Управление процессом мотивации предпринимательской деятельности в России

Кетько Н.В., Шаховская Л.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кетько Н.В., Шаховская Л.С. Управление процессом мотивации предпринимательской деятельности в России // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 16-20.

Аннотация:
Успешное развитие предпринимательства зависит от комплекса внешних и внутренних факторов, причем внешние факторы порождают возникновение внутренних. Это связано с тем, что внешними факторами выступают необходимые условия открытия собственного дела (объем стартового капитала, конкурентные условия на выбранном рыночном сегменте, законодательная база), которые в свою очередь влияют на возникновение внутренней потребности у человека самостоятельно заниматься экономической деятельностью.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, стимулирование предпринимательской деятельности



В экономической науке потребности определяются как условия жизнедеятельности человека и неразрывно связаны с мотивами, интересами и стимулами. Таким образом, внутренние потребности и необходимость их удовлетворения порождают мотив к деятельности того или иного рода. В качестве основных потребностей можно выделить необходимость улучшения жилищных условий, получения образования, улучшения качества жизни и т.д., а предпринимательская деятельность может выступать инструментом их удовлетворения. Поскольку потребности существуют в диалектическом единстве с мотивами, интересами и стимулами, то для повсеместного распространения предпринимательства надо сформировать у экономически активного населения сильные и устойчивые мотивы к самостоятельной экономической деятельности. Для этого необходимо создать такие объективные условия деятельности, то есть стимулы, которые способствуют возникновению субъективного интереса к предпринимательству, а интерес в свою очередь перерастает в личную потребность.

Управление мотивацией предпринимательской деятельности

Система стимулирования должна быть направлена на преодоление внешних и внутренних ограничений, препятствующих развитию предпринимательской деятельности. В первую очередь это психологические факторы – боязнь личной ответственности и необходимости принимать управленческие и другие решения. В условиях административно-командной системы управления и плановой экономики люди были лишены самостоятельности. Все руководящие указания исходили от государства, планы, охватывающие всю страну, определяли виды и направления деятельности.

Внешними ограничениями на пути развития предпринимательства являются необходимые условия для открытия своего дела и объем стартового капитала, который позволяет выполнить эти условия. Как правило, организовать свое дело стараются люди, которым для удовлетворения собственных потребностей необходим стабильный доход. Не у каждого желающего хватит личных средств для первоначального вложения. Во многих российских регионах отсутствует гибкая система кредитования предпринимательского сектора. Условия получения кредита достаточно жесткие в вопросах материальной обеспеченности кредитуемого.

Для успешного развития предпринимательства необходимо создать благоприятные объективные условия, то есть сформировать у людей потребность к самостоятельной экономической деятельности. Таким образом, мотивируя людей заниматься бизнесом, можно развивать все сферы промышленности.

Каким образом мотивировать людей заниматься предпринимательской деятельностью во всех отраслях промышленности, а не только в сфере торговли? Какие меры простимулируют рост числа предпринимателей?

Сложность управления мотивацией предпринимательской деятельности заключается в разработке системы стимулирования. Для получения ожидаемого эффекта - высоких темпов развития предпринимательства - необходимо тщательное изучение и оценка всей мотивационной цепочки: потребности → мотивы → интересы → стимулы.

Поскольку основной целью предпринимательской деятельности является получение личной выгоды, выражающейся в форме прибыли, которая потом направляется на удовлетворение личных потребностей, государству как основному регулирующему органу необходимо создать такие условия, которые позволили бы сократить сроки достижения основной цели и гарантировали бы успешное развитие предприятия.

Стимулирование предпринимательства

Система стимулирования предпринимательства должна учитывать ряд аспектов.

Во-первых, для снижения риска потери имущества при неудачном открытии предприятия государство должно осуществлять поддержку начинающих предпринимателей, выступать опорой в сложных ситуациях. Можно ввести государственное страхование вновь создаваемого предприятия на случай неудачи в бизнесе, выплачивая хотя бы часть вложенных средств; ограничить ответственность предпринимателя имуществом и активами, приобретенными после открытия дела.

Во-вторых, для снятия негативных установок и стереотипов, вызывающих боязнь личной ответственности и принятия самостоятельных решений, необходимо создать службу психологической поддержки начинающих предпринимателей. Основными задачами службы будут консультирование в сложных ситуациях, развитие рыночного мышления, формирование культуры предпринимательства. Такой проект успешно реализуется в Семеновском центре занятости населения Нижегородской области [3]. Однако большего эффекта можно добиться, если эта служба будет отдельной структурой, поскольку сфера деятельности служб занятости охватывает в основном лишь категорию безработных граждан из всего экономически активного населения.

В-третьих, предпринимательство — это альтернатива трудоустройству безработных. Но для открытия своего дела необходим стартовый капитал, каковой имеется далеко не у каждого потерявшего работу человека. Проблему решит гибкая система кредитования начинающих предпринимателей не за счет средств коммерческих банков, а из государственного бюджета, поскольку только государство может осуществлять кредитование на длительный срок и под льготный процент. Усилить эффект поможет разработка щадящего налогового законодательства, причем для различных отраслей промышленности должны быть разработаны различные налоговые льготы и специальные условия налогообложения. Финансовую поддержку начинающим предпринимателям, особенно бывшим безработным гражданам, можно оказывать путем выделения грантов на развитие. Этот метод опробован в Челубинском районе Кемеровской области [1]. Гранты позволят финансировать развитие предпринимательства именно в тех отраслях промышленности, где в этом есть острая необходимость. Проведение конкурсов исключит сложности с маркетинговыми исследованиями различных сфер деятельности для выбора наиболее перспективной. Еще одним преимуществом грантов можно назвать возможность отбора именно тех, кто действительно имеет потенциальные предпринимательские способности.

В-четвертых, законодательство, регулирующее условия функционирования предпринимателей на рынке, должно быть направлено на устранение недобросовестной конкуренции, а также на помощь в установлении связей с крупными стратегическими предприятиями, что позволит не только сформировать предпринимательство как вид деятельности, но и создать базис для развития стратегически важных отраслей промышленности и социальной сферы.

Гибкое управление развитием производства и сферы обслуживания

Естественно, большего эффекта можно добиться, если меры стимулирования, такие как оказание психологической и маркетинговой поддержки, а также финансирование посредством грантов, будут иметь глобальный характер, то есть внедряться по всей стране, а не в качестве эксперимента на уровне отдельно взятого региона.

Используя совокупность мер стимулирования, ужесточая и упрощая условия деятельности по мере насыщения или оттока предприятий из отрасли, можно гибко управлять развитием производственной сферы и сферы обслуживания, привлекая предпринимателей в одну сферу и ограничивая вхождение в другую.

Таким образом, если государство задействует необходимые мотивационные механизмы посредством внедрения гибкой системы стимулирования, это позволит не только повысить уровень развития сферы предпринимательской деятельности, но и управлять ее распространением по отраслям промышленности.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:57:39