Государственное управление в сфере внедрения инновационных технологий производства органических продуктов питания

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Проанализированы институционно-правовые проблемы наращивания производства органических продуктов питания сельскохозяйственными предприятиями Украины. Предложены механизмы государственного управления внедрением технологий производства органических продуктов питания. Произведена оценка передового зарубежного опыта государственной поддержки и стимулирования органического сельскохозяйственного производства на первоначальных этапах внедрения. Рассмотрены социально-экономические эффекты и преимущества от внедрения органического земледелия и животноводства.

Ключевые слова:

сертификация, продукты питания, сельскохозяйственное производство, стандартизация продуктов, органическое сельскохозяйственное производство, ГМО, механизм государственного управления, институционно-правовые нормы
Цитировать публикацию:
Государственное управление в сфере внедрения инновационных технологий производства органических продуктов питания – С. 139-143.

Gosudarstvennoe upravlenie v sfere vnedreniya innovatsionnyh tekhnologiy proizvodstva organicheskikh produktov pitaniya. , 139-143. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Органическое сельское хозяйство строго ограничивает использование искусственных химически синтезированных минеральных удобрений и пестицидов. В животноводстве запрещено использование антибиотиков и стимуляторов роста. Среди методов органического сельского хозяйства особенное место отведено севооборотам, благодаря которым возобновляют и хранят плодородие почвы. Севообороты также являются естественной системой защиты растений от вредителей. Категорически запрещено выращивание генетически модифицированных сельскохозяйственных культур.

Большинство сельскохозяйственных предприятий в Украине используют в своем производстве искусственные химически синтезированные минеральные удобрения и средства защиты растений. Несмотря на то, что в Украине утверждены допустимые нормы остатка пестицидов в продуктах питания, остается открытым вопрос относительно их долгосрочного эффекта на состояние здоровья человека. К тому же ядохимикаты и химически синтезированные минеральные удобрения, которые используются производителями сельскохозяйственной продукции, часто хранятся с нарушением установленных требований, которые являются причиной негативных внешних эффектов для жителей прилегающих территорий в результате загрязнения почвы, воды и окружающей среды в целом. Утилизация минеральных удобрений и средств защиты растений с просроченным сроком использования требует значительного финансирования из местного и государственного бюджетов.

Но на пути крупномасштабного внедрения органического производства агропродовольственной продукции в Украине следует решить много проблем, среди которых, на наш взгляд, острейшим является низкий уровень экологической осведомленности как производителей так и потребителей сельскохозяйственной продукции. К этой группе проблем следует отнести отсутствие соответствующих учебных курсов из теории и практики ведения органического земледелия в учебных заведениях разных уровней аккредитации.

К институционно-правовым проблемам внедрения органического земледелия в Украине относятся:

- отсутствие соответствующей законодательной и нормативной базы, прежде всего базового закона об органическом земледелии и сертификации органической продукции, согласованного с требованиями международных стандартов ISO;

- отсутствие эффективной национальной системы сертификации и контроля органических хозяйств и выработанной ими продукции;

- отсутствие объединений производителей органической продукции, таких как ассоциации, кооперативы и союзы [1];

- необходимость интеграции в международную систему стандартизации и сертификации для обеспечения доступа на внешние рынки органической продукции [2];

- необходимость надлежащего информационного обеспечения популяризации технологий органического земледелия.

Правительства многих стран, с целью поощрения фермеров вводить новые формы ведения сельскохозяйственной деятельности и поддержки хозяйств на переходный период, когда возможны финансовые убытки, оказывают им соответствующую финансовую помощь. Например, в 2010 г. в Польше "органические" хозяйства получали субсидии в размере 127 дол. США на каждые 100 гектаров пашни, 42 дол. США в расчете на гектар пастбища (лугов) и около 157 дол. США на каждый гектар многолетних насаждений.

Кроме того, государство также частично компенсировало стоимость проведения сертификации "органических" хозяйств. В Ирландии хозяйства размером менее 3 гектаров в переходный период получают дотацию в размере 242 евро на гектар, а по получении статуса "органического" хозяйства - 121 евро на гектар. Для хозяйств, которые имеют земельные площади от 3 до 40 гектаров, эта поддержка соответственно составляет 181 и 91 евро на гектар.

Опыт развития органического сельского хозяйства в мире свидетельствует о создании дополнительных рабочих мест в сельской местности, появлении новых перспектив для малых фермерских хозяйств, повышении жизнеспособности сельских общин и другие социальные преимущества, которые являются чрезвычайно актуальными для Украины. В перспективе органическое земледелие и животноводство позволяют согласовать и гармонизировать геоэкономические, экологические и социальные цели в отрасли отечественного сельского хозяйства.

Для определения механизмов государственного управления внедрением технологий органического производства в Украине необходимо обеспечить широкое партнерство с целью сочетания интересов и потребностей заинтересованных сторон. Для достижения этой цели необходимо привлечь к активному сотрудничеству сельскохозяйственных производителей и их ассоциации, органы государственного управления, частные консультационные компании и сертификационные учреждения, организации потребителей, научные и образовательные учреждения, а также неправительственные организации, как экологической направленности, так и тех, которые занимаются вопросами институционного развития, консультационной деятельностью и разработкой стратегических программ для агропромышленного комплекса Украины

В перспективе органическое земледелие позволит согласовать и гармонизировать экономические, экологические и социальные цели в отрасли сельского хозяйства. Социально-экономический эффект от его внедрения включают, в частности, такие преимущества:

- независимость от промышленных химикатов, уменьшение энергоемкости сельскохозяйственного производства, существенное снижение производственных расходов и зависимости от внешнего финансирования;

- экологические преимущества - минимизация негативного влияния на окружающую среду через предотвращение деградации земель, сохранение и возобновление их естественного плодородия; прекращение загрязнения водных бассейнов и подземных вод, очистка источников питьевой воды от токсичных химикатов [3];

- сохранение биологического разнообразия и генетического банка растений и животных, отказ от доминирования монокультур, естественные условия содержания животных [4];

- минимизация негативных внешних эффектов как при потреблении так и при производстве сельскохозяйственной продукции.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Shcherbyna S. “Mechanisms of Providing Conditions for Sustainable Development of Cooperative Associations in Ukraine’s Agro-Industrial Sector”./Identity and Memory in Post-Soviet Ukraine: Monograph.-Kyiv: Dukh i Litera, 2009.-P. 439- 451.
2. Осташко Т. О. Внутрішній агропродовольчий ринок України в умовах СОТ / Осташко Т.О., Волощенко Л.Ю., Лєнівова Г.В.; відпов. ред. В. О. Точилі; НАН України; Ін-т екон. та прогнозув. – К., 2010. – 208 с.
3. Про охорону земель: Закон України № 962 вiд 19.06.2003 / [Електронний ресурс] – Режим доступу: – http://www.rada.gov.ua.
4. Про якість та безпеку харчових продуктів та продовольчої сировини: Закон України №771 від 23.12.97 / [Електронний ресурс] – Режим доступу: – http://www.rada.gov.ua.