Эффективная система менеджмента качества как средство повышения конкурентоспособности отечественных предприятий

Семенова С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (129), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Семенова С.А. Эффективная система менеджмента качества как средство повышения конкурентоспособности отечественных предприятий // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 80-85.

Аннотация:
В ноябре 2008 года технический комитет ISO официально опубликовал новую четвертую версию международного стандарта ISO 9001:20082. Обновление не меняет сути предыдущей версии, а связано, прежде всего, с необходимостью повышения его совместимости с другими стандартами, в частности со стандартом ISO 14001:2004, применяемым к системам экологического менеджмента.

Ключевые слова: менеджмент качества, экологический менеджмент, iso, система экологического менеджмента, стандарты качества

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



С момента разработки международных стандартов серии ISO 9000 прошло больше двадцати лет. За это время в мировой практике накоплен немалый опыт в области организации работ по качеству, выработаны единые подходы, стимулирующие производителей к новым достижениям в области качества.

Весьма очевидным становится тот факт, что российским предприятиям в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию необходимо активно использовать данный опыт для того, чтобы выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам, повышая тем самым конкурентоспособность. В этом компаниям может содействовать разработка и внедрение систем менеджмента качества (СМК).

Система менеджмента качества на российских предприятиях

СМК – система менеджмента качества для руководства и управления организацией, нацеленная на постоянное повышение качества продукции, удовлетворенности потребителей и эффективности деятельности компании. Основные положения, требования к СМК, принципы и методические указания по улучшению деятельности регламентированы в российских стандартах в области обеспечения качества, аутентичных [1] международным стандартам ISO 9000:

– ГОСТ Р ИСО 9000:2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»,

– ГОСТ Р ИСО 9001:2001 «Системы менеджмента качества. Требования»,

– ГОСТ Р ИСО 9004:2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

В последнее время все большее число отечественных предприятий разных сфер деятельности и размеров принимают решение о создании СМК. В представленном отчете центрального секретариата ИСО отражена динамика общего числа российских сертификатов на соответствие стандарту ИСО 9001:2000 [1, с.84]. Общее количество сертифицированных СМК составило: в 2001 г. – 35; в 2002 г. – 314; в 2003 г. – 962; в 2004 г. – 3816; в 2005 г. – 4883; в 2006 г. – 6398; в 2007 г. – 11 527.

Можно смело прогнозировать, что в ближайшем будущем интерес российских предприятий к получению международного сертификата будет возрастать. Для этого существует ряд предпосылок:

– стремление повысить эффективность и конкурентоспособность своей деятельности, совершенствуя систему управления;

– повышение качества продукции / услуг;

– получение преимущества перед конкурентами при участии в международных и отечественных инвестиционных проектах, тендерах, выставках, торгах;

– удовлетворение требований потребителей, стратегических партнеров, собственников или инвесторов;

– выполнение условия для получения государственного заказа, льготного кредитования и страхования;

– создание положительного имиджа организации как в конкретном регионе, отрасли, так и в мировом сообществе.

Отраслевые стандарты и положительный опыт их внедрения

Стандарты на систему менеджмента качества сегодня разработаны и для отдельных отраслей, имеющих свою специфику, которая не учтена в ИСО 9001:

– ИСО 14001:2004 по системам экологического менеджмента;

– ИСО/ТУ 16949:2002 для предприятий автомобильной промышленности;

– ИСО/МЭК 27001:2005 по системам информационной безопасности;

– ИСО 22000:2005 для предприятий пищевой отрасли;

– OHSAS 18001:1999 по системам менеджмента профессиональной безопасности и здоровья и др.

Все эти стандарты также успешно применяются в различных отраслях отечественными предприятиями.

В настоящее время на страницах ведущих российских журналов многие отечественные предприятия делятся положительным опытом внедрения СМК. Это Калужский турбинный завод, «Гипрогазцентр», «Диасофт», «Аптека-Холдинг», «Шарм Клео Косметик», ВНИИГАЗ, Омский государственный университет путей сообщения, Мордовский государственный университет и мн. др.

Опыт отечественных предприятий свидетельствует о повышении эффективности деятельности, связанной именно с внедрением и функционированием СМК. Разработка и внедрение системы менеджмента качества в организации – сложный и длительный (от двух до пяти лет) процесс, требующий огромных усилий всего персонала.

Как применить систему менеджмента качества?

Процесс разработки и внедрения СМК на предприятии проводится поэтапно.

Первый этап – планирование и подготовка внедрения СМК. Он предусматривает оценку действующей системы качества, исследование требований потребителей и других заинтересованных сторон; определение политики и целей в области качества; формирование организационной структуры; обучение персонала; выявление процессов, действующих на предприятии; необходимых ресурсов и требований к СМК.

Второй этап – разработка и внедрение СМК. На этом этапе осуществляется распределение ответственности и делегирование полномочий отдельным подразделениям и должностным лицам; утверждение руководства по качеству; разработка графика внедрения документации по качеству; выделение ресурсов на внедрение СМК; разработка методов для измерения эффективности процессов и применение их; проведение внутреннего аудита СМК.

Третий этап – сертификация СМК. На заключительном этапе необходимо провести самооценку СМК организации и выбрать орган по проведению сертификации, далее следует проведение сертификационного аудита.

Следует также помнить, что для повышения результативности СМК необходимо постоянно улучшать деятельность предприятия. Это можно осуществлять путем следующих управленческих преобразований [3, с. 32]:

– выделение ключевых сегментов рынка и продуктов;

– совершенствование организационной структуры и регламентация бизнес-процессов;

– формирование механизма выявления несоответствий;

– проведение руководством оценки результативности процессов;

– становление командной работы.

Проблемы и пути их решения

Вместе с тем, наряду с существенными преимуществами имеют место и проблемы, с которыми сталкиваются предприятия при разработке и внедрении СМК. В последнее время многие авторы констатируют тот факт, что отечественные предприятия малоэффективно используют СМК в своих организациях. Причинами низкой эффективности функционирования СМК на российских предприятиях являются:

– отсутствие у руководства и персонала организации профессиональных знаний и навыков в области менеджмента качества;

– формальный подход к разработке СМК, когда главной целью ставится не совершенствование системы управления организацией, а получение сертификата любой ценой;

– непонимание того, что стандарты ИСО 9001 определяют лишь минимальные требования к СМК, все остальное зависит от умелого и творческого подхода к процессу управления руководства организации и всего персонала;

– недостаточное внимание вопросам мотивации персонала, ориентированной на качество;

– модель самооценки предприятия строится в основном на финансово-экономических показателях. При этом не используются такие критерии, как достижение целей, результативность процессов, уменьшение потерь от брака, соответствие стандартам качества, удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;

– отсутствие использования инструментов менеджмента качества.

Российским компаниям, принявшим решение о разработке и внедрении СМК, необходимо учитывать как положительный опыт, так и неудачи предприятий для устранения их в своей дальнейшей деятельности. Эффективная, хорошо структурированная система менеджмента качества позволяет организации добиться высокой результативности взаимодействия с потребителями, поставщиками и другими заинтересованными сторонами, своевременно выявлять слабые места и оперативно разрабатывать комплекс мероприятий по совершенствованию дальнейшей деятельности.

[1] Аутентичный — подлинный, разработанный на основе первоисточника — прим. ред.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 14:59:19