Процедура формирования консолидированной отчетности

Григоренко И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (122), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Григоренко И.А. Процедура формирования консолидированной отчетности // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 61-65.

Аннотация:
Единой, закрепленной законодательно методики формирования консолидированной отчетности не существует ни в Российском законодательстве, ни в МСФО, а имеются лишь общие принципы и правила ее составления. По этой причине целесообразно описать единую процедуру формирования консолидированной отчетности, чтобы на ее основании с использованием любого из методов составлять консолидированную отчетность.

Ключевые слова: финансовая отчетность, МСФО, отчетность, консолидированная отчетность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Единой, закрепленной законодательно методики формирования консолидированной отчетности не существует ни в Российском законодательстве, ни в МСФО, а имеются лишь общие принципы и правила ее составления. По этой причине целесообразно описать единую процедуру формирования консолидированной отчетности, чтобы на ее основании с использованием любого из методов составлять консолидированную отчетность.

Общая процедура формирования консолидированной отчетности состоит из нескольких этапов:

1. Определение структуры группы

Выбор методов консолидации основан на контроле головного предприятия над дочерним, поэтому важно знать степень контроля и зависимости всех предприятий, информация которых отражается в консолидированной отчетности. Для этого графически представляется структура консолидированного предприятия, с указанием степени зависимости дочерних структур от материнской компании.

2. Расчет долей участников консолидированного предприятия либо определение «доли меньшинства»

Данный показатель необходим для расчета доли чистых активов, относящихся к акционерам группы и доли чистых активов прочих акционеров. При непосредственном участии материнской компании в уставном капитале дочерней процент ее участия определяется процентом голосующих акций в уставном капитале "дочки".

В консолидированной отчетности «доля меньшинства» отражает величину собственного капитала дочернего общества, не принадлежащего головной организации. Для его расчета величину капитала, определяют как итог раздела «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса, умноженный на процент не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве. В консолидированном балансе полученный показатель на основании классификации элементов отчетности требуется отражать отдельной статьей.

В консолидированном отчете о прибылях и убытках доля меньшинства определяется исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка дочернего общества за отчетный период, ее расчет происходит по тому же проценту, что и в консолидированном балансе. Полученный показатель отражается в консолидированном отчете о прибылях и убытках, так же как и в балансе, отдельной статьей «Доля меньшинства».

3. Расчет «деловой репутации»

В соответствии с МСФО чистые активы – это результат превышения активов компании над ее обязательствами, то есть они равны сумме собственных средств (уставный капитал + резервы + нераспределенная прибыль). Соответственно их расчет производится с использованием статей баланса, относящихся к разделу собственных средств. Показатели чистых активов используют при расчете «деловой репутации» компании, то есть гудвилла [1] (на дату поглощения, покупки, приобретения) и доли прочих акционеров (на дату составления консолидированной отчетности).

Положительная разница между предложением (стоимостью акций, предлагаемых в качестве платы или стоимости внесенного имущества) и суммой чистых активов дочернего общества катализируется, рассматривается как положительный гудвилл при консолидации и учитывается в составе нематериальных активов. Отрицательная разница (отрицательный гудвил) отражается в составе резервов на приобретение.

4. Расчет резервов

Сумма резервов, относящихся к акционерам консолидированного предприятия, состоит из резервов головной организации и доли акционеров головной организации в изменении резервов дочерней организации. Последний показатель рассчитывается как произведение процента участия головной организации и суммы изменения резервов дочерней организации за период с момента поглощения (приобретения) по отчетную дату. Сумма чистой прибыли (убытка) относящаяся к акционерам группы, есть разность между прибылью (убытком) после уплаты налогов и долей прочих акционеров в изменении чистых активов за отчетный период. Таким образом, активы и обязательства дочернего предприятия необходимо переоценить на момент консолидации предприятий по их текущей стоимости. Для этой цели создается резерв переоценки.

