Инновационный менеджмент и современное Российское предпринимательство. Особенности и отличия капиталистического предпринимательства и предпринимательства при социализме

Дудин М.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (115), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дудин М.Н. Инновационный менеджмент и современное Российское предпринимательство. Особенности и отличия капиталистического предпринимательства и предпринимательства при социализме // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 68-71.

Аннотация:
Инновационный менеджмент – это переход к практическому использованию фундаментальных знаний и научных достижений. По структуре, по внутренним и внешним взаимосвязям он является длительным многосложным явлением. Инновационный менеджмент связан с решением обширного ряда проблем, причем не только научно-технического, но также и социально-экономического и организационного характера.

Ключевые слова: предпринимательство, инновационный менеджмент, инновационное предпринимательство

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Управление – это искусство заставить события свершиться

Брайан Твисс

Инновационный менеджмент – это переход к практическому использованию фундаментальных знаний и научных достижений. По структуре, по внутренним и внешним взаимосвязям он является длительным многосложным явлением. Инновационный менеджмент связан с решением обширного ряда проблем, причем не только научно-технического, но также и социально-экономического и организационного характера.

Инновационный менеджмент стал самым эффективным методом механизма рыночного хозяйствования, особенно в России. Хотя и считается, что у нас уже функционирует рыночная экономика, но фактически сегодня она носит транзитивный характер, когда происходит переход от «жесткого» директивно-командного управления к гибкой системе управления хозяйственным процессом.

В последнее время развитие инновационного менеджмента во многом зависит от состояния и уровня развития малого и среднего предпринимательства, которое в свою очередь является родным домом инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий в производство любых предприятий.

Малые и средние предприятия являются традиционной и важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально развитых. Поэтому главной задачей в настоящее время является их переход к качественно новым формам предпринимательской активности. Для достижения поставленной задачи необходимо развивать инновационные процессы, способствующие росту российской экономики.

Инновационный процесс может рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств реализации без какого-либо их существенного изменения. Управление здесь сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию обеспечивающих систем и служб.

Под воздействием современных изменений, тенденций и процессов, как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.

Инновационный процесс – это последовательная цепь событий, в ходе которой инновация вызревает от идеи до конкретного продукта и распространяется при практическом использовании. Его основой являются фундаментальные научные исследования, нацеленные на получение новых знаний, играющих определяющую роль в получении дополнительной прибыли. Как правило, такими предприятиями руководят люди, обладающие способностью к самоорганизации и самодисциплине. Их отличие – это лидерские качества и креативное мышление, адаптивность и стремление к самореализации, а также обучаемость и огромное желание работать, добиваясь результатов.

Инновационные преобразования не только трансформируют производительные силы общества, но и представляют собой центральное звено в системе социально-экономических процессов. Согласно концепциям инновационного развития, каждое новое поколение инноваций расширяет сферу своего влияния в социальной и экономической жизни общества.

Мы живём в эпоху рыночных отношений, вынуждающих меняться и совершенствоваться, а для решения таких задач необходимо новаторство, присущее предпринимательству.

Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов экономической жизни всякого общества, а не только рыночного образца. Во всяком случае, с распадом СССР и отказом от принципов социалистического хозяйствования, его методов, наработок и навыков, Россия автоматически не пришла к коренному повороту жизни населения, большая часть которого прозябает в настоящее время за чертой бедности.

Глубоко ошибочной представляется позиция тех ученых, которые считают, что предпринимательство для России – это практически новый вид социально-экономической деятельности населения. За годы советской власти в стране был потерян накопленный опыт предпринимательской деятельности. В СССР она была практически запрещена с конца 30-х годов прошлого века [1].

Начало возрождения частного предпринимательства было положено принятием в 1987 г. закона об индивидуальной трудовой деятельности, который сформулировал новую институциональную задачу для частного бизнеса, основы формирования предпринимательства.

Но, возвращаясь к тезису о том, что предпринимательство было запрещено советской властью, можно ли, положа руку на сердце, запретить талант, предприимчивость, изобретательность. Человеку, хоть сколько-нибудь знакомому с историей советского периода, хорошо известны, какие возможности предпринимательства открыла советская власть широким массам советских людей в самых разных областях общественной, экономической, технической, научной жизни.

«Время вперёд» – знаменитый лозунг первых советских пятилеток, когда страна строила, училась и растила предпринимательские кадры, которые стали создателями новых отраслей промышленности, которых не было в царской России: авиационной, танкостроения и тракторостроения и т.д. Все они были предпринимателями самого высокого класса, и, разумеется, в 30-е годы в СССР было запрещено не предпринимательство, а извлечение прибыли за счёт эксплуатации наёмной рабочей силы.

В этой связи следует различать предпринимательство в капиталистическом обществе и предпринимательство при социализме. По содержанию они мало чем различаются, но по целевым параметрам расходятся существенно.

Дух капитализма, воспетый М. Вебером в рамках протестантской этики, который К. Маркс назвал основным движущим мотивом предпринимательской деятельности, есть, в то же время, квинтэссенция капитализма как социально-экономической системы. Дух социализма имел в своей основе совсем другой движущей мотив – это не личная прибыль, а служение своему народу, хотя и в том и в другом случае присутствует мотивация предпринимательской активности как таковой.

Радость и удовлетворение от процесса и результатов самостоятельной деятельности, которой присущи инновации и поиски точки наиболее благоприятных условий приложения сил у предпринимателей-капиталистов во имя личной выгоды, у предпринимателей социалистической направленности – во имя интересов общества.

Именно эта разница в целевых устремлениях предпринимателей в рамках различных экономических систем обуславливает до сих пор особенности развития предпринимательской деятельности в России в новых социально-экономических условиях.

Рассматривая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что развитие инновационного менеджмента возможно лишь при условии активного и эффективного использования инноваций – основы малого и среднего предпринимательства, а также создания благоприятной среды для их инициирования. В этой связи необходимо говорить только о потенциальной способности новых идей, продуктов и технологий создавать новые ценности, что проявляется в конкретных бизнес-процессах лишь под воздействием заинтересованности собственников и грамотного управления людьми.

Для развития инновационного менеджмента необходимо развивать прикладную и фундаментальную науку, промышленные, информационные, управленческие и др. технологии, что требует определённого уровня развития национальной экономики и образования [2]. Необходимо отработать механизмы венчурного финансирования малого и среднего предпринимательства, так как без этой поддержки невозможно дальнейшее развитие инновационных процессов и, соответственно, инновационного менеджмента.


Источники:

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Избр. произв. – М.: Прогресс, 1990.

2. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. – М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1992.

3. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. – М.: Наука, 1994.

4. Карлоф Б. Деловая стратегия: Концепция. Содержание. Символы. Пер. с англ. – М.: Экономика, 1991.

5. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23–25; Т. 3. – М.: Политиздат, 1961.

6. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности. // Тезис. – 1994. – Вып. 5. – С. 26–27.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эконов, 1993.

8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.

9. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:57:56