Сущность и логика внутрифирменного и стратегического планирования

Манасян С.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (124), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Манасян С.М. Сущность и логика внутрифирменного и стратегического планирования // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 44-47.

Аннотация:
Отказ от позитивного в советском опыте планирования в период рыночных преобразований не привел к коренному улучшению экономики. Сегодня в развитых странах стратегическое планирование является важнейшим инструментом регулирования народного хозяйства на всех уровнях управления. Его необходимость диктуется требованием объективного закона соразмерности частей воспроизводственного процесса и его целостности.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, внутрифирменное планирование



Отказ от позитивного в советском опыте планирования в период рыночных преобразований не привел к коренному улучшению экономики. Сегодня в развитых странах стратегическое планирование является важнейшим инструментом регулирования народного хозяйства на всех уровнях управления. Его необходимость диктуется требованием объективного закона соразмерности частей воспроизводственного процесса и его целостности.

Советские экономисты, как и российские, много внимания уделяли обоснованию сущности планирования. Рассматривая их позиции по этой проблеме, приходим к выводу, что планирование представляет собой сложное и многоаспектное социально-экономическое явление, которое выступает одновременно: — как экономическая категория, являющаяся стержнем процесса выработки и принятия управленческих решений; — как циклический процесс, имеющий целью приведение возможностей предприятия в соответствие с условиями рынка; — как непрерывно возобновляющийся процесс, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются во времени цели и задачи развития предприятия, определяется стратегия и политика по их достижению; — как средство развития структуры организации, инструментов менеджмента; — как специфическая форма общественной практики людей, являющаяся одной из функций управления – приоритетной, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверке выполнения.

Приоритет отечественного опыта планирования

Следует подчеркнуть, что именно советская экономическая школа дала толчок к развитию теории планирования рыночной экономики и реального планирования в западных компаниях. И многое из того, что мы сейчас стремимся перенять у Запада, и что западные экономисты преподносят в качестве прогрессивных методов планирования, есть модифицированное хорошо забытое старое российское. В переводной, а затем и в российской, даже академической литературе, пропагандируется индикативный метод как последнее достижение западной теории планирования. Но когда наши экономисты пытаются показать его отличия от советского нормативного метода, то не могут их найти. Это относится и к директивному планированию. Нам преподносят опыт японских фирм, в которых по вертикали вниз доводятся директивные показатели, затем они обсуждаются и принимаются в первичных коллективах и направляются вверх по иерархической лестнице и после утверждения на уровне высшего руководства по вертикали вниз спускаются уже плановые показатели, но и эта модель использовалась в советской экономике. Поэтому важно все-таки критически проанализировать и обобщить, прежде всего, отечественный опыт разработки и реализации планов.

Позиции зарубежных экономистов

Вместе с тем важно понять, каким образом работают планы фирм в условиях рынка, которому свойственна высокая степень неопределенности. Именно поэтому автор монографии «Планирование будущего корпорации» Р. Акофф утверждает, что планирование корпорации не влияет на эффективность работы, хотя его участникам кажется, что влияет. По его мнению, планировать — значит хлопотать по поводу наилучшего метода получения случайного результата, ибо сложно достаточно точно оценить деятельность конкурентов на рынке. Господствует и другое мнение. Кинг У. и Клиланд Д. в монографии «Стратегическое планирование и хозяйственная политика» рассматривают планирование как процесс согласования ресурсов фирмы с настоящим и будущими возможностями - важнейший элемент для определения направления, которое должно обеспечить фирме процветание.В соответствии с концепцией американских экономистов, функция планирования органически связана с функциями управления - организацией, руководством, управлением кадрами и контроллингом. Последний представляет собой процесс оперативной корректировки плановых показателей в порядке обратной связи, что также не является принципиально новым для российской теории управления. Соответственно с ними распределяется и совокупность управленческих задач и действий. А поэтому в рамках такого аналитического распределения должно проводиться и четкое разграничение между этими управленческими функциями. Интересный взгляд на планирование высказывает австрийский экономист В. Хойер: в понятие «планирование» он включает определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. Процесс планирования проходит четыре этапа. На первом этапе разрабатываются общие цели планирования. Второй шаг предполагает на относительно короткий период времени определить конкретные, детализированные цели. На третьем этапе определяются пути достижения этих целей. Последний этап заключается в контроле за получением результата путем сравнения плановых показателей с фактическими.

Планирование в узком и широком смысле слова

Разумеется, планирование всегда ориентируется на данные прошлого. Поэтому надежность планирования зависит и от точности полученных ранее показателей, используемых для анализа и прогнозирования. В то же время оно обязано учитывать настоящее и будущее, так как настоящее нередко существенно отличается от прошлого. Это особенно наглядно видно на примере развития хлебобулочной промышленности Липецкой и Воронежской областей. Бурный рост мелких частных пекарен с примитивной технологией производства хлебобулочных изделий из дешевой, а потому и не совсем пригодной для выпечки муки сначала поколебал позиции мощных хлебозаводов на рынке. Но затем качество продукта стало играть все большую роль, а развитие современной торговой сети способствовало укреплению позиций именно крупных хлебозаводов, производящих более качественную и более разнообразную продукцию, и способных удовлетворить запросы потребителей в широком радиусе доставки. Сказывается и формирование вкусов самих потребителей. В результате за период с 2001 по 2006 гг. выручка от продажи ОАО «Липецкхлебмакаронпром» выросла в два раза, тогда как у малых пекарен – в полтора раза. Аналогичное положение и на Воронежском рынке хлебобулочных изделий. При этом в натуральных показателях потребление хлебопродуктов имеет тенденцию к сокращению.Мы полагаем, что здесь надо выделять планирование в узком и в широком смысле слова. В узком значении планирование — это совокупность приемов и методов выработки ориентиров для управленческой деятельности. В широком смысле планирование — это процесс системного подхода к управлению предприятием на основе предвидения последствий хозяйственной деятельности, базирующегося на контрольных параметрах.

Стратегическое планирование и управление

Стратегическое планирование как основа стратегического управления способствует поддержанию необходимых экономических пропорций с наименьшими затратами. Рынок также обеспечивает необходимые пропорции, однако ценой периодического перепроизводства и уничтожения продукции и в ущерб интересам значительной, наименее обеспеченной части общества. А с помощью стратегического планирования обеспечивается согласованная целенаправленность (в меру возможного согласования в условиях господства частной собственности на средства производства) функционирования народного хозяйства в целом и его звеньев в отдельности.Таким образом, соподчиненность категорий управление, внутрифирменное планирование, стратегическое планирование определяется целями, задачами и временными рамками хозяйственного процесса, производственно-коммерческой деятельности предприятия. Управление представляет собой процесс целенаправленного воздействия на объект для получения желаемого результата. Планирование, являясь неразрывной, органической структурой управления, представляет собой центральное звено в системе управления. По своему содержанию планирование означает подготовку различных вариантов управленческих решений в форме прогноза, проекта программы, плана, обоснование их пропорций и методов достижения поставленных целей. И оно должно вернуть себе позиции, утраченные в процессе рыночных реформ.


Источники:

1. Стратегическое планирование / под ред. Уткина Е.А. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»: Издательство ЭКМОС, 1998. - 440с.
2. Голосов О.В., Гутцайт Е.М. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2005. - 512с.
3. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации [Текст] / Р.Л. Акофф. - М.: Прогресс, 1992. - 256с.
4. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993.
5. Планирование на предприятии: практ. пособие / [Лапыгин Ю.Н. и др.]; под ред. Ю.Н. Лапыгина. - М.: Издательство «Омега-Л», 2007. - 304с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:54:28