Генезис социального капитала на разных уровнях

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В качестве одного из инновационных механизмов повышения благосостояния человечества выступает концепция «социального капитала». В статье рассматриваются предпосылки развития интереса к данной теме, исследуются уровни и виды социального капитала, а также анализируется его проявление на различных уровнях.

Ключевые слова:

доверие, социальный капитал, благосостояние, уровни социального капитала, наноэкономика
Цитировать публикацию:
Генезис социального капитала на разных уровнях – С. 473-482.

Genezis sotsialnogo kapitala na raznyh urovnyakh. , 473-482. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В мировом сообществе в последнее время происходит переоценка социально-экономических ценностей. С точки зрения практической реальности эта переоценка связана с поиском новых источников повышения благосостояния человечества. Большинство «чистых» экономических рычагов создано, опробовано и реализовано. Растущая глобализация и высокая степень интеграционных связей на всех уровнях, начиная от единичных хозяйств до мирового сообщества, вызывают необходимость принимать во внимание не только технологические процессы, но и так называемый «человеческий фактор», включающий психологические особенности, коммуникативную компетентность, уровень доверия и т.п. В качестве одного из таких механизмов рассматривается концепция «социального капитала» [1, 2, 5, 6] (рис. 1).

Рис. 1. Причинно-следственные связи причин развития концепции «социальный капитал»

В широком понимании социальный капитал связан с социальными отношениями между людьми, продуцирующими полезные результаты. Понятие социального капитала имеет отношение к тем запасам социальных доверия, норм и сетей, которые люди могут использовать для решения общих проблем. «Социальный капитал» как аналитическая проекция ведет своё происхождение как от концепций, сформулированных в классической политэкономии, так и от современных социологических разработок, посвященных новым аспектам понимания социальных отношений. Терминологическая конструкция «социальный капитал» выступает как результат понятийного заимствования из экономической теории и следствие переопределения терминологического аппарата экономики для целей социально-гуманитарного знания.

Впервые понятие «социальный капитал» было введено в оборот во втором десятилетии 20-го века в работах Лиды Д. Хэнифэн. Для раскрытия его сущности автор использовал такие категории, как «товарищество», «симпатия», а также исследовал социальное взаимодействие людей в рамках общины и семьи. Активное исследование категории началось с 80ых годов XX столетия, сейчас достигает пика активности исследований. Классиками социального капитала выступают Пьер Бурдье, Джеймс Коулмен, Роберт Патнем [1, 5].

Блага, произведенные социальным капиталом, могут встречаться на разных уровнях социальной структуры. Это может быть частным благом или общественным благом в зависимости от уровня. Согласно различным исследованиям, социальный капитал может проявляться на уровне индивидуума, неформальной социальной группы, официальной организации, сообщества, этнической группы и даже нации. В целом традиционно многими авторами выделяются следующие уровни социального капитала: микро-, мезо- и макро- [1, 2]. Однако в целях сохранения соответствия терминологии (уровень «микро» обычно связан с деятельностью организаций, а «мезо» – регионов), следует выделить еще один уровень – «нано», соответствующий человеку, тем более в последнее время в экономической науке вводится понятие «наноэкономика» [3]. Соответственно, можно выделить 4 уровня социального капитала (рис. 2).

Рис. 2. Уровни социального капитала.

Другой важный аспект, формирующий разные виды социального капитала, охватывает область изменения от структурных проявлений социального капитала до когнитивных [4]:

  • структурный социальный капитал способствует взаимовыгодной совместной деятельности на основе прочных социальных сетей, укрепленных общественными правилами и нормами; связан с рядом социальных факторов (социальными ролями, процедурами, прецедентами и сетями, которые облегчают полезное для обеих сторон сотрудничество) – эта форма социального капитала достаточно объективна и легко идентифицируема
  • когнитивный социальный капитал включает в себя общие нормы, ценности, взгляды и убеждения, предрасполагает людей к взаимовыгодной совместной деятельности; проявляется в усиленных культурой или идеологией идеях, специфических нормах, ценностях, взглядах, убеждениях, способствующих сотрудничеству – субъективная и трудно ощутимая форма социального капитала.
  • Когнитивные и структурные виды социального капитала, как правило, связаны и взаимно усиляют друг друга.

