Механизм государственного регулирования, влияющий на эффективность управления в сельском хозяйстве

Мусташкина Д.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мусташкина Д.А. Механизм государственного регулирования, влияющий на эффективность управления в сельском хозяйстве // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 10. – С. 24-27.

Аннотация:
В условиях кризиса, постигшего большинство сельскохозяйственных организаций России, необходимо срочно объединять усилия как предприятий, так и отраслей агропромышленного комплекса на базе кооперации и интеграции. Это позволит сконцентрировать трудовые, материальные и финансовые ресурсы на производстве конечной продукции, восстановить эквивалентность обмена между отраслями народного хозяйства, рационально использовать имеющиеся производственные мощности и ресурсы, согласовать экономические интересы товаропроизводителей и координировать действия по их защите на рынке.

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственное регулирование



В условиях кризиса, постигшего большинство сельскохозяйственных организаций России, необходимо срочно объединять усилия как предприятий, так и отраслей агропромышленного комплекса на базе кооперации и интеграции. Это позволит сконцентрировать трудовые, материальные и финансовые ресурсы на производстве конечной продукции, восстановить эквивалентность обмена между отраслями народного хозяйства, рационально использовать имеющиеся производственные мощности и ресурсы, согласовать экономические интересы товаропроизводителей и координировать действия по их защите на рынке.

Приоритетным направлением выхода сельского хозяйства из кризиса является укрупнение предприятий. Новые структуры таких предприятий формируются в результате преобразования ранее существовавших нерентабельных сельскохозяйственных предприятий.

Эффект достигается за счет концентрации интеллектуального управленческого потенциала. Современные условия функционирования организаций требуют от руководителей высокого уровня профессионализма и личных способностей к управлению. Личный вклад человека, так называемый человеческий фактор, играет важнейшую роль в успешной деятельности организации.

Производственная сфера, обеспечивающая материальное воспроизводство, охватывает производство и переработку сельскохозяйственной продукции, строительство и ремонт зданий и сооружений, оказание транспортных услуг, материально-техническое снабжение и торговлю.

Финансово-экономическая сфера обеспечивает микроэкономические хозяйственные пропорции и включает в себя финансы, инвестиции, имущество, собственность, налоги.

Социальная сфера, в частности, направлена на воспроизводство трудовых ресурсов за счет организации новых рабочих мест, повышения квалификации трудовых ресурсов, социального обеспечения населения и т.д.

Ни одно рядовое сельскохозяйственное предприятие не в состоянии охватить все три указанные сферы в полном объеме по причине отсутствия кадров – высокопрофессиональных менеджеров различных уровней. Из-за недостаточного государственного экономического регулирования в стране произошел обвальный спад выпуска отечественной сельскохозяйственной продукции, отток опытных руководителей из села, а также кадров массовых сельскохозяйственных профессий. Поэтому сегодня требуется экстренная помощь и поддержка производителя сельхозпродукции со стороны государства, но исключительно рыночными методами, поскольку рыночная экономика, благодаря наличию возможностей создания конкурентной среды и свободы перемещения капиталов, позволяет более эффективно использовать ограниченные производственные ресурсы.

Можно выделить следующие механизмы государственной поддержки:

  • Ценовое регулирование. Рыночная экономика предполагает наличие инструментов стабилизации уровня цен, при этом механизм установления сбалансированных цен должен регулироваться государством. При существующем диспаритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию немыслимо рассчитывать на высокую эффективность сельскохозяйственного производства.
  • Информационное обеспечение. Владея всей необходимой статистической информацией, государство в состоянии предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимую информацию о ситуации на рынках, отражаемую в изменениях тех или иных факторов производства продовольствия. Руководствуясь знаниями о тенденции их трансформации, специалисты республиканской администрации должны на, наш взгляд, во-первых, не только доводить до сведения районных администраций необходимую информацию для сельхозпроизводителей, но и давать прогноз конъюнктурных изменений на рынке. Во-вторых, оказывать конкретное содействие в развитии информационных технологий и средств коммуникации для высокоскоростной передачи информации. Однако до настоящего времени не организована оперативная система сбора информации о ценах на основные виды сельскохозяйственной продукции, объемах продаж продовольствия, спроса и предложения, чем пользуются посреднические структуры, существенно занижающие цены на закупаемую продукцию у сельских товаропроизводителей, завышая затем конечные цены на рынке.
  • Создание условий для воспроизводства и восстановления единого экономического пространства на продовольственном рынке страны. Это может позволить существенно уменьшить дифференциацию цен на сельскохозяйственную продукцию по регионам страны, а также в целом уменьшить издержки производства за счет его более рационального размещения, специализации и внедрения современных производственных технологий. Формирование современной модели общенационального рынка невозможно без создания разветвленной и открытой инфраструктуры рынка продовольствия, которая, конечно же, включает в себя организации по цивилизованному продвижению продукции от товаропроизводителя к конечному потребителю.
  • Товарные закупки и интервенции могут быть в рамках межрегиональных объединений, где обязательным условием становления единого экономического пространства является существенное снижение транспортных тарифов, расходы которых не должны превышать 25% стоимости перевозимой продукции. Поэтому сельскохозяйственная политика индустриально развитых стран характеризуется сильными протекционистскими мерами в отношении собственных производителей. Иными словами, в промышленно развитых странах создаются такие торговые ограничения и система управления ценами, которые позволяют собственным производителям находиться в заведомо выгодном положении.
  • Система протекции включает, в частности, экспортные налоги и завышенные обменные курсы валют. Следствием такой политики является наблюдаемое дискриминационное положение сельскохозяйственных производителей развивающихся стран и неравномерное распределение продовольствия в мире.

    Вместе с тем, государство обязано стабилизировать отечественное сельскохозяйственное производство и директивными методами. Условия, при которых вмешательство государства в экономику может быть минимальным, сводятся:

    во-первых, и, прежде всего, к четкой определенности прав собственности на природные ресурсы;

    во-вторых, к минимизации числа участников и снижению издержек на заключение рыночных сделок.

    Поэтому сегодня все отчетливее проявляется институт права собственности, в том числе на землю, который, в силу своего экономического значения, оказывает определяющее влияние на эффективность управления сельскохозяйственным производством.


    Источники:

    1.Киселев В.А. Современные технологии управления - ключ к успеху бизнеса / В.А. Киселев // Управление персоналом.- 2002. - № 4. - С.6-13.
    2. Константинов С.А. Новый подход к определению критерия эффективности сельскохозяйственного производства / С.А. Константинов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. - № 3 – С. 23-24.
    3.Огарков С. Причины кризиса в сельском хозяйстве и направления его оздоровления / С. Огарков // АПК: экономика , управление. - 2004. - № 5 - С. 25-27.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:54:59