Метод анализа последствий изменения налогообложения предприятий: территориальный аспект

Бородачев А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (60), Декабрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бородачев А.А. Метод анализа последствий изменения налогообложения предприятий: территориальный аспект // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 12. – С. 56-60.

Аннотация:
Автором предложен реальный механизм формирования оценок возможного изменения объема налоговых платежей от группы предприятий разной специализации, действующих на одной территории. Такой механизм подразумевает процедуру анализа результатов анкетирования руководителей предприятий-налогоплательщиков, описание которой предлагается читателям и сопровождается соответствующими схемами и графиками. Эта публикация в силу научно-практической направленности рассчитана на руководителей предприятий всех форм собственности и специалистов в области оптимизации налогообложения.

Ключевые слова: налоговая реформа, инвестиционный потенциал, налогообложение прибыли

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В связи с продолжающейся налоговой реформой актуальной остается проблема поиска таких вариантов налоговых изменений, которые сокращают масштабы уклонений, одновременно увеличивая налоговые сборы и легальную прибыль предприятий. Удовлетворяющие этим условиям налоговые изменения отвечают интересам государства и бизнеса, поскольку увеличиваются налоговые поступления в бюджеты разных уровней, а также инвестиционный потенциал предприятий. Ввиду отсутствия точных моделей, описывающих реакцию предприятий на изменение налоговых ставок, предлагается рассмотреть метод анализа результатов анонимного анкетирования предприятий.

Оценка возможного изменения налоговых платежей необходима как отдельным предприятиям, так и территориальным органам госуправления, в том числе и районным налоговым подразделениям. Информация о предстоящих налоговых изменениях на ближайшие два-три года позволяет предприятиям уменьшить фактор неопределенности при экономическом планировании собственной деятельности. Территориальные органы управления также могут повысить точность своих экономических прогнозов, если будут заранее знать о возможной реакции предприятий (уплачивающих налоги на данной территории) на предстоящие налоговые изменения.

Осуществить точный прогноз изменения объемов сбора налогов, изменения инвестиционной активности предприятий, их прибыли и уплаченных налогов представляется принципиально невозможным. Поэтому для оценки последствий налоговых новаций приходится использовать оценочные или расчетные модели, основанные, в частности, на данных опросов предприятий.

В настоящей статье предлагается механизм формирования оценок возможного изменения объема налоговых платежей от группы предприятий разной специализации, действующих на одной территории. Общая схема процедуры анализа результатов анкетирования руководителей предприятий-налогоплательщиков представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема процедуры анализа результатов анкетирования руководителей предприятий-налогоплательщиков

Цель анкетирования ‑ выявить множество вариантов изменения налоговых ставок, которые одновременно увеличивают суммарные налоговые платежи предприятий и суммарную чистую прибыль. Такое множество вариантовё изменения налоговых ставок будем называть оптимальным по данным анкетирования. Процедура анализа результатов анкетирования состоит из трех шагов.

Шаг 1. На этом этапе проводится анкетирование предприятий для выяснения того, каким именно образом может измениться чистая прибыль и величина выплачиваемых налогов в случае изменения на заданную величину ставки одного из рассматриваемых налогов. Анкетирование проводится исключительно анонимно. При этом никаких данных о масштабах уклонений или «налоговой оптимизации» предприятие сообщать не обязано.

Участие в анкетировании является добровольным и стимулируется тем, что опрос проводится, в том числе, в интересах предприятий, поскольку имеет конечной целью снижение налоговой нагрузки и увеличение экономической активности (как-то: увеличение прибылей, инвестиций и объемов сбыта предприятий).

По каждому из рассматриваемых налогов опрос предполагает заполнение следующих двух анкет: «О влиянии изменения ставки налога на чистую прибыль предприятия» и «О влиянии изменения ставки налога на суммарные платежи предприятия по данному виду налога в календарном году».

Например, при анализе последствий изменения ставок единого социального налога (ЕСН) предлагается заполнить следующие две анкеты: «О влиянии изменения эффективной ставки ЕСН на чистую прибыль предприятия» и «О влиянии изменения эффективной ставки ЕСН на суммарную величину уплаченного предприятием в календарном году единого соцналога».