    На сегодняшний день категории «социальный капитал» посвящено достаточно большое количество научный исследований. Однако в практической действительности его потенциал реализуется стихийно, поскольку изучен еще не всесторонне, не полностью, не системно.

    Ожидается, что принципы действия социального капитала одинаковы во всех своих проявлениях, однако категория имеет некоторые отличия на различных уровнях. Стоит отметить, что социальный капитал по результату воздействия условно можно разделить на негативный (негативное влияние на социально-экономические процессы) и позитивный (позитивное влияние на социально-экономические процессы). C точки зрения анализа принципов использования рассматривается, прежде всего, позитивный социальный капитал. Далее представлены схемы «движения» социального капитала от источника к результату на разных уровнях (рис. 3-6).

    Источники социального капитала

    Структурный социальный капитал
    Когнитивный социальный капитал

    Формализованные институты
    Неформализованные институты
    – Семья
    – Детский сад
    – Школа
    – Дополнительное образование детей
    – Детские спортивные, музыкальные, художественные секции
    – СУЗ, ВУЗ
    – Коллектив организации
    – Дополнительное образование взрослых
    – Общественные организации
    – Политические партии
    – Религия
    – Дворовое сообщество
    – Социальная сеть
    – Круг знакомых
    – Соседи
    – Культура
    – Ценности
    – Традиции
    – Доверие
    – Социальные нормы
    – Стиль поведения
    – Организационная культура
    – Ментальность


    ¯
    Предпосылки СК

    – Успешная адаптация в обществе
    – Развитые ключевые компетенции (в т.ч. ценностно-смысловая, общекультурная, коммуникативная и пр.)
    – Существующий круг общения со сходными ценностями
    – Наличие собственных уникальных для определенного круга общения ресурсов


    ¯


    Позитивный личный социальный капитал


    ¯
    Ближайшие последствия

    – Сокращение личных транзакционных издержек
    – Высвобождение времени как ресурса
    – Повышение экономической мобильности
    – Обеспечение большей стабильности и уверенности


    ¯
    Дальние последствия

    – Личное благополучие
    – Удовлетворенность
    – Повышение стоимости человеческого капитала

    Рис. 3. Социальный капитал наноуровня

    Источники социального капитала

    Структурный социальный капитал
    Когнитивный социальный капитал

    Формализованные институты
    Неформализованные институты
    Экономические агенты микросреды:
    Потребители Поставщики Конкуренты Партнеры Контактные аудитории: Финансовые круги
    Государственные учреждения
    СМИ
    Гражданские группы действия
    Местные контактные аудитории
    Широкая публика
    Внутренние контактные аудитории (члены организации)
    – Круги знакомых членов организации
    – Организационная культура
    – Корпоративная культура
    – Человеческий капитал
    – Маркетинговый капитал
    – Культура
    – Ценности
    – Доверие
    – Ментальность


    ¯
    Предпосылки СК

    – Стратегическое планирование
    – Сформированные, управляемые организационная и корпоративная культуры
    – Выстроенные маркетинговые коммуникации
    – Владение собственными ресурсами


    ¯


    Позитивный социальный капитал организации


    ¯
    Ближайшие последствия

    – Сокращение транзакционных издержек фирмы
    – Увеличение скорости бизнес-процессов
    – Налаживание эффективных маркетинговых коммуникаций фирмы
    – Реализация маркетинга партнерских отношений
    – Более гибкое управление организацией


    ¯
    Дальние последствия

    – Повышение конкурентоспособности организации
    – Повышение жизнестойкости организации
    – Повышение стоимости нематериальных активов

