Концепция экономического анализа финансово-хозяйственных процессов коммерческого предприятия в инновационной среде

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Современный период стремительных изменений и перехода в новое становление обусловлен всевозрастающей конкурентной борьбой, которая диктует организацию эффективной коммерческой деятельности как обязательное условие жизнеобеспеченности предприятия. В условиях инновации возрастает значение хорошо поставленной системы управления бизнес – процессами коммерческого предприятия, результативность которых напрямую зависит от качества принимаемых управленческих решений, что невозможно без адекватного экономического анализа. Определение современной концепции экономического анализа в инновационных условиях - цель настоящей статьи. В результате исследования, автором предлагается использование «механизмов адаптации», которые выражаются в рычагах управления бизнес-процессами на базе экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия.

Ключевые слова:

инновационная экономика, управленческие решения, торгово-коммерческая деятельность, экономический анализ, бизнесс-процессы
Цитировать публикацию:
Концепция экономического анализа финансово-хозяйственных процессов коммерческого предприятия в инновационной среде – С. 321-329.

Kontseptsiya ekonomicheskogo analiza finansovo-khozyaystvennyh protsessov kommercheskogo predpriyatiya v innovatsionnoy srede. , 321-329. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Инновационные тенденции, о которых сегодня так много говорят, и которые начинают постепенно зарождаться на российском экономическом пространстве, имеют непосредственное влияние в целом, как на экономику страны, так и на финансово-хозяйственные процессы субъектов общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения.

Сейчас мир переживает время быстрых изменений, наблюдается поступательный переход из тяжелого финансово-экономического кризиса XXI века в новое становление, когда каждый «потерянный» год способен отбросить нашу страну далеко назад.

По словам президента РФ Д.А. Медведева, рост российской экономики за первые пять месяцев 2011 года составил 4% [5], что говорит не только о скором поступательном выходе из тяжелого становления, но и переходе на новый уровень развития.

Возникает очевидная необходимость адаптации к новым реалиям, новым темпам роста, которые ведут к глубоким изменениям в бизнес-процессах хозяйствующих субъектов – нововведениям, изобретениям, инновациям, новым технологиям и т.д.

Следование нововведениям, создание и принятие в них участия является современным условием жизнеобеспечения и развития хозяйствующего субъекта.

Впервые понятие «инновация» появилось именно в период финансово-экономического кризиса, поэтому сегодняшнюю посткризисную экономику можно смело назвать инновационной.

Инновационная экономика дает массу новых возможностей для коммерческих организаций, предприятий и пр.. Новационные экономические условия, рост субъектов хозяйствования порождают массовую конкуренцию. Как следствие, для предприятий возникла первоочередная задача – создание эффективной коммерческой деятельности в условиях инновации.

Согласно определению из толкового словаря В.И. Даля [4] «коммерция» – это торг, торговые обороты, купеческие промыслы».

Коммерческая деятельность предприятия – это последовательность взаимосвязанных бизнес – процессов, связанных с реализацией товаров и предоставлением услуг, от которых зависят конечные результаты коммерческого предприятия.

Коммерческая деятельность – это оперативно-организационный процесс по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли [3].

Коммерческие предприятия (основная доля которых - предприятия оптовой и розничной торговли) составляют в формировании валового внутреннего продукта Российской Федерации долю в основных ценах (включая субсидии на продукты, без налогов на них) 19,7% (в 2010г. - 20,9%) [5].

Поэтому говоря об эффективности коммерческой деятельности одного предприятия, мы говорим о новом качественном росте национальной экономической системы.

Эффективность коммерческой деятельности предприятий зависит от конструктивности бизнес-процессов, результативность которых напрямую зависит от качества принимаемых управленческих решений.

Управленческие решения базируются на диагностики бизнес-процессов предприятия. Диагностика бизнес-процессов в укрупненном виде представляет собой анализ и оценку. В связи с чем, принятие управленческих решений невозможно без экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Экономический анализ финансово-хозяйственных процессов – центральный компонент в принятии адекватных управленческих решений.

Таким образом, с точки зрения эффективности и устойчивости коммерческой деятельности предприятий в конкурентной борьбе возрастает значение хорошо поставленной системы управления финансово-хозяйственными процессами. В основе которой используются современные методы организации управления, на базе экономического анализа.

Целью настоящей статьи является определение современной концепции экономического анализа финансово-хозяйственных процессов коммерческих предприятий путем ретроспективной оценки развития науки экономического анализа.

При написании статьи были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать ретроспективу развития экономического анализа;
  • адаптировать ее к современным условиям;
  • выработать концепцию экономического анализа финансово-хозяйственных процессов для коммерческих предприятий в инновационной экономике.
  • Экономический анализ в системе управления выполняет связующую функцию между получением информации и принятием управленческих решений.

    Глубина и достоверность выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного анализа, зависят от того, насколько полно и правильно полученная информация отражает состояние анализируемого объекта и среды, в которой он функционирует, произошедшие за изучаемый хронологический период количественные и качественные изменения и факторы, их вызвавшие. При этом содержание и объем собираемой информации в решающей мере зависят от цели проводимого анализа, определяемой характером управленческих решений, для которых он проводится.

