Инновационная активность предприятий как основа формирования новых экономических отношений

Раздольский М.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (5), Май 2007

Цитировать:
Раздольский М.А. Инновационная активность предприятий как основа формирования новых экономических отношений // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 5. – С. 46-48.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038133

Аннотация:
Усиление открытости национальных экономик развитых стран, возрастание зависимости от мирового хозяйства, необходимость повышения конкурентоспособности предприятий на расширяющихся рынках привели к постепенной переориентации всех систем государственного регулирования экономики на активизацию поддержки инновационного предпринимательства. При этом направления развития инноваций во многом определяются общим уровнем развития мировой науки.

Ключевые слова: инновации, инновационное предпринимательство, инновационная активность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Усиление открытости национальных экономик развитых стран, возрастание зависимости от мирового хозяйства, необходимость повышения конкурентоспособности предприятий на расширяющихся рынках привели к постепенной переориентации всех систем государственного регулирования экономики на активизацию поддержки инновационного предпринимательства. При этом направления развития инноваций во многом определяются общим уровнем развития мировой науки.

В передовых странах Европы, Америки и Азии, вступивших в стадию постиндустриального развития и строящих информационные общества, или общества, построенные на знаниях, государства оказывают поддержку с точки зрения финансовых вливаний, законодательного обеспечения и налоговых льгот конкретным проектам, получившим поддержку и признание со стороны национальных производителей и государственных структур в качестве начинаний, способных принести максимальную выгоду обществу. Это означает, что их осуществление укрепит позиции на мировых рынках наукоемкой продукции и высоких технологий, будет содействовать расширению налогооблагаемой базы, национальной безопасности и окажет радикальное влияние на улучшение экологической, демографической и социально-культурной ситуации в каждой данной стране.

Такие проекты проходят тщательный отбор на основе сложившейся методологии выбора и оценки научных достижений и технологических решений, принятых в данной стране, и гарантирующих преимущества создаваемой в ней продукции. К ним могут принадлежать также механизмы модернизации организационных форм производства, науки и образования, социальные программы и т.д. Отбор этих проектов в системе государственных ведомств, оказывающих поддержку научным исследованиям, может опираться на фиксированный список приоритетов, например, критических технологий, но это скорее исключение из общего правила, заключающееся в том, что единых "обязательных" общенациональных списков приоритетов нет. Есть приоритеты в деятельности определенных ведомств, которые реализуются, в том числе и в научно-исследовательских программах. Таким образом, приоритетами государственной научно-технической политики становятся стратегические цели развития соответствующих направлений. Далее эти цели уточняются в конкретных программах и проектах, проходящих жесткий конкурсный отбор, экспертизу и оценку результатов по завершении.

Проводя научную политику, правительство:

‑ создает резерв фундаментальных научных идей и способствует подготовке соответствующих специалистов для разработки новых технологий;

‑ снижает финансовый риск научно-технических проектов;

‑ осуществляет посредническую функцию при организации взаимодействия академической и прикладной науки;

‑ выравнивает диспропорции в научной сфере, ликвидирует отставания материально-технической базы науки, развивает информационную базу научных исследований.

Помимо научной политики, в рамках различных федеральных ведомств осуществляются меры специального характера. Они прямо направлены на стимулирование инновационной активности бизнеса, предусматривающие финансовую помощь.

Центры нововведений обычно организуются в университетах, чтобы ученые и студенты имели возможность довести свои идеи до стадии готового для реализации продукта. К другим специальным мерам стимулирования инновационной активности относится система льгот (беспроцентный или низкопроцентный кредит), предоставляемых фирмам-новаторам в новых областях НТП, что позволяет им на определенное время функционировать в монопольных условиях предпринимательской деятельности.

Одной из мер косвенного стимулирования инновационной активности, связанной с формированием экономических условий для предпринимательской деятельности, является проведение налоговой и амортизационной политики, позволяющей предпринимателям направлять значительную часть средств и ресурсов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Характерные для современного уровня развития мировой экономики процессы интеграции способствуют унификации методов государственного регулирования инновационной деятельности предприятий. Так, для стран ‑ членов Европейского Союза ‑ приоритеты деятельности в области инновационной политики в настоящее время определяются следующим образом:

‑ обеспечить однородность инновационной политики;

‑ создать близкие административно-правовые системы, способствующие инновационной деятельности;

‑ совершенствовать связи в инновационной системе;

‑ создать общества, открытые для нововведений.

Стимулирование инновационной деятельности предприятий — это комплекс социально-экономических, правовых, идеологических и других форм и методов, направленных на создание благоприятных условий их деятельности. При осуществлении стимулирования необходимо учитывать как особенности удовлетворения основных потребностей и интересов предпринимателей, так и механизм трансформации стимулов и мотивов.

Направленное формирование потребностей, актуализация интересов ‑ важнейшее условие организации стимулирования, т.е. стимулирование должно обострять в сознании предпринимателя значимые для него общественные потребности, чтобы вызывать личностное отношение (заинтересованность) к нынешнему воздействию (стимулу).

В рамках экономического стимулирования инновационной деятельности государство должно создать систему финансовых и организационных рычагов, позволяющих стабилизировать экономические процессы в производстве, предложить новые благоприятные условия для наращивания предпринимательской деятельности, обеспечивая получение доходов предпринимателями при реализации инновационных продуктов. Такое понимание стимулирования предпринимательской деятельности отражает реалии, свойственные переходному периоду в польской экономике.

Механизм регулирования предпринимательства в инновационной сфере является «видовым» относительно механизма регулирования предпринимательства в целом, представляющего совокупность форм, методов, средств, с помощью которых органы управления государства, регионов и других административно-территориальных образований осуществляют воздействие на предпринимательскую среду.

Методы участия государства в малых и средних предприятиях разделяются на финансовые и нефинансовые.

Финансовые методы связаны с кредитованием и другим участием в проектах и программах предпринимательских структур (участие в акционерном капитале, долевое и совместное финансирование, выдача гарантий и размещение гарантийных фондов, организация лизинга и т.д.). При финансовых методах государственного воздействия необходимым ресурсом становится капитал.

Среди нефинансовых методов ‑ законодательные, налоговые, информационно-консультационные, организационные.

Такое деление методов участия государства носит условный характер, так как нефинансовые методы также связаны с перераспределением финансовых ресурсов (как правило, трансфертов государства, налогов). Для реализации нефинансовых методов также нужны ассигнования, хотя и в меньшем, чем при осуществлении финансовых методов, размере.


Страница обновлена: 16.04.2024 в 15:42:32