Научно-исследовательская база дорожного хозяйства постперестроечной России

Мешковский А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мешковский А.В. Научно-исследовательская база дорожного хозяйства постперестроечной России // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 10. – С. 114-117.

Аннотация:
Основой развития экономики является научно-техническая и инновационная деятельность, направленная на получение, распространение и применение новых знаний для решения управленческих, экономических, технологических, инженерных, социальных и иных проблем. В частности, это касается дорожного хозяйства.

Ключевые слова: инновации, дорожное хозяйство

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Основой развития экономики является научно-техническая и инновационная деятельность, направленная на получение, распространение и применение новых знаний для решения управленческих, экономических, технологических, инженерных, социальных и иных проблем. В частности, это касается дорожного хозяйства.

База для проведения НИОКР и последующего внедрения инноваций была сформирована ещё в советский период развития дорожного хозяйства, когда были основаны основные научные и проектные институты. Тенденции экономического развития страны начали влиять на инновационно-внедренческие структуры ещё в перестроечный период.

В 1988 году решением Минавтодора РСФСР на базе научной части ГипродорНИИ и проектно-технологического треста «Росдортехстрой» было образовано научно-производственное объединение НПО «РосдорНИИ», в состав которого вошли 10 региональных центров. Тогда же на базе Саратовского филиала ГипродорНИИ было создано ГУП «Росдортех», специализирующееся на организации производства контрольно-измерительных приборов, оборудования, передвижных дорожных лабораторий, а также проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инновационной деятельности. В 1994 году НПО «РосдорНИИ» было преобразовано в Государственное предприятие ГП «РосдорНИИ», а его центры приобрели статус дочерних предприятий.

Необходимость концентрации научно-технической информации для оптимизации её хранения и использования и осуществления инновационной деятельности в дорожном хозяйстве также была осознана ещё в советский период развития отрасли. Ещё в 1971 году Минавтодором РСФСР было организовано Центральное бюро научно-технической информации (ЦБНТИ МАД РСФСР), целью которого был сбор научно-технической информации, её анализ, обработка, подготовка к выпуску и издание материалов. В 1992 году ЦБНТИ было переименовано в ГП «Информавтодор», сохранив при этом основную направленность и профиль деятельности. В настоящее время ГП «Информавтодор» выполняет функцию головной организации отраслевой системы научно-технической информации в области дорожного хозяйства и является единственным держателем отраслевого справочно-информационного фонда, который насчитывает более 80000 тысяч наименований источников, в том числе более 6000 нормативных документов.

Кроме того, ГП «Информавтодор» централизованно издаёт информационные материалы по наиболее важным вопросам отрасли, наполнение которых осуществляется посредством систематического контакта с учёными, специалистами, анализа и обобщения документальных материалов по научно-техническим и производственным достижениям дорожной отрасли в России и за рубежом.

В настоящее время разработкой и внедрением инноваций в дорожном хозяйстве занимаются профильные институты РАН, ряд вузов и конверсионных предприятий ВПК. Лидерами в научно-исследовательской и инновационной деятельности (по результатам тендеров, проводившихся Росавтодором в 2000-е годы) являются ФГУП НИИАТ, ФГУП «СоюздорНИИ», ГП «РосДорНИИ», ФГУП «ВНИИФТРИ», осуществляющие многопрофильные исследования и разработки в различных сегментах дорожного хозяйства. Однако НИОКР и внедрением их результатов в рассматриваемой области среди научно-исследовательских и внедренческих предприятий занимаются не только они.

Исследованием характеристик смешанного транспортного потока (местной и транзитной составляющей) на участках федеральных автомобильных дорог в зонах влияния городов и населенных пунктов в последние годы занималось ЗАО «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры». ОАО «Транспортные коридоры» решало проблему повышения эффективности эксплуатации автомобильных дорог на основе применения интеллектуальных транспортных систем. ООО «Информационные системы и технологии на транспорте» последние годы занималось разработкой механизмов и предложений по оценке и созданию рациональной инфраструктуры пассажирского транспорта, адаптированной к новым условиям.

Многочисленные исследования выполнялись также ООО «ОКБ Бурстройпроект», Научно-технической ассоциацией учёных и специалистов транспортного строительства, компаниями «Rus Road»и «Global Bridge», специализирующимися на разработке новых методов конструирования, монтажа и эксплуатации различных типов автомобильных дорог и мостов, а также другими коммерческими структурами.

Большое значение для повышения эффективности функционирования отрасли имеет разработка новых стандартов и норм. Разработкой ГОСТов для дорожного хозяйства, сметных норм и различного рода технических и технологических методических рекомендаций занимаются главным образом ООО «Инжинирингинвест», ООО «Дорожный инженерный центр», ОАО «ЦНИИС», ФГУП СНПЦ «Росдортех», ЗАО «Автодортехпрогресс», АНО НТЦ «Надёжность», НПСТ «ТрансКонсалтинг», ёООО «СпецСтройПроект», а также уже упоминавшиеся ГП «РосдорНИИ» и МАДИ.

Значительную роль в повышении экономической эффективности дорожного хозяйства России играют инновации, связанные с организацией функционирования отраслевого комплекса и его отдельных структур, разрабатываемые узкоспециализированными консалтинговыми, инжиниринговыми и иными компаниями.

Так, Правовой центр «Арбитраж, консультации и помощь» по поручению Росавтодора осуществил переработку Положения о порядке организации и проведении конкурсов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в системе Федерального дорожного агентства (ФДА) и Положения по планированию, организации, приемке и использованию результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в системе ФДА. Институт управления рисками разработал «Рекомендации о порядке оформления перехода прав на объекты, попадающие в зону строительства федеральных автомобильных дорог», Ассоциация «РАДОР» - «Административную классификацию автомобильных дорог общего пользования», ЗАО «Инвестконкурс» - «Порядок конкурсного размещения заказов на работы, организуемые ФДА». Кроме того, ЗАО «Инвестконкурс» все последние годы по заказу ФДА осуществляла модернизацию программного обеспечения проведения конкурсных торгов, а также их мониторинга с расчётом и оценкой эффективности проведения конкурсов.

Таким образом, выполнение федеральных и региональных программ, связанных с развитием дорожного хозяйства, а также улучшение технических и экономических показателей в отрасли в настоящее время обеспечивается мощной научно-исследовательской и опытно-внедренческой базой, включающей в себя научно-исследовательские, учебные и коммерческие организации различного профиля и форм собственности, деятельность которых в данном направлении успешно координируется и направляется Федеральным дорожным агентством РФ.


Источники:

1. http://www.informavtodor.ru : Официальный Интернет-сайт ФГУП «Информавтодор»
2. http://www.madi.ru : Московский автодорожный институт (ГТУ)
3. http://www.rosavtodor.ru : Официальный Интернет-сайт Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ
4. http://www.sibadi.omsk.ru : Сибирская государственная автодорожная академия

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:55:56