Творческая (созидательная) энергия человека как основной источник формирования экономических и социальных отношений в обществе

Мельников О.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (1), Январь 2007

Цитировать:
Мельников О.Н. Творческая (созидательная) энергия человека как основной источник формирования экономических и социальных отношений в обществе // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 1. – С. 11-18.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959290
Цитирований: 22 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
С развитием цивилизации и расширением границ знаний, позволяющих человечеству переходить к использованию в хозяйственных целях все новых и новых видов энергий, предметный мир, создаваемый и непрерывно совершенствующийся человеком, все больше «вбирает» в себя энергию окружающего мира. При этом нельзя забывать, что то, что уже создано людьми является не просто продуктом их труда, а объектом затрат корпоративной творческой (созидательной) энергии всех тех, кто участвовал в создании и продвижении на рынок всего многообразия предметов потребления.

Ключевые слова: творческая энергия, креативность, интеллектуально-креативные ресурсы, созидательная деятельность



С развитием цивилизации и расширением границ знаний, позволяющих человечеству переходить к использованию в хозяйственных целях все новых и новых видов энергий, предметный мир, создаваемый и непрерывно совершенствующийся человеком, все больше «вбирает» в себя энергию окружающего мира. При этом нельзя забывать, что то, что уже создано людьми является не просто продуктом их труда, а объектом затрат корпоративной творческой (созидательной) энергии всех тех, кто участвовал в создании и продвижении на рынок всего многообразия предметов потребления.

Поскольку номенклатура создаваемого предметного мира стремится к бесконечному множеству, напрашивается вывод о том, что для полного обеспечения своей жизнеспособности каждый отдельный человек не может вырабатывать достаточного количества личной творческой энергии, которое удовлетворило бы все его потребности. Поэтому, покупая товары или услуги, он не просто удовлетворяет свои потребности в общепринятом сегодня понятии, а приобретает тот уровень недостающий ему творческой энергии, сконцентрированный в получаемых товарах или услугах, который необходим ему для восстановления или поддержания своего биоэнергетического баланса. Отсюда следует, что товары и услуги одновременно являются и носителями творческой энергии (созидательных действий) их создателей, и объектом экономических, в том числе рыночных, отношений.

Важно подчеркнуть, что наблюдающаяся сегодня интеллектуализация экономики является абсолютно объективным процессом расширения зоны использования творческой энергии. Это приводит к тому, что в рамках производства товаров и услуг постепенно происходит своеобразное «вытеснение» затратных и экологически опасных видов энергии.

Можно утверждать, что область экономических отношений объединяет в единую экосистему самого человека и окружающий его мир. Другими словами, они формируют условия, обеспечивающие сохранение человека как одного из биологических видов, живущих на Земле. При этом, чем выше уровень проявления творческой энергии каждым субъектом (работником), тем большее развитие получают экономические отношения. Поэтому стремление человека к социальному развитию своей генной творческой энергии (прежде всего через получение образования, квалификации и навыков работы) является естественной и объективной необходимостью его существования.

Роль «регулятора» в обеспечивающих жизнеспособность человека экономических отношениях играют социальные взаимоотношения как на государственном, так и на корпоративном уровнях. Отсюда следует, что любое искусственное (например, в результате несовершенных законов) сдерживание процесса формирования «нормальных» экономических отношений между человеком и обществом (предприятием) приводит к тому, что человек вынужден с этим бороться различными социальными средствами (вплоть до социальных революций).

Из вышеизложенного ясно, что степень контакта человека с окружающим и предметным миром, определяется уровнем снижения у него того или иного вида энергии, необходимого ему для поддержания своей жизнеспособности (тепловой, биохимической и т.д.). Это, в свою очередь, определяется защитными биоэнергетическими процессами, возникающими в человеческом организме и проявляющимися в виде ответной реакции на происходящие внешние (природные, социальные, техногенные и т.п.) изменения окружающей среды.

