Инновационные управленческие решения в розничных продуктовых торговых сетях

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье предлагается авторская экономическая модель разработки и принятия оперативных управленческих решений, позволяющая экономить ресурс времени управляющего розничной продуктовой торговой сетью, необходимого для разработки инновационных управленческих решений. Выявляются особенности управленческих решений и основная проблема деятельности розничных продуктовых торговых сетей. Предлагаются «инновационные пограничные условия» необходимые для разработки инновационных управленческих решений.

Ключевые слова:

инновационное развитие, управленческие решения, продуктовые инновации, розничные торговые сети, оперативное управление, инновационные управленческие технологии, новые комбинации
Цитировать публикацию:
Инновационные управленческие решения в розничных продуктовых торговых сетях – С. 356-363.

Innovatsionnye upravlencheskie resheniya v roznichnyh produktovyh torgovyh setyakh. , 356-363. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Инновационное развитие общества обеспечивается основными направлениями «прорывного», качественного улучшения элементов национальной инновационной системы [1]. К основным элементам национальной инновационной системы относятся – государство, образование, наука и бизнес [2]. Безусловно, вышеизложенные четыре фактора инновационного развития должны изменять как собственное внутренне содержание, так и существующие институциональные рамки, что непосредственно приводит к формированию национальной инновационной системы. На сегодняшний момент существует разные точки зрения по поводу инновационного развития России, приводятся достаточно весомые аргументы отсутствия необходимого экономического потенциала [3] и в то же время формируются практические модели для перехода на более высокий уровень технологического прогресса общества [2]. Тем не менее, инновационное развитие организации является основным фактором, позволяющим существенно снизить издержки на единицу продукции и увеличить предпринимательскую прибыль. Поэтому, несмотря на объективные причины отсутствия экономического потенциала общества, анализ инновационного развития организации является актуальной темой.

Особую роль в бизнесе, как элемента национальной инновационной системы, занимает деятельность розничных продуктовых торговых сетей. За III квартала 2010 года общий оборот торгующих организаций в обороте розничной торговли составил 87%, при этом 29% оборота торгующих организаций сформировано розничными торговыми сетями [4].

На сегодняшний момент существует различные модели разработки и принятия управленческих решений в организации, которые сформированы в отдельные научные школы (немецкая, американская, японская), однако с авторской точки зрения основным недостатком данных моделей является предоставление технологии разработки и принятия управленческих решений, при этом оперативная экономическая информация не подвергается объективному экономическому анализу [5]. В данном аспекте особую значимость имеет релевантный анализ – анализ основанный на разнице будущих затрат и выручки, которые принимают различные значения в зависимости от принимаемых управленческих решений [6]. Однако основным недостатком данного подхода является дискретность получаемых выводов (однозначность управленческого решения) – открывать \ не открывать дополнительный супермаркет, вводить \ не вводить новый товар, эксплуатировать \ не эксплуатировать дополнительную единицу транспорта? При этом предмет и объект исследования, а именно управленческие решения в розничных продуктовых торговых сетях, обладают особенностью – переменный капитал, как создатель добавочной стоимости, и соответственно как фактор развития инноваций, перманентно направляется на создание дополнительной меновой стоимости. Таким образом, управленческие решения в розничных продуктовых торговых сетях обладают особенностью ограниченности во времени разработки и принятия, так как купленные и представленные для перепродажи продукты питания обладают более высокой меновой стоимостью, чем аналогичные товары на стадии закупки. Вышеизложенное положение определяет неспособность моделей разработки и принятия управленческих решений для качественного, эффективного и своевременного анализа оценки существующего положения и выработки управленческих решений в розничных продуктовых торговых сетях.