Каждая анкета содержит несколько однотипных вопросов следующего вида: «Какой была бы чистая прибыль Вашего предприятия, если бы эффективная ставка ЕСН была бы на 2 (4, 6 и т.д.) процентных пункта выше (ниже) действующей?» Аналогичный вопрос сформулирован в анкете и относительно влияния ставки ЕСН на чистую прибыль предприятия: «Какую сумму единого соцналога уплатило бы Ваше предприятие, если бы эффективная ставка ЕСН была бы на 2 (4, 6 и т.д.) процентных пункта выше (ниже) действующей?»

Заполненная анкета представляет собой таблицу, каждая строка которой состоит из трех чисел: предполагаемой ставки налога Стn, соответствующих ей оценок чистой прибыли ЧПn j и суммы уплаченного налога УНn j j-ым предприятием. Здесь j ‑ номер предприятия, выплачивающего анализируемый налог, j =1,…, К, а К ‑ количество принимающих участие в анкетировании предприятий. Номер варианта измененной ставки налога обозначен n, причем n =1,…, M , а M ‑ количество вариантов измененной ставки налога.

Например, если для анализа последствий пересмотра эффективной (фактически действующей) ставки НДС в вопросах анкеты предлагается оценить прибыль и налоговые выплаты для значений ставки {10%, 12%,14%, 16%, 18%}, то M = 5. Таким образом, анкета каждого (j-го) предприятия по одному виду анализируемого налога представляет собой таблицу из M строк.

Шаг 2. Если суммировать данные из всех К анкет, то можно получить итоговую таблицу также из М строк по три числа в каждой: Стn (предполагаемое значение ставки налога), УНn (совокупный налог, уплаченный всеми К предприятиями) и ЧПn (совокупная чистая прибыль, полученная всеми К предприятиями), соответствующая ставке налога Стn.

Шаг 3. Описанная итоговая таблица позволяет найти множество не худших значений ставки налога {Ст} *, для которых совокупный налог и совокупная чистая прибыль всех К предприятий одновременно не меньше, чем для любого другого значения ставки налога. Для поиска не худших значений ставки анализируемого налога {Ст} * достаточно из итоговой таблицы вычеркнуть строки, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:

УНk < УНn и ЧПk < ЧПn (n=1,…, M),

где k - номер вычеркиваемой из итоговой таблицы строки.

Поиск множества значений {Ст}* можно интерпретировать как решение задачи многокритериальной оптимизации [1-3]. В качестве двух критериев оптимизации в этом случае естественно рассматривать совокупный налог и совокупную чистую прибыль всех К предприятий. Оптимизационную задачу можно сформулировать следующим образом: найти множество не худших значений ставки налога {Ст}* в контексте двух критериев - совокупного налога и совокупной чистой прибыли всех К предприятий. Эту же задачу можно сформулировать с использованием понятия оптимального по Парето множества {Ст}*при двух критериях, которые отражают величину совокупного налога и совокупной чистой прибыли всех К предприятий. Требуется найти Парето-оптимальное множество вариантов ставок рассматриваемого налога в контексте двух критериев - совокупного налога и совокупной чистой прибыли К предприятий.

Решением всех перечисленных задач является описанная выше процедура из трех этапов (шагов). Впрочем, оптимальность множества вариантов изменения ставки налога {Ст}* не является абсолютной и ограничена лишь данными конкретного анкетирования по одному виду налогов.

В случае проведения анкетирования предприятий по другим видам налогов описанная процедура обработки результатов и поиска оптимального множества вариантов изменения ставки налога {Ст}* повторяется.

На рис. 2 и 3 приведены результаты обработки анкетных данных 120 предприятий по вопросам вариантов снижения эффективной ставки единого социального налога.

Рис. 2. Прогноз зависимости чистой прибыли и уплаченного ЕСН от эффективной ставки ЕСН на предприятии

Рис. 3. Парето-оптимальные варианты ставок ЕСН


Источники:

1. Колемаев В.А. Математическая экономика.- М.: ЮНИТИ, 1998.
2. Ашманов С.А. Введение в математическую экономику. - М.: Наука, 1984.
3. Понтрягин Л.С. Математическая теория оптимального управления. — М.: Наука, 1976.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:17:10