Инновационное предпринимательство как фактор устойчивого экономического развития муниципального образования

Никитенко С.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (23), Ноябрь 2008

Цитировать:
Никитенко С.М. Инновационное предпринимательство как фактор устойчивого экономического развития муниципального образования // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 11. – С. 86-91.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11600958
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Современная экономическая наука пока еще не дает полноценного теоретического обоснования формированию экономических механизмов развития муниципальных образований в условиях перехода к строительству экономики на основе знаний. Сложившиеся механизмы управления муниципальными образованиями не способствуют эффективному использованию местных ресурсов. Ставшие традиционными для России стратегии экономического развития муниципальных образований, основанные на привлечении на их территорию известных крупных компаний из других регионов, доказали свою несостоятельность. На поверку такой подход оказывается не стабильным, не способствует значительному увеличению количества рабочих мест и, что самое главное, не обеспечивает существенного прироста местного бюджета.

Ключевые слова: инновации, инновационное предпринимательство, экономический рост, инновационное развитие, муниципальные образования

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современная экономическая наука пока еще не дает полноценного теоретического обоснования формированию экономических механизмов развития муниципальных образований (МО) в условиях перехода к строительству экономики на основе знаний. Сложившиеся механизмы управления муниципальными образованиями не способствует эффективному использованию местных ресурсов. Ставшие традиционными для России стратегии экономического развития МО, основанные на привлечении на их территорию известных крупных компаний из других регионов, доказали свою несостоятельность. На поверку такой подход оказывается не стабильным, не способствует значительному увеличению количества рабочих мест и, что самое главное, не обеспечивает существенного прироста местного бюджета.

Проблемы и вопросы развития инновационного предпринимательства в муниципальных образованиях были в свое время предметно рассмотрены на VII Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Инновации и развитие малого бизнеса». В Рекомендациях конференции было записано: органам законодательной и исполнительной власти муниципального уровня разработать и согласовать стратегии, программы развития инновационного предпринимательства на соответствующей территории и обеспечить их выполнение.

Но как практически подойти к решению вышеперечисленных задач и проблем? Ведь эти вопросы являются «белым пятном» в современной теории муниципального управления.

Отечественный опыт показывает, что местное самоуправле­ние — это всегда комбинация интересов различных институциональных структур, в том числе бизнеса. И во многих случаях их экономические интересы не совпадают с потребностями местного сообщества, перспектива развития которого, как правило, предопределена политикой эффективного использования местного интеллектуального потенциала и природных ресурсов, которые, в свою очередь, обеспечивают создание новых рабочих мест и стимулируют рост экономической активности.

В поисках механизма, обеспечивающего практическое взаимодействие бизнеса, науки и органов власти в границах определенной территории в Кемеровской области в МО «Кемеровский район» одновременно были реализованы несколько проектов инновационного типа на основе научно-технических разработок, созданных и запатентованных учеными вузов Кузбасса. Чтобы добиться максимального синергетического эффекта, была поставлена еще одна задача — проекты должны взаимно дополнять друг друга. Также необходимо было добиться того, чтобы затраты на внедрение новых разработок, технологий были минимальными (или меньше, чем традиционные), а полученный экономический эффект — в разы больше. Отобранные проекты отражали общую специфику МО Кузбасса. В комплекс проектов под общим названием «Обеспечение устойчивого социально-экономического развития МО «Кемеровский район» на основе внедрения эффективных ресурсосберегающих технологий» вошли четыре инновационных проекта.

