Неэффективная деловая среда отечественных предприятий – причина низкой конкурентоспособности национальной экономики

Павлова Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Павлова Е.А. Неэффективная деловая среда отечественных предприятий – причина низкой конкурентоспособности национальной экономики // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – С. 48-51.

Аннотация:
В условиях интеграции России в мировое хозяйство проблема повышения крайне низкого уровня конкурентоспособности национальной экономики становится чрезвычайно актуальной. Так, по данным Всемирного экономического форума, наша страна занимала 62-е место в рейтинге конкурентоспособности экономик мира в 2006-2007 гг. Одной из причин этого, по мнению автора, является низкая эффективность деловой среды многих отечественных предприятий.

Ключевые слова: национальная экономика, конкурентоспособность экономики, деловая среда

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях интеграции России в мировое хозяйство проблема повышения крайне низкого уровня конкурентоспособности национальной экономики становится чрезвычайно актуальной. Так, по данным Всемирного экономического форума, наша страна занимала 62-е место в рейтинге конкурентоспособности экономик мира в 2006-2007 гг. [1]. Одной из причин этого, по мнению автора, является низкая эффективность деловой среды многих отечественных предприятий.

Как известно, конкурентоспособность экономики зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар. Принудительной силой, заставляющей хозяйствующих субъектов, которые имеют цель - получение прибыли, направлять свои усилия на создание товаров, выгодно отличающихся по цене или качеству от аналогов соперников, является конкуренция.

Возникая как в производстве, так и на рынке, конкурентные отношения имеют две стороны [2]. Целью производственных конкурентных отношений является создание предприятиями сравнительных преимуществ (в издержках производства, в качестве, в организации труда и т.д.), то есть достижение преимущественной позиции в чем-либо по сравнению с другими хозяйствующими субъектами как основы выигрыша в конкурентной борьбе. Способность фирмы к их формированию во многом определяется теми производственными условиями, которые существуют на ней, то есть состоянием ее деловой среды.

Предприятие, создав в производстве определенные сравнительные преимущества, выходит на рынок и вступает в рыночные конкурентные отношения с другими хозяйствующими субъектами. И здесь сравнительные преимущества фирмы при наличии соответствующих условий рыночной конкурентной среды приобретают форму конкурентных преимуществ - реальных результатов предпринимательской деятельности, которых имеет конкретный хозяйствующий субъект, но которые отсутствуют у его соперников [3]. Конкурентные преимущества хозяйствующих субъектов, в конечном итоге, реализуются в их конкурентоспособности.

Таким образом, изначально конкурентоспособность предприятий и их товаров определяется состоянием их деловой среды, представляющей собой определенный набор производственных условий, которые способствуют формированию сравнительных преимуществ фирмы. Эти условия включают в себя следующие элементы: отношения частной собственности, отношения свободного предпринимательства и основные факторы производства (капитал, труд, технология и информация).

Так, частная собственность и возникающие на ее основе отношения свободного предпринимательства способствуют возникновению у бизнесменов тех стимулов, которые во всем мире побуждают к росту производства и повышению эффективности, снижению издержек, к инновациям, то есть развитию производственных конкурентных отношений, направленных на создание сравнительных преимуществ. Несмотря на то, что в нашей стране более 79% всех предприятий охвачены индивидуальной и групповой ее формой [4], на многих из них наблюдается скорее стагнация производства, а не создание преимуществ, способных обеспечить им в дальнейшем успех в конкурентной борьбе.

Фактором, отрицательно влияющим на мотивацию предпринимателей к поиску эффективных форм хозяйствования, является отсутствие законодательной базы для защиты прав собственников, глубокое расхождение между формальными правами собственности и реальными возможностями контроля. Так, по данным Всемирного экономического форума, по показателю защищенности прав собственности Россия занимала в 2006 г. 114-е место из 125 рассматриваемых стран [5]. Подобное состояние института собственности, непредсказуемость судебной системы повышает риски экономической деятельности, что снижает осуществление фирмами долгосрочных инвестиций, обременяет структуру затрат предприятия, так как время и ресурсы отвлекаются на защиту прав собственности. Все это, в конечном счете, затрудняет создание фирмами сравнительных преимуществ.

Эффективность производственной среды предприятий определяется качественным состоянием ее основных элементов – факторов производства. Чем выше их качество, тем больше сравнительных преимуществ будет у фирмы. Так, рост и совершенствование средств труда обеспечивает увеличение его производительности и эффективности, что создает возможность снижения издержек производства. Вот почему большим препятствием на пути формирования сравнительных преимуществ российских предприятий является продолжение эксплуатации устаревших физически и морально основных фондов, износ которых достиг в промышленности 50,6 % [4]. Подобное состояние действующей техники и технологий приводит не только к уменьшению производительности труда, но и к повышенному расходу сырья и материалов, увеличению затрат на ремонт, что, в конечном итоге, способствует росту издержек и снижению качества продукции.

Определяющим в системе факторов повышения эффективности производственной среды является качество человеческого капитала. Посредством более развитых свойств он обеспечивает выполнение качественного труда, что повышает его эффективность, а значит и снижает затраты фирмы на производство продукции. В связи с развитием в мире новых технологий, переходом от рынка продавца к рынку покупателя наибольшую важность приобретает для фирмы получение сравнительного преимущества, прежде всего, в качестве продукта, в его дифференциации. Последнее возможно благодаря высокому качеству человеческого капитала, который представляет собой производительную силу человека и включает знания, умения, навыки и другие способности, используемые им для создания новых продуктов, открытий, позволяющих совершенствовать существующие технологии и развивать научно-технический прогресс.

Важными факторами роста качества человеческого капитала выступают здоровье и уровень образования людей. Хорошее здоровье способствует развитию и накоплению всех сил человека, полной их реализации в труде, а образование – накоплению и обновлению знаний. Именно знания, закрепленные в человеческом капитале, в новых технологиях являются двигателями производительности труда и факторами повышения качества выпускаемой продукции.

В России в последнее время наблюдается ухудшение состояния здоровья людей и снижение качества массового образования. Так, продолжительность жизни в 2004 г. составила 94,4% по отношению к уровню 1990 г., рождаемость сократилась до 77,6%, смертность увеличилась и составила 142,9% от уровня 1990 г. [6]. Ежегодно в нашей стране 190 тыс. человек умирают от воздействия вредных и опасных производств, 15 тыс. человек погибают в результате травм на производстве [7].

Наблюдается крайне низкое финансирование образования государством. Материально-техническая база большинства учебных заведений износилась и устарела, квалификация профессорско-преподавательского состава начинает падать, так как средств на ее поддержание и развитие не хватает. Приведенные данные свидетельствуют об отрицательном влиянии этих факторов на качество человеческого капитала. Это подтверждается и тем, что 40,7% из числа опрошенных предприятий основной проблемой в работе видят дефицит квалифицированных кадров [8].

Подобное состояние деловой среды отечественных предприятий отрицательно сказывается на способности создания ими своих сравнительных преимуществ, лежащих в основе конкурентоспособности. Так, слабая защищенность прав собственности, технико-технологическая отсталость промышленных отраслей, неспособность российской экономики к развитию и повышению качества человеческого капитала создают трудности производителям. Поэтому решение проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики необходимо начинать, прежде всего, с реформирования производственной среды отечественных предприятий. А для этого требуется система мер и государства, и бизнеса, которая бы позволила значительно поднять уровень качества человеческого капитала.


Источники:

1. Российская газета (Федеральный выпуск). ‑ 30.09.2006. ‑ № 4185.
2. Корогодин И. Т. Конкурентные отношения в экономических системах: концептуальные подходы к анализу // Экономическая система региона: особенности конкурентных отношений. – Воронеж : МОУ ВЭПИ, 2003. – С. 8 - 10.
3. Гоголева Т. Н. Конкуренция: сущность, закономерность, регулирование : монография. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос.ун-та, 2004. - С.111 - 112.
4. Российский статистический ежегодник, 2005 : стат. сб. – М. : Росстат, 2006. – С. 349, 391.
5. Оверченко М., Петрачкова А., Стеркин Ф. Россия теряет конкурентоспособность. – электр. дан : http://www.dv-reclama.ru/index.phtml?m_id=521.
6. Симагина О. Вопросы качества экономического развития // Экономист. – 2007. ‑ № 2. – С. 29-37.
7. Дульман П. Трудоустройство по Уголовному кодексу. Дмитрий Медведев призвал крупный бизнес активнее заниматься здоровьем работников // Российская газета. ‑ №42 (4305). – 1 марта 2007. – С. 3.
8. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными // Вопросы экономики. – 2007. ‑ №3. – С. 4- 34.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 19:03:34