Управляющий розничной продуктовой торговой сетью (предприниматель) является основным лицом осуществляющим «новые комбинации» - инновации [7]. При этом если рассмотреть инновационное развитие розничной торговли, то необходимо отметить, что на смену простым лавочникам и держателям частных магазинов, как перекупщикам товаров повседневного спроса, пришли магазины у дома (дискаунтеры) с большей торговой площадью и ассортиментом товаров. Таким образом, предприниматель осуществил «первую новую комбинацию» - «внедрение метода производства, в основе которого лежит новый способ коммерческого использования товаров». С ростом диверсификации потребностей общества, предприниматель осознал, что с увеличением масштабов деятельности издержки на единицу продукции снижаются, что позволяет увеличивать предпринимательскую прибыль. Далее на смену дискаунтерам постепенно появился новый формат повседневного обслуживания – «гипермаркеты» - что является «второй новой комбинаций» - предприниматель рационально использовал формулу роста валовой выручки посредством изменения не только за счёт среднего чека (для дискаунтеров), но и за счёт трафика покупателей (для гипермаркетов). На сегодняшний момент особую значимость приобретает «третья новая комбинация» - производство и продажа продукции под собственной торговой маркой (СТМ), позволяющая значительно снижать издержки на единицу продукции, посредством снижения цены и роста валовой выручки СТМ.

Разработанные «новые комбинации» являются результатом эволюционного развития розничной торговли. Когда предпринимательская маржа (разница между валовой выручкой и затратами) становиться минимальной, в силу слабо концентрированного рынка и высокого числа розничных магазинов, предприниматель стремится осуществить инновации. Таким образом, происходит процесс разработки и принятия инновационных управленческих решений, который отличается от процесса разработки и принятия оперативных управленческих решений. Рассмотрим каждый из данных процессов по отдельности.

Исследование деятельности ведущих розничных продуктовых торговых сетей РФ X5 Retail Group и ОАО «Магнит» выявило основную проблему деятельности – отсутствия взаимосвязи экономического и финансового состояния. К экономическому состоянию относятся показатели, отражающие эффективность протекания внутренних экономических процессов (кассовое обслуживание, маркетинг, мерчендайзинг, логистика, товароведение, собственное производство). К финансовому состоянию относятся показатели прибыли и оборотов деятельности организации. С учётом, во-первых, основной особенности ограниченности во времени принятия управленческих решений, во-вторых, отсутствия взаимосвязи экономического и финансового состояния - автором сформирована экономическая модель разработки и принятия управленческих решений. Основное содержание данной модели состоит в предоставлении управляющему экономической информации для разработки и принятия управленческих решений. Во-первых, составляется факторная зависимость для экономического и финансового состоянии. Например, формула E\О = [E\SGA]* [SGA\Sеbеs]* [Sеbеs/О] – отражает финансовое состояние, формулы O/ТП = [О/Sеbеs]* [Sеbеs/E]* [E/ТП]; О/Sеbеs = [О/SGA]* [SGA\E]* [E/ТП]* [ТП/Sеbеs]; О/SGA = [O/E] * [E/ТП] * [ТП/Sеbеs] * [Sеbеs/SGA] – отражает экономическое состояние; где Е – операционная прибыль, О – объём продаж (выручка от продаж), ТП – торговые площади, Sebes – себестоимость продукции, SGA – общие, коммерческие и административные расходы, E\О – рентабельность продаж, показывает количество рублей прибыли с продаж получаемой с 1 рубля выручки (оборота), O/ТП – количество рублей выручки на квадратный метр торговой площади, О/Sеbеs – отдача от вложенного капитала (количество рублей выручки, приходящейся на 1 рубль инвестированного капитала, О/SGA - количество рублей выручки генерирующихся 1 рублём понесённых общих, коммерческих и административных расходов.

На первом этапе, рассчитывается влияние каждого фактора на результирующий показатель экономического и финансового состояния. Разрабатываются управленческие решения, направленные на минимизацию негативного влияния факторов. На втором этапе с использованием сформированной сбалансированной системы показателей и причинно-следственных связей находятся «драйвера затрат», которые приводят к увеличению негативного влияния факторов, для этого каждому элементу E, O, SGA, ТП, Sebes в сбалансированной системе присваивается разрабатываемый показатель [8]. По месту нахождения «драйвера затрат» принимается управленческое решение по изменению соответствующего показателя.

