Факторы, влияющие на формирование рациональной структуры оборотных средств предприятия

Куринов Д.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (93), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Куринов Д.Ю. Факторы, влияющие на формирование рациональной структуры оборотных средств предприятия // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 70-73.

Аннотация:
В настоящее время актуальность исследования управления оборотными средствами предприятия не вызывает сомнения, так как от эффективности управления ими зависит устойчивое развитие предприятия и получение прибыли. Одним из существенных моментов при управлении активами является формирование рациональной структуры оборотных средств.

Ключевые слова: оборотные средства, управление оборотными средствами, структура оборотных средств

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время актуальность исследования управления оборотными средствами предприятия не вызывает сомнения, так как от эффективности управления ими зависит устойчивое развитие предприятия и получение прибыли. Одним из существенных моментов при управлении активами является формирование рациональной структуры оборотных средств.

Эффективность использования оборотных средств тесно связана с проблемой рациональной структуры источников финансирования. Экономико-организационными предпосылками построения оптимальных стратегий развития предприятия в плане формирования источников средств и направлений их использования являются следующие условия:

‑ удовлетворительная структура баланса;

‑ наличие условий и возможностей кредитования производства за счет привлечения внешних и собственных источников инвестиций;

‑ приемлемый уровень финансовой устойчивости.

С управленческой точки зрения, на формирование величины чистой прибыли оказывают влияние два фактора:

‑ структура источников формирования средств предприятия;

‑ рациональность использования имеющихся у предприятия финансовых ресурсов.

Второй фактор находит отражение в структуре активов предприятия – основных и оборотных средств, а также в эффективности их использования, что характеризуется таким показателем, как производственный леверидж.

Другой фактор отражается в структуре капитала предприятия, т.е. в соотношении собственных и заемных средств. При этом показателем, определяющим влияние данного фактора на величину чистой прибыли, является финансовый рычаг.

При формировании рациональной структуры оборотных средств предприятия, помимо расчета количественных показателей, необходимо учитывать качественные факторы, в том числе:

‑ стабильность динамики оборота. Предприятие со стабильным оборотом может позволить себе относительно больший удельный вес заемных средств в пассивах и более значительные постоянные расходы;

‑ темпы наращивания оборота оборотных средств предприятия. Повы­шенные темпы роста оборота требуют соответствующего финансиро­вания. Это связано с возрастанием переменных, а зачастую и по­стоянных затрат, почти неизбежным увеличением дебиторской за­долженности, а также с множеством других причин, в том числе с инфляцией издержек;

‑ уровень и динамика рентабельности. Замечено, что наиболее рентабельные предприятия имеют относительно низкую долю долгового финансирования в среднем за длительный период;

‑ структура активов. Компании с большой долей высоколиквидных активов могут себе позволить иметь повышенный уровень эффекта финансового рычага, а узкоспециализированные в технико-эконо­мическом отношении предприятия вынуждены довольствоваться в основном собственными средствами;

‑ отношение кредиторов к предприятию. Игра спроса и предложения на финансовом рынке определяет средние условия кредитования, но конкретные условия зависят от финансово-хозяйственного положения предприятия. Конкурируют ли банкиры за право предоставить кредит, или деньги приходится вымаливать у кредиторов – вот в чем вопрос. От ответа на него во многом зависят реальные возможности предприятия по формированию желательной структуры средств;

‑ тяжесть налогообложения. Чем выше налог на при­быль, чем меньше налоговых льгот и возможностей использовать ускоренную амортизацию, тем более притягательно для предприятия долговое финансирование из-за отнесения хотя бы части процентов за кредит на себестоимость. Более того, чем тяжелее налоги, тем болезненнее предприятие ощущает недостаток средств и тем чаще оно вынуждено обращаться к кредиту;

‑ подходы и мнения консультантов и рейтинговых агентств, способных давать объективную оценку и оказывать влияние на ситуацию;

‑ приемлемая степень риска для руководителей предприятия. Люди, ответственные за принятие решений, могут проявлять большую или меньшую консервативность в смысле определения допустимого риска при принятии финансовых решений;

‑ стратегические целевые финансовые установки предприятия в контексте его реально достигнутого финансово-хозяйственного положения;

‑ состояние рынка кратко- и долгосрочных капи­талов. При неблагоприятной конъюнктуре на рынке денег и капи­талов зачастую приходится просто подчиняться обстоятельствам, откладывая до лучших времен формирование рациональной струк­туры источников средств;

‑ финансовая гибкость предприятия. Случается, что предприятия зачастую отказываются от многообещающих сделок из-за отсутствия средств. В подобных случаях задача финансового управляющего состоит в том, чтобы компания всегда была в состоянии мобилизовать средства, необходимые для финансирования текущих операций.

Таким образом, в формировании рациональной структуры источников оборотных средств исходят обычно из самой общей целевой установки: найти такое соотношение между заемными и собственными средствами, при котором рыночная стоимость активов предприятия будет наивысшей. Это, в свою очередь, становится возможным при достаточно высоком, но не чрезмерном эффекте финансового рычага. Уровень задолжен­ности служит для инвестора чутким рыночным индикатором благо­получия предприятия. Чрезвычайно высокий удельный вес заемных средств в пассивах свидетельствует о снижении финансовой устойчивости, и, соответственно, повышенном риске банкротст­ва.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что компаниям, длительное время присутствующим на рынке и обладающим положительной деловой репутацией, не стоит до конца использовать свою заемную способ­ность. Напротив, необходимо сохранять резерв финансовой гибкости, чтобы всегда иметь возможность привлекать кредиты и займы на оптимальных условиях.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 12:59:27