Инновационная система Саратовской области

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Российская экономика обладает хорошим потенциалом для выхода на устойчивый инновационный путь развития. Но для формирования спроса на продукцию инноваций требуются долгосрочное планирование, сбалансированные усилия всех участников инновационного процесса, особенно важна роль государства. Ситуация с созданием инновационной системы в России осложнилась в связи с мировым финансово-экономическим кризисом.

Ключевые слова:

инновационное развитие, Саратовская область
Цитировать публикацию:
Инновационная система Саратовской области – С. 54-60.

Innovatsionnaya sistema Saratovskoy oblasti. , 54-60. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Российская экономика обладает хорошим потенциалом для выхода на устойчивый инновационный путь развития. Но для формирования спроса на продукцию инноваций требуются долгосрочное планирование, сбалансированные усилия всех участников инновационного процесса, особенно важна роль государства. Ситуация с созданием инновационной системы в России осложнилась в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. Страны, в которых доля высокотехнологичной продукции выше среднего уровня, заметно меньше подверглись влиянию финансового кризиса, таким образом, нынешний кризис показал необходимость модернизации экономики страны. Для того чтобы экономика страны могла успешно развиваться в период общемирового подъема, но и меньше была подвержена влиянию кризиса, необходимо формирование инновационной экономики. В последние годы Правительством РФ и региональными органами власти сделано немало в нормативно-правовом и институциональном аспектах активизации региональных инновационных процессов, но практическая отдача пока незначительна. Целью статьи является анализ возможности формирования инновационной системы на региональном уровне на примере Саратовской области. Региональная инновационная система (РИС) — это система, действующая в пределах регионального территориального образования, сформированная в рамках национальной инновационной системы (НИС), однако имеющая определенные отличия от других РИС этой же страны (нормативно-правовые, инфраструктурные), а также данная система может отличаться стратегией, формированием и структурой. НИС и совокупность региональных систем составляют инновационную систему страны. [1] Согласно среднесрочной стратегии социально-экономического развития РФ инновационный путь рассматривается как единственно возможный, для обеспечения устойчивого развития экономики регионов России. Многие регионы начинают работу над формированием собственной инновационной системы, разрабатываются стратегии развития и планы мероприятий по формированию региональной инновационной системы. Правительством области была разработана инновационная научно-техническая программа «Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы». Цели программы: 1. Содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок. 2. Увеличение вклада науки и техники в развитие экономики области, в решение важнейших социальных задач, в том числе упрочение взаимосвязи науки, образования и реального сектора экономики. 3. Формирование и модернизация материально-технической базы научно-исследовательских предприятий и научных учреждений с целью повышения уровня фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям науки и техники, а также развития в Саратовской области новых высокотехнологичных отраслей промышленного производства и их позиционирование на рынке высокотехнологичной продукции. Задачами программы являются: 1. Развитие региональной инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей формирование «цепочки» потребителей результатов инновационной деятельности на каждом ее этапе. 2. Создание организационных структур — региональных инновационных кластеров, осуществляющих весь инновационный цикл, начиная от идеи и заканчивая выпуском востребованной на рынке конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью. 3. Создание образовательно-инновационного комплекса, состоящего из трех элементов: обучение; инкубирование высокотехнологичных фирм; предоставление инновационных образовательных услуг по заказам компаний. Система программных мероприятий включает в себя: 1. Создание новых организационных форм инфраструктуры взаимодействия науки и промышленности с целью развития научно-технической и инновационной деятельности. 2. Содействие развитию важнейших фундаментальных и прикладных исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий региона. 3. Развитие эффективно действующих управленческих структур, направленных на совершенствование модели развития инновационной деятельности. 4. Содействие совершенствованию и развитию кадрового потенциала научно-технической и инновационной сфер, интеграции науки и образования. Объемы и источники финансирования программы: общий объем финансового обеспечения, необходимого для реализации программы, составляет 10404 млн руб., в том числе: за счет средств областного бюджета 1004 млн руб.: 2010 год — 203,6 млн руб.; 2011 год — 240,4 млн руб 2012 год — 258,0 млн руб.; 2013 год — 302,0 млн руб.; за счет средств федерального бюджета (прогнозно): 2010-2013 годы — 2100 млн руб.; за счет внебюджетных средств (прогнозно): 2010-2013 годы — 7 300 млн руб. Ожидаемые конечные результаты реализации программы: основным результатом станет рост научно-технического уровня промышленного производства, решение важных социально-экономических задач области: увеличение числа организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в 1,5-2 раза, удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной инновационно-активными предприятиями продукции с 10 до 20 процентов, объема инновационных товаров, работ, услуг организаций в 3 раза; создание 4 кластеров по прорывным направлениям развития науки и техники; создание в Саратовской области парка высоких технологий, до 3000 высокооплачиваемых рабочих мест, инновационных высокотехнологичных производств, обеспечивающих импортозамещение на территории Российской Федерации; укрепление материально-технологической базы исследований научных организаций, высших учебных заведений с целью дальнейшего повышения результативности и качества новых разработок. В Саратовской области имеются все необходимые условия для развития научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции. В первую очередь, к ним относятся высокий научно-технический потенциал региона, наличие высококвалифицированных научных и инженерных кадров. Основой научно-инновационного потенциала Саратовской области является вузовская, академическая, отраслевая наука, а также научные подразделения промышленных организаций. В регионе работают научные организации Российской академии наук (РАН) и отраслевых академий, отраслевые научно-исследовательские институты, научно-исследовательские институты (НИИ) при высших учебных заведениях, конструкторские, проектные и проектно-изыскательские организации. Инновационный потенциал региона во многом определяется уровнем применяемых в производстве технологий, темпом их обновления. По числу созданных передовых производственных технологий Саратовская область по итогам 2008 года занимает 3 место в ПФО. Доля продукции вновь внедренной или подвергавшейся усовершенствованию в течение последних трех лет в объеме отгруженной продукции инновационно-активными предприятиями в 2008 году составила 99,2 процента. Инновационный прорыв в экономике возможен лишь в том случае, если инновационная продукция востребована не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. В Саратовской области есть все условия к увеличению экспорта инновационной продукции инновационно-активными организациями. Таблица 1. SWOT-анализ потенциала инновационного роста и развития

ФакторыСильные стороныСлабые стороны
Кадровые ресурсы1. Доля исследователей и разработчиков, имеющих научную степень, одна из самых высоких в ПФО и России, что говорит о высоком научном потенциале. 2. Высокая эффективность научных исследований подтверждается высоким показателем поданных патентных заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы (четвертое место в ПФО)1. Отмечается снижение численности работников, выполняющих исследования и разработки. 2. Показатель численности персонала, занятого исследова-ниями и разработками, в расчете на 10 тысяч экономически активного населения ниже средне-российского, что говорит о недостаточной интенсивности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
Технологические изменения и инновационная активность1. Наличие в регионе стратеги-ческих инноваторов — крупных предприятий, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции. 2. Внедрение на промышленных предприятиях высокотехнологич-ного современного оборудования1. Недостаточное материально-техническое и информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности 2. Разрывы в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские к коммерческим технологиям
Развитие инновационной инфраструктуры1. Наличие институциональных условий функционирования базовых элементов региональной инновационной инфраструктуры. 2. Наличие в регионе базовых условий для формирования инновационных кластеров по приоритетным направлениям развития науки и техники и промышленного производства1. Низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий
ФакторыВозможностиУгрозы
Уровень технологи-ческого развития1. Развитие научно-производственной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей непрерывность цикла «исследования — разработки — продукт — рыночная реализация». 2. Формирование саморазвиваю-щейся и самофинансируемой научно-технологической системы1. Отсутствие новых собственных технологий. 2. Отток молодых ученых из сферы науки. 3. Сокращение финансирования из федерального бюджета.
Учитывая вышеизложенное, требуется решение следующих проблем: ликвидация разрыва в инновационном цикле в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к коммерческим технологиям, так как в настоящее время эффективность научных исследований и разработок выше эффективности инновационной деятельности; повышение качества базы материально-технического обеспечения научно-исследовательской деятельности, низкий уровень которой в настоящее время создает серьезное отставание в научно-технической сфере от развитых регионов, что ведет к снижению эффективности использования средств, направляемых на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Следовательно, состояние научно-технической и инновационной сфер региона можно характеризовать как требующее принятия программных мер по исправлению наметившихся негативных тенденций и повышению эффективности использования научно-технического и инновационного потенциала области. Развитие инфраструктуры региональной инновационной системы (далее — РИС) позволит перейти к созданию территориально-производственных кластеров по четырем прорывным направлениям: нано-, био-, лазерным и IT-технологиям. Территориально-производственный кластер инновационного типа — это объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг, включая новые компании, возникающие в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности вузов и исследовательских организаций. Создание региональных инновационных кластеров в области нано-, био-, лазерных и IT-технологий позволит придать развитию области инновационный характер, обеспечить выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. Примерная структура кластера включает в себя административно-правовую поддержку, осуществляемую органами государственной власти, рабочей группой (консультативный совет) по развитию кластера. Формирование кадрового потенциала в условиях инновационной экономики — сложный процесс, определяющими факторами которого являются: создание системы непрерывной подготовки кадров инновационной сферы, переподготовка, повышение квалификации кадров. Проблема состоит в острой нехватке руководителей малых инновационных предприятий, имеющих профессиональное образование в области инновационного менеджмента, обладающих соответствующим образом мышления и способных управлять в рыночных условиях. Таблица 2. Сведения о состоянии подготовки в вузах области кадров для научно-технической и инновационной сфер за период с 2005 по 2013 годы

200520062007200820092010 (прогноз)2011 (прогноз)2012 (прогноз)2013 (прогноз)
Всего, чел.*, в том числе:131328226060606060
Управление инновациями* (СГТУ)131328223030303030
Инноватика* (СГТУ)431515151515
Инновационный менеджмент* (СГУ)1515151515
* число выпускников Формирование кадрового потенциала для инновационной сферы складывается из 4 этапов: На 1 этапе был создан механизм подготовки специалистов для высокотехнологичных производств инжинирингового и экономического профиля (на базе СГУ, СГТУ). На 2 этапе будут подготовлены специалисты по следующим специальностям: «Управление инновациями» (СГТУ), «Инноватика» (СГТУ), «Инновационный менеджмент» (СГУ). Целью 3 этапа является создание учебