (сегменты) исследуемого рынка и детализировать аналитическую работу применительно к характеристикам отдельных экономических агентов, что является основой для разработки действенных механизмов легитимизации теневых процессов с учетом особенностей региональной экономики.

Вывод

Проведенное исследование позволило уточнить понятийно-терминологическую конструкцию категории «теневая экономика», что способствует выявлению влияния теневого сектора на динамику мезоэкономических индикаторов.


References:

Akhmeduev A. (2015). Tenevaya ekonomika: sistemnyy resurs i faktor tormozheniya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [Shadow Economy in Russia: System Resourceand a Factor of Braking Social and Economic Development]. Voprosy Ekonomiki. (9). 152-160. (in Russian).
Arbuzov S.G. (2016). Otsenka effektivnosti upravleniya innovatsionnym razvitiem v kontekste obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [Efficiency assessment of the innovative development management in the context of securing the economic safety]. Creative economy. 10 (12). 1337-1344. (in Russian). doi: 10.18334/ce.10.12.37201.
Ivanovskaya L.A. (2016). Vliyanie minimalnoy zarplaty na rynok truda [The impact of the minimum wage on the labor market]. Labor economics. 3 (4). 341-358. (in Russian). doi: 10.18334/et.3.4.37097.
Kochergin M.A. (2017). Bezrabotitsa i eyo posledstviya dlya ekonomiki strany (statisticheskiy analiz na primere RF) [Unemployment and its consequences for the country's economy (statistical analysis using the example of the Russian Federation)]. Labor economics. 4 (1). 9-18. (in Russian). doi: 10.18334/et.4.1.37767.
Kosmin A.D., Kuznetsova O.P. (2015). Korruptsiya kak forma svecheniya vysokogo urovnya primativnosti [Corruption as the light form of the high primitivity level]. Russian Entrepreneurship. 16 (24). 4403-4418. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.24.2172.
Kostin A.V. (2012). Tenevaya ekonomika i gosudarstvennoe upravlenie [Shadow Economy and public administration]. Mir ekonomiki i upravleniya. 12 (1). 18-25. (in Russian).
Krasilnikova E.A., Mayorova E.A. (2015). Otsenka tendentsiy razvitiya struktury postupleniya i ispolzovaniya denezhnyh dokhodov naseleniya, a takzhe mobilnosti trudovyh resursov v territorialnom razreze Rossii [Assessment of development trends in the structure of the receipt and use of money income of the population and mobility of labor resources in the Russia territorial aspect ]. The Journal of trade and economics. 2 (4). 259-274. (in Russian). doi: 10.18334/tezh.2.4.1958.
Kuznetsov V.V., Kuznetsova O.P., Galtseva O.V. (2016). O sotsialnoy suschnosti korruptsii [On the social essence of corruption]. Russian Entrepreneurship. 17 (11). 1381-1394. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.11.35306.
Metelev S.E. (2009). Kriminalnye yavleniya v sovremennom rossiyskom obschestve i ikh vliyanie na ekonomiku i upravlenie [Criminal phenomena in modern Russian society and their impact on the economy and governance] Omsk: Omskiy institut (fil.) RGTEU. (in Russian).
Nemchaninova M.A. (2015). Primenenie zarubezhnogo opyta dlya sovershenstvovaniya regionalnoy kontsessionnoy politiki [Applying foreign experience to improve regional concession policy]. Journal of Public-Private Partnership. 2 (2). 87-100. (in Russian). doi: 10.18334/ppp.2.2.1860.
Novenkova A.Z. (2012). Regulirovanie tenevogo sektora regionalnoy ekonomiki na osnove razvitiya sistemy publichnogo upravleniya [Regulation of the underground sector of the regional economy on the basis of the development of the public administration system] Kazan. (in Russian).
Novenkova A.Z. (2017). Osobennosti tenevogo sektora regionalnoy ekonomiki [Peculiarities of underground sector of the regional economy]. Tenevaya ekonomika. 1 (1). (in Russian). doi: 10.18334/tek.1.1.37630.
Novenkova A.Z. (2017). Vliyanie tenevoy ekonomiki na dinamiku pokazateley regionalnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [The impact of shadow economy on the dynamics of indicators of regional socio-economic development]. Tenevaya ekonomika. 1 (2). (in Russian). doi: 10.18334/tek.1.2.37632.
Pigina T.N. (2015). Bezrabotitsa kak pokazatel sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona (na primere Respubliki Khakasiya) [Unemployment as the indicator of socio-economic development of a region(by the example of the Republic of Khakassia)]. Russian Entrepreneurship. 16 (6). 843-852. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.6.146.
Pustobaev V.P. (2015). Model formirovaniya grafa institutsionalnoy sredy regiona [Model of formation of the graph of the institutional environment of the region]. Issues of innovative economy. 5 (4). 207-228. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.5.4.34864.
Selivanov A. I. (2010). Geopoliticheskie i geoekonomicheskie prichiny korruptsii v Rossii [Geopolitical and geo-economic causes of corruption in Russia]. Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie. (5). 35-43. (in Russian).
Tokhirov T.I. (2013). Upravlenie ekonomicheskoy bezopasnostyu regiona [Management of economic security of the region]. Economics, entrepreneurship and law. 3 (2). 19-26. (in Russian).
Topilin A.V. (2016). Migratsiya i sbalansirovannost regionalnyh rynkov truda [Migration and balance of regional labor markets]. Migratsiya i sotsialno-ekonomicheskoe razvitie. 1 (2). 79-96. (in Russian). doi: 10.18334/migration.1.2.38084.
Vorobeva O.D. (2016). Effekty i promakhi transformatsii institutov migratsionnoy politiki v Rossii [Effects and defaults of the transformation of Russian Migration Policy Institute(MPI). ]. Migratsiya i sotsialno-ekonomicheskoe razvitie. 1 (3). 153-178. (in Russian). doi: 10.18334/migration.1.3.38087.

Страница обновлена: 03.05.2024 в 00:42:55