5. Отражение акций и доли участия в капитале дочерней фирмы

Акции, купленные у акционеров дочернего предприятия, отражаются в балансе головной организации по себестоимости приобретения, а доля участия в собственном капитале дочерней фирмы – по балансовой стоимости внесенных активов. Таким образом, если владение ценными бумагами не способствует установлению контроля, то обычно номинальная стоимость облигаций, акций и других ценных бумаг одного общества компенсируется стоимостью владения в другом обществе и таким образом из консолидированного баланса исключается.

Поскольку возможны взаимные вложения дочерних обществ в уставные капиталы друг друга, а также вложения, произведенные дочерними обществами в уставный капитал головной организации, то соответствующие показатели при составлении консолидированного бухгалтерского баланса также исключаются.

6. Отражение дивидендов

Сумма полученных дивидендов в текущем финансовом году ассоциированными партнерами консолидированных предприятий должна быть показана в консолидированной отчетности обособленно от финансового результата деятельности консолидированного предприятия, в составе прибыли партнеров (прибыль консолидированной группы). В консолидированной отчетности должны найти отражение лишь дивиденды, выплаченные сторонним (по отношению к консолидированной группе) учредителям.

7. Оценка долгосрочных финансовых вложений

В балансе головного предприятия долгосрочные финансовые вложения оцениваются по себестоимости плюс соответствующая доля нераспределенной прибыли прошлых лет ассоциированных партнеров с момента приобретения.

8. Комбинирование (элиминирование)

Необходимость данной процедуры связана с устранением двойного счета в консолидированной отчетности и правильным отражением величины активов и пассивов в балансе единого экономического предприятия. Важно помнить, что консолидированная отчетность формируется с точки зрения головного предприятия. Для ее подготовки требуется комбинировать отчетности материнской и дочерних предприятий, для этого складываются статьи активов и пассивов таким образом, чтобы консолидированная отчетность представляла собой отчетность единой хозяйственной единицы. Особое внимание следует уделить процессу элиминирования инвестиций, капитала и резервов.

В консолидированной отчетности уставный капитал материнского предприятия рассматривают как уставный капитал всего консолидированного предприятия, а уставный капитал всех дочерних предприятий элиминируются (комбинируется). Таким же способом происходит элиминирование (комбинирование) инвестиций материнского предприятия в дочерние предприятия (прямые и осуществленные через дочерние предприятия).

Дочерние предприятия в своей отчетности прибыль (убыток), полученную в результате финансово-хозяйственной деятельности по внутри групповым операциям, отражают совместно с прибылью (убытком) сформированной в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятия с предприятиями, не входящими в консолидированную группу.

9. Исключение взаимных расчетов консолидированных предприятий

Для предотвращения двойного отражения средств, задолженности в консолидированной отчетности, остатки по счетам предприятий консолидированной группы, требуется исключить. Для этого до формирования отчетности проводится детальная выверка финансово-хозяйственной деятельности консолидированных предприятий в рамках их взаимодействия. Для реализации данного этапа требуется сверить дебиторскую и кредиторскую задолженности между компаниями, входящими в консолидированное предприятие, остатки по счетам дебиторской и кредиторской задолженности в части группы предприятий взаимоисключить.

10. Исключение дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с компаниями, не входящими в консолидированное предприятие

При формировании консолидированной отчетности может одновременно возникнуть дебиторская задолженность одних предприятий группы и кредиторская задолженность других к одному и тому же стороннему юридическому или физическому лицу. Это может привести к искажению консолидированной отчетности. Поэтому до составления консолидированного баланса необходимо произвести выверку дебиторской и кредиторской задолженности и исключить одинаковую сумму из консолидированной отчетности.


Источники:

1. Положение по бухгалтерскому учету Учет нематериальных активов (ПБУ 14/2007): утверждено приказом Минфина России: от 27.12.2007: № 153н.

Страница обновлена: 19.04.2024 в 19:35:12