    Анализ в философском понимании означает изучение и осмысление реальной действительности, расчленение и детализацию изучаемых явлений и процессов с последующим восстановлением механизма их функционирования. Любым решениям и действиям предшествует анализ сложившейся ситуации и предполагаемых последствий, проводимый с той или иной глубиной в зависимости от поставленных задач и способностей исследователя. Высший уровень развития человеческого мышления - наука в любой ее области включает анализ предмета и объекта проводимых научных исследований как важную составную часть [1].

    С целью выявления роли, сущности и практической значимости экономического анализа для коммерческих предприятий необходимо сказать несколько слов об истоках зарождения науки экономического анализа, для понимания ее глубины и значимости в современном периоде.

    Большой вклад в развитие экономического анализа внесли такие ученые экономисты как А.Д. Шеремет, СБ. Барнгольц, В.Ф. Палий, Г.М. Таций, В.И. Стражев, Р.С. Сайфулин, Г.В. Савицкая, В.В. Ковалев и многие другие.

    Появление науки датируется средними веками. Первый период - формирование науки со средних веков до 1918 г.

    Возникновение экономического анализа связано с практической потребностью проверки платежеспособности покупателя товаров, которому продавец предоставляет рассрочку платежа или же векселедателя. Наиболее ранний вид экономического анализа - это финансовый анализ.

    Существенное влияние на развитие экономического анализа в этот период оказали книги Иоганна Шера «Бухгалтерия и баланс» и Пауля Герстнера «Анализ баланса».

    Второй этап охватывает 1918-1929 гг., т.е. первый послереволюционный период, когда отменена коммерческая тайна и введены централизованное планирование в масштабах народного хозяйства и контроль за выполнением планов каждым предприятием. Началась разработка единых форм отчетности и инструкций по их составлению.

    Третий этап - 1924-1941 гг. Поворот от финансового анализа баланса к комплексному анализу всех сторон хозяйственной деятельности и определению их влияния на ее конечные результаты был осуществлен профессором Н.Р. Вейцманом. Этот период характеризуется значительным расширением и углублением аналитических исследований. Появляются книги профессора Кипарисова «Анализ баланса», профессора А.А. Афанасьева «Кругооборот капитала в предприятии», профессора А.Я. Локшина «Анализ отчета» и другие.

    Четвертый этап - период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления разрушенной войной экономики -1941-1953 гг. Большое значение в этот период уделялось ознакомлению руководителей предприятий с информацией, которую они могут получить о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности на основе данных бухгалтерского учета и отчетности.

    Пятый этап ознаменован идей профессора Н.Р. Вейцмана о создании системы комплексного анализа деятельности хозяйствующего субъекта и их дальнейшее развитие (1954—1963 гг.).

    Шестой этап -1963-1968 гг. характеризуется широким распространением во всех отраслях народного хозяйства общественных форм экономического анализа.

    Седьмой этап развития экономического анализа - период обоснования важнейших концептуальных основ теории экономического анализа.

    Восьмой этап развития экономического анализа с 1983 до 1989 гг., т.е. длился до перестройки экономики СССР на рыночные отношения. В этот период особенно большое внимание уделялось разработке методических основ внутризаводского оперативного анализа и функционально-стоимостному анализу.

    Рассматривая истоки экономического анализа, можно смело утверждать, что анализ - неотъемлемая часть, универсальный метод, используемый во всех науках, объектом изучения которых является экономика - от экономической теории, выявляющей макроэкономические закономерности развития общества, до экономики предприятия, где экономический анализ рассматривается как сердцевина познания.

    Рис. 2. Механизм принятия управленческих решений в инновационной среде

    Из основных этапов развития видно, что теория экономического анализа и его практическое применение является механизмом повышения эффективности работы хозяйствующих субъектов путем выявления и мобилизации резервов улучшения использования имеющегося у предприятия экономического потенциала.

    Поэтому сегодня экономический анализ финансово-хозяйственных процессов для коммерческого предприятия как процесс изучения и прогнозирования его деятельности, выявления изменений во времени и установления факторов, обусловивших эти изменения, является жизненно необходимым.

    Предмет современного экономического анализа - деятельность предприятий, функционирующих на рынке, которая направлена на получение максимально положительного результата хозяйствования и обеспечение сбалансированности расходов и доходов, изучаемая комплексно с целью объективной оценки ее эффективности и выявления резервов ее повышения, а также обеспечения устойчивости функционирования анализируемого хозяйствующего субъекта.

    В связи с вышесказанным, при принятии управленческих решений в инновационной экономике, автором предлагается использовать «механизмы адаптации».

    Эффективность функционирования коммерческого предприятия в инновационной экономике следует определять использованием так называемых «механизмов адаптации», которые выражаются в рычагах управления бизнес-процессами на базе экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности (рис.2).

    Применение «механизмов адаптации» на базе экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности способно привести к оптимизации работы коммерческого предприятия и устойчивому развитию, что так необходимо в инновационных переходных экономических условиях.

    Таким образом, современная концепция экономического анализа финансово-хозяйственных процессов коммерческого предприятия – это формирование аналитического обеспечения для подготовки вариантов управленческих решений, направленные на обеспечение повышения уровня эффективности деятельности субъекта, дальнейшее его развитие и устойчивое функционирование в условиях все ужесточающейся конкуренции.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 240 с.
    2. Илышева Н.Н., Крылов С.И. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. – 240 с.
    3. Панкратов Ф.Г., Серёгина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 5-е изд. / Перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2005. – 328 с.
    4. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Издательство: Рипол Классик, 2006. - 2750 с.
    5. Интернет ресурсы: http://infox.ru/ , www.gks.ru