Такой ответной реакцией является генерирование человеком творческой (созидательной) энергии, которую, на наш взгляд, следует отнести к основному источнику экономических и социальных преобразований в обществе. То есть творческая энергия ‑ это объективно существующая природная субстанция, которая через общественно-полезную деятельность человека по преобразованию окружающего мира в материальные и духовные экономические продукты, связывает его биоэнергетику с энергиями окружающего мира.

В результате использования новых (возможно, не известных сегодня) видов энергии, а, следовательно, и более высоких технологий во всех видах экономических продуктов увеличивается интеллектуальная составляющая творческой энергии. А это всегда приводит не только к большей «интеллектуализации» производимых продуктов, но и к снижению их материало- и энергоемкости, повышению экологической чистоты и стремительному (в соответствии с законом повышения степени идеальности [1]) «сближению» с природными свойствами окружающего мира. Это подтверждает наше заключение о том, что с технологическим развитием материальные экономические продукты все больше вбирают в себя черты интеллектуальных экономических продуктов.

Мы хорошо понимаем причины существующего особого положения человека и человеческой популяции, в частности:

‑ это совершенствующийся Разум, ответственный за сохранение нас как биовида и стремящийся ради этого «подчинить себе» природные стихии;

‑ это накапливающийся и передающийся из поколения в поколение (наследующийся – О.М.) опыт преобразования физической и творческой энергии человека в экономические продукты, необходимые ему для обеспечения своей жизнеспособности;

‑ это неизбежное производство нового знания и ретроспективный взгляд, который позволяет понять, что с появлением человека произошла величайшая биологическая революция с непредсказуемыми последствиями для судьбы самой биосферы [2].

Как справедливо отмечают Кирсанов К.А., Буянов В.П., Михайлов Л.М.: «Переход к интеллектуальному труду – это не просто смена вида деятельности, это глобальная трансформация труда в рамках биосферы к труду в рамках ноосферы. Если традиционным трудом занимается представитель биологического вида homo sapiens, то интеллектуальным трудом занимается интеллектуальная система. Субъектом труда становится не человек, рассматриваемый с позиций его физических возможностей (все современные теории труда в той или иной степени возводят этот атрибут в рамки доминанты), а интеллектуальная система, грешащая индивидуализмом и субъективностью в поле глобальных объективных преобразований, которые требуют пересмотра моделей субъектов труда» [3].

На основании вышеизложенного рассмотрим вопрос о грани, которая разделяет понятия «интеллект» и «созидательная деятельность» человека («творческая энергия»).

Интеллект (ум) – это мыслительная (внутренняя) деятельность мозга, аккумулирующая и перерабатывающая внешнюю информацию, принимаемую от самых различных источников во время образовательных и других квалификационных процессов. Все накопленные в результате этого знания, навыки, опыт являются интеллектуальным капиталом, или интеллектуальным потенциалом творческих возможностей человека, который по аналогии с понятиями традиционной экономики можно соотнести с основным капиталом.

Созидательная деятельность, активность (синонимом данного выражения является словосочетание творческая энергия [4]) – это внешнее проявление интеллектуальных способностей (интеллекта) во время практического использования интеллектуального капитала человека с целью изменения (улучшения, преобразования и т.п.) экономических или социальных объектов, на которые данная энергия направлена. Возникающие в результате такого воздействия перемены, зафиксированные материальным или духовным (интеллектуальным) экономическим продуктом, являются предметом или объектом всех последующих экономических или социальных операций.

Следует особо подчеркнуть, что способность конкретного человека к внесению в одно и то же время наибольших или наименьших изменений в окружающий духовный или предметный мир всегда проявляется в конкретных областях его деятельности. То есть все люди по-своему талантливы, но только там, где «им начертано судьбой». Поэтому основной социально-экономической задачей бизнеса является создание через свои структуры управления (например, через использование организационно-структурного капитала предприятия) таких условий, которые были бы способны каждому субъекту рыночных отношений (в том числе работнику предприятия) обеспечить условия и возможности для максимального проявления своего «таланта».