Представленная система разработки и принятия оперативных управленческих решений экономит ресурс времени для управляющего розничной продуктовой торговой сетью, так как данный ресурс является первоочередным фактором для принятия инновационных управленческих решений. Процесс разработки и принятия инновационных управленческих решений значительно превышает по времени аналогичный процесс оперативных управленческих решений, так как инновационные управленческие решения являются фундаментальными, долгосрочными, малочисленными.

Существует система выработки эффективных управленческих решений, представленная П. Друкером, которая состоит из следующих основных этапов:

1) определить тип возникающего события, если событие носит повсеместный (перманентный) характер, то необходимо выявить основную причину возникновения проблемы;

2) определить «пограничные» условия – критерии, которые необходимо достичь при реализации управленческого решения;

3) определить «правильность» управленческого решения – что является наиболее значимым в случае возникновения компромиссной ситуации. Данный момент является актуальным, так как существующие компромиссы необходимо направить на соблюдение «пограничный условий»;

4) реализовать управленческое решение и выявить ответственных лиц для реализации;

5) осуществить «обратную связь» посредством личного контроля для проверки результатов управленческого решения.

Вышеизложенный процесс разработки и принятия инновационных управленческих решений является основополагающим, так как отвечает следующим критериям:

1) повсеместности существующей проблемы – когда разрешение проблемы значительно увеличивает предпринимательскую прибыль;

2) реализации «пограничных условий» - при определении инновационных пограничных условий, таких как «значительное снижение уровня затрат на единицу продукции», возрастает вероятность разработки инновационных управленческих решений;

3) «правильности» управленческого решения – инновационные пограничные условия, при разнообразии альтернативных вариантов, выявляют управленческие решения, соответствующие «инновационным пограничным условиям».

С авторской точки зрения, высокую значимость для разработки инновационных управленческих решений, занимают «инновационные пограничные условия», так как определяют основные направления инновационного развития организации. В розничной продуктовой торговой сети, по мнению автора, «инновационными пограничными условиями» являются:

1) уровень затрат на единицу продукции, являющийся значительно меньшим по отношению к существующему уровню (инновационный уровень затрат определяется исходя из равенства инновационного уровня цены с ценой закупки до принятия инновационного управленческого решения);

2) высокая степень качества продукции, соответствующая требованиям национальной системы менеджмента качества;

3) высокая степень обслуживания клиентов, позволяющая увеличить прирост выручки и сократить время проведения клиента в магазине.

В заключении необходимо отметить, что на сегодняшний момент существуют предпосылки инновационного развития розничных продуктовых торговых сетей – уменьшение уровня предпринимательской прибыли, слабо концентрированность рынка розничных продуктовых торговых сетей. Эволюция торговых сетей показывает, что «осуществление новых комбинаций» является основным фактором инновационного развития. Представленная экономическая модель разработки и принятия оперативных управленческих решений значительно экономит ресурс времени, необходимый для разработки фундаментальных и малочисленных инновационных управленческих решений. «Инновационные пограничные условия» определяют критерии и направления инновационного развития розничных продуктовых торговых сетей.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Кондратьева Е.В. Национальная инновационная система: теоретическая концепция: Методическое пособие / НГУ. - Новосибирск, 2007. - 36 с.
2. Кузык Б.Н. Инновационная модель развития России с.149 – 155. Журнал новой экономической ассоциации №7, 2010. – с.149-155.
3. Иноземцев В.Л. Модернизация в России: каковы шансы на успех. Журнал новой экономической ассоциации №7, 2010. - с.146 – 149
4. http://www.gcs.ru – официальный сайт Государственной службы Федеральной статистики
5. Саликов Ю.А. Елфимова Е.Л. Зарубежный опыт принятия управленческих решений. - http://www.lerc.ru/bulletin/0008/0002/
6. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж., Бухгалтерский учёт: управленческий аспект: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 416с.
7. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. – М. Директмедиа Паблишинг, пер. В.С. Автономова, 2008. – 356с.
8. Нортон Д.П. , Р.С. Каплан, Сбалансированная система показателей от стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2003. - 210с.