    Рис. 4. Социальный капитал микроуровня

    Источники социального капитала

    Структурный социальный капитал
    Когнитивный социальный капитал

    Формализованные институты
    Неформализованные институты
    – Учреждения региона:
    → образования
    → спорта
    → культуры
    → здравоохранения и т.д.
    – Заводы, предприятия
    – Коммерческие организации
    – Общественные организации
    – Региональная политическая система
    – Религия
    – Дворовые сообщества
    – Социальные сети
    – Круги знакомых
    – Культура
    – Ценности
    – Традиции
    – Доверие
    – Социальные нормы
    – Стиль поведения
    – Организационная культура
    – Ментальность


    ¯
    Предпосылки СК

    – Стратегическое планирование на уровне региона
    – Приемлемый уровень социальных гарантий
    – Безопасность (экономическая, криминальная, экологическая и пр.) региона
    – Авторитетность политической системы


    ¯


    Позитивный социальный капитал региона


    ¯
    Ближайшие последствия

    – Согласованность действий различных институтов
    – Преодоление институциональных ловушек
    – Снижение институциональных рисков
    – Сглаживание различий между уровнями жизни
    – Ускорение интеграционных процессов


    ¯
    Дальние последствия

    – Повышение привлекательности региона:
    → инвестиционной
    → конкурентной
    → для проживания

    Рис. 5. Социальный капитал мезоуровня

    Источники социального капитала

    Структурный социальный капитал
    Когнитивный социальный капитал

    Формализованные институты
    Неформализованные институты
    – Учреждения страны:
    → образования
    → спорта
    → культуры
    → здравоохранения и т.д.
    – Заводы, предприятия
    – Коммерческие организации
    – Общественные организации
    – Национальная политическая система
    – Религия
    – Дворовые сообщества
    – Социальные сети
    – Круги знакомых
    – Культура
    – Ценности
    – Традиции
    – Доверие
    – Социальные нормы
    – Стиль поведения
    – Организационная культура
    – Ментальность


    ¯
    Предпосылки СК

    – Национальное стратегическое планирование
    – Приемлемый уровень социальных гарантий
    – Безопасность (экономическая, криминальная, экологическая и пр.) страны
    – Авторитетность политической системы


    ¯


    Позитивный национальный социальный капитал


    ¯
    Ближайшие последствия

    – Согласованность действий различных институтов
    – Преодоление институциональных ловушек
    – Снижение институциональных рисков
    – Сглаживание различий между уровнями жизни
    – Повышение стабильности общества
    – Ускорение интеграционных процессов


    ¯
    Дальние последствия

    – Более высокий уровень ВВП, ИРЧП
    – Повышение благосостояния нации
    – Повышение инвестиционной привлекательности страны на мировых рынках
    – Повышение различных рейтингов страны на мировых площадках

    Рис. 6. Социальный капитал макроуровня

    Таким образом, несмотря на существующие сложности концептуализации категории «социальный капитал», в настоящее время можно утверждать, что он является одним из инновационных факторов эффективного развития на разных уровнях – от индивидуума до государства.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Claridge Tr. Social capital. – 2007 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gnudung.com/
    2. Fukuyama F. Social capital, civil society and development. – 2004-04-13 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://shuibing.livejournal.com/4613.html
    3. Клейнер Г. Наноэкономика [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.kleiner.ru/arpab/nanon.html.
    4. Полякова О.В. Уровень развития социального капитала как фактор эффективности экономики // Молодые исследователи - регионам: Материалы всероссийской научной конференции. В 2-х т. – Вологда: ВоГТУ, 2010. – Т. 2. – С. 125-127.
    5. Сидорина Т.Ю. Социальный капитал организации и социальная политика российского предприятия // Журнал исследований социальной политики, 2007. – №3. – С. 319-334.
    6. Цветкова Г.С. Что скажет рейтинг // Креативная экономика. – 2010. – № 4. – С. 28-33.