Нельзя отрицать тот факт, что основные экономические ресурсы фирмы или предприятия, которые, как известно, объединяют в себе капитал, материалы, технологию, информацию и человеческие ресурсы, являются сейчас и всегда останутся базовыми для ныне действующих и будущих компаний. Однако на высокотехнологичных предприятиях сегодня происходит все большее смещение акцента и «весового» значения не просто в сторону человеческих, а именно интеллектуально-креативных ресурсов организации, от которых зависит практическая реализация всех задач экономической деятельности предприятия, а рыночный успех фирмы определяют «талант и время» ее работников.

Все группы ресурсов (материальные, финансовые, управленческие и др.) мертвы без соприкосновения с интеллектуально-креативными ресурсами организации (рис. 1). При этом только креативная (созидательная) составляющая интеллектуальных ресурсов способна обеспечивать достижение экономических целей организации.

Экономическая сущность проявления и использования ресурсов человека

Рис. 1. Экономическая сущность проявления и использования ресурсов человека.

При этом, по мнению автора, человеческие ресурсы следует рассматривать как совокупность его неотчуждаемой собственности (в виде его физических и интеллектуальных, или духовных, по К. Марксу, ресурсов), которые принадлежат любому человеку на правах личной собственности, которую можно соотнести с «основным капиталом», и отчуждаемой собственности. Последняя проявляется в виде затрат физической и творческой энергии человека, «и которые пускаются им в ход, когда он производит какие-либо потребительские стоимости» [5], отраженные в экономических продуктах его труда.

Очевиден факт: от уровня и степени развитости интеллектуально-креативных ресурсов, используемых организацией, зависят экономические показатели использования всех остальных видов ресурсов. Поэтому важно знать природу не только интеллектуальных, но и креативных ресурсов предприятия, а также механизмы формирования и управления этими ресурсами.

Выводы

1. Для экономики главным является реальное, то есть практическое воплощение в экономических продуктах интеллектуальных способностей каждого работника

2. Знания (явные и неявные, осознанные и неосознанные), навыки и умения выступают в качестве составляющих интеллектуального (основного) капитала личности работника, в то время как созидательные действия, проявляемые в виде творческой энергии, являются его креативным (оборотным) капиталом.

3. Важно знать природу, роль и место не только интеллекта, но и тех созидательных действий, которые олицетворяют фактическую экономическую и социальную роль специалиста на предприятия и человека в окружающем его мире в целом.

4. Предметный мир является не только продуктом труда, но и объектом затрат корпоративной творческой энергии всех, кто участвовал в создании и продвижении указанного продукта на рынок.

5. Реакцией на различные внешние (природные, социальные, техногенные и т.п.) явления окружающей среды служит генерирование человеком его творческой энергии, которую можно назвать первоисточником экономических и социальных преобразований в обществе.

6. Все группы ресурсов (материальные, финансовые, управленческие и др.) «мертвы» без соприкосновения с интеллектуально-креативными ресурсами организации.


Источники:

1. Иванов Г.И. Формула творчества, или как научиться изобретать. – М.: Просвещение, 1994 – 208 с. – С. 36.
2. Железнов Ю.Д., Абрамян Э.А., Новикова С.Т Человек в природе и обществе: Учебник. – М.: МНЭПУ, 2000. – 300 с.‑ С. 208
3. Кирсанов К.А., Буянов В.П., Михайлов Л.М. Теория труда: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 416 с. – С. 20-21
4. в соответствии со «Словарем синонимов русского языка» ‑ М.: Русский язык, 1989. - С. 12, 414, 492
5. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга 1: Процесс производства капитала. Серия «Выдающиеся экономисты». – М.: ОАО «»ЦСЭ», 2001. – 800с. – С. 157

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:39