Усилия трех университетов и Инновационного научно-производственного центра «ИННОТЕХ» (ИНПЦ «ИННОТЕХ») были направлены исключительно на решение важнейших муниципальных проблем, начиная с теплоснабжения и заканчивая питанием. Нетрудно понять интерес руководителей МО к сотрудничеству, когда «наука» реально снижает затраты на ЖКХ, стабилизирует сельскохозяйственное производство, закладывает возможность производства высокотехнологичной продукции, в том числе обладающей экспортным потенциалом. Таким образом, закладывается механизм устойчивого социально-экономического развития муниципального образования. Опыт убедил, что совместные усилия власти, бизнеса и науки, направленные на взаимовыгодное сотрудничество в границах одной территории, позволяют получить значительный экономический и социальный эффект. Совокупный эффект от реализации комплекса проектов превзошел все ожидания. Результаты проекта демонстрировались на VI Московском международном салоне инноваций и инвестиций, где ИНПЦ «ИННОТЕХ» (руководитель комплекса проектов) и Администрация МО «Кемеровский район» за реализацию проекта «Механизм сотрудничества «наука-власть-бизнес» были награждены «Золотой» медалью Салона. Все проекты были отмечены специальными дипломами за эффективные технологии, представленные в специализированном разделе Салона «Город: инновационные решения».

После завершения проекта было создано два малых инновационных предприятия, которые получили финансовую поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Кроме того, был апробирован финансовый механизма аккумулирования и реинвестирования сэкономленных и привлеченных денежных средств для реализации очередных проектов в форме некоммерческого муниципального фонда развития предпринимательства.

Для исследования причин, сдерживающих переход МО на путь устойчивого развития, в текущем году в Кузбассе подготовлен к реализации очередной комплекс проектов под общим названием «Формирование у жителей МО мотивации инновационного мышления и повышение уровня их социальной активности на примере реализации апробированных проектов». Проекты будут реализованы на других территориях Кемеровской области: МО «Тяжинский район» и МО «Тисульский район». Проекты, включенные в комплекс, отражают специфику и проблемы местных сообществ.

Хронический недостаток собственных денежных средств и инвестиционных ресурсов в МО серьезно ограничивают развитие предпринимательского сектора, особенно в инновационной сфере, и МО не способны обеспечить финансами даже старт проектов. Естественно, что на прямое финансирование со стороны муниципальных образований рассчитывать не приходится, если даже от проектов ожидаются приличные коммерческие результаты. Тем не менее, как показал анализ, в российском законодательстве имеются некоторые фрагментарные механизмы, которые могут быть рекомендованы МО и которые были апробированы при реализации вышеуказанных проектов. Так, в Налоговом Кодексе РФ (ч. II , глава 25 «Налог на прибыль организаций») заложен финансовый механизм Фонда технологического развития, который признает для целей налогообложения в пределах 1,5 процента доходов (валовой выручки) налогоплательщика. Применительно к рассматриваемой теме можно сказать, что предприятия, хозяйствующие на территории МО, имеют возможность до 1,5% налогооблагаемой базы отчислять в местный фонд технологического развития, относя перечисленную сумму на себестоимость продукции (услуг). Такие фонды могут создаваться как органами местной власти, так и коммерческими структурами.

Другой, более доступный механизм, предполагает создание простого товарищества в соответствии со ст. 1041 ГК РФ. Членов товарищества может объединять договор о совместной деятельности. Форма простого товарищества позволяет его участникам вложить в общее дело деньги, имущество, профессиональные знания (в т.ч. интеллектуальную собственность), навыки и умения, деловую репутацию и деловые связи (п.1 ст.1042 ГК РФ). Участниками товарищества могут стать предприятия любой формы собственности.

Формирование независимых дополнительных и существенных источников доходов в МО возможно и в условиях действующего законодательства. Механизмы аккумулирования денежных средств в МО могут стать надежным ресурсом для устойчивого развития предпринимательского сектора. Необходимо лишь создать соответствующие условия. Инновационная политика может рассматриваться как ключевой механизм устойчивого социально-экономического развития территории, если будет поддерживать практическую реализацию нестандартных рыночных решений. Деятельность местных властей, в данном случае, предполагает обеспечение реализации бюджетоэффективных научных разработок, рыночную поддержку новых товаров и услуг.


Источники:

1. Ветров Г.Ю., Д.М. Ланцев. Проблемы и перспективы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований России. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 2 (319), 2007.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992. - 702 с.
3. Академия менеджмента и рынка [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.amir.ru/?rid=483 – Загл. с экрана
4. Российский фонд технологического развития [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.rftr.ru

Страница обновлена: 29.03.2024 в 18:25:18