Kriticheskiy analiz osnovnyh podkhodov k otsenke konkurentosposobnosti

Абдразаков Р.И.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 5-1 / May, 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Abdrazakov R.I. Kriticheskiy analiz osnovnyh podkhodov k otsenke konkurentosposobnosti // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2007. – Tom 8. – № 5. – S. 16-20.



Необходимым условием успешного функционирования любой организации на современном этапе развития отечественной экономики является их конкурентоспособность. Связано это, прежде всего, со значительным обострением борьбы между субъектами хозяйствования за сегменты рынка. В этой ситуации проблема оценки конкурентоспособности является приоритетной задачей в управлении организацией.

Наиболее известные методы оценки конкурентоспособности предприятия по своей форме и сущности можно подразделить на следующие основные подходы:

«Матричный» подход. Данный подход базируется на маркетинговой оценке деятельности пред­приятия и его продукции. В его основе - анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали ‑ темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали - относительная доля продукции предприятия на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

К недостаткам матричного подхода следует отнести следующие:

‑ получение достоверной информации об объемах продаж на рынке по большей части реально затруднено, что ограничивает использование этого метода;

‑ маловариантность используемой матрицы, что связано с ограниченным числом градаций координат матрицы, поэтому при близких позициях к вертикальным и горизонтальным границам трудно сделать однозначные выводы;

‑ исключает проведение анализа причин происходяще­го и осложняет выработку управленческих решений;

‑ не позволяет определять и анализировать причины происходящих процессов, что затрудняет принятие решений по конкурентоспособности;

‑ имеет ограниченную область применения, что определяется его исходными посылками;

‑ позволяет получить только общую ориентацию предприятия на рынке, что требует дальнейшего уточнения.

Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия. Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения последнего используются различные способы, в основе большинства которых лежит нахождение оптимального соотношения «цена-качество».

Известно из практики, что нередко при высоком качестве и конкурентоспособности продукции предприятие-изготовитель или продавец не может продать его по достойной цене из-за:

‑ сложившейся ранее низкой репутации (имиджа) предприятия;

‑ слабых рыночных позиций;

‑ информационной закрытости предприятия;

‑ несовершенства производства;

‑ невысокого уровня менеджмента предприятия;

‑ неудовлетворительного финансового состояния предприятия;

‑ негативного влияния региональных и государственных составляющих (высокие пошлины, квоты и т.п.);

‑ по другим причинам.

Следовательно, серьезным недостатком приведенного подхода является то, что помимо качества и/или конкурентоспособности продукции не учитываются другие важные свойства конкурентоспособности предприятия (имидж, финансовое состояние и т.п.), а это, в свою очередь, существенно снижает объективность оценки. Таким образом, в настоящее время в большинстве случаев использование прямых тождеств между конкурентоспособностью продукции и конкурентоспособностью предприятия, применяемыми в ряде работ, можно признать недостаточно логичным.

Комплексный подход [0, 0 и др.]. Методы, отнесенные к данному подходу, определены как комплексные в силу того, что наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, в которых наилучшим образом используются имеющиеся ресурсы. В основе подхода лежит оценка групповых показателей, или критериев конкурентоспособности. Практически все методики данного подхода можно описать формулой:

где - номер частного показателя конкурентоспособности;

‑ частные показатели конкурентоспособности отдельных сторон деятельности предприятия;

‑ весомость -х показателей.

Существуют различные вариации на тему данной формулы, но по своей сути методики различаются лишь набором показателей и заданным коэффициентом важности.

К основным недостаткам этого подхода можно отнести следующие:

‑ при оценке конкурентоспособности предприятия и его составных частей не полностью учитывается реальный спектр составляющих конкурентоспособности, а также номенклатура параметров и показателей;

‑ практически не проводится дифференциация отдельных показателей по группам, что снижает достоверность результатов оценки и ограничивает более точное представление о конкурентоспособности;

‑ некоторые методики строятся с нарушением элементарных правил математики и, соответственно, с получением результата без какого-либо смыслового содержания (складываются единицы измерения разного вида, перемножаются разнонаправленные показатели и т.п.), отсутствием обоснованного выбора критериев оценки, с некорректным использованием экспертных оценок и др.;

‑ мессидж подхода о том, что показатель конкурентоспособности предприятия может быть определен путем элементарного суммирования способностей пред­приятия к достижению конкурентных преимуществ, не учитывает эффект эмерджентности (синергии);

‑ всегда появляются трудности при сборе объективной и достаточно полной информации о составляющих элементах конкурентоспособности (состоянии производства, финансовом состоянии и т.п.).

Заметим, что ни один из существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий не нашел широкого применения в практике экономического анализа. Это обусловлено тем, что в предпринятых попытках различных авторов и аналитиков использовать теорию многокритериальной оптимизации весьма слабое отражение нашли решения, связанные с исследованием концептуальных проблем этой теории.

Основная проблема определяется тем, что на конкурентоспособность, как результирующий показатель успешности предприятия на рынке, влияет бесконечное число случайных событий. Очевидно, что в одних условиях используемые критерии (какой-либо методики) будут ключевыми при определении конкурентоспособности, в других они могут оказаться косвенными. Более того, рынок, как живой организм, подвержен изменчивости, значит, и влияние отдельных критериев с течением времени подвержено изменению. В силу выше указанных обстоятельств фиксированные коэффициенты важности также не выдерживают критики. Следовательно, нельзя говорить об универсальности какой-либо методики.

Не претендуя на всесторонность и бесспорность, выскажем несколько конкретных предложений по развитию вопросов, связанных с оценкой конкурентоспособности организаций:

‑ при разработке и выборе методик предпочтение следует отдавать узкоотраслевым методикам оценки конкурентоспособности, учитывающим отраслевые особенности хозяйствования;

‑ экспертные методы при разработке методик и непосредственной оценке конкурентоспособности следует использовать с осторожностью в силу увеличения субъективности при их применении;

‑ следует учитывать доступность исходной информации для расчета;

‑ частные критерии оценки конкурентоспособности следует систематизировать по составляющим, что дает большее представление о конкурентоспособности организации;

‑ конечным пользователям должен быть предоставлен механизм модификации перечня критериев оценки и используемых коэффициентов важности, так как конкурентоспособность организации, как и любое сложное явление, с течением времени изменяется.

Следование предложенным рекомендациям при разработке и выборе методики оценки конкурентоспособности организаций позволит существенно повысить объективность ее конечных результатов.


Страница обновлена: 30.04.2024 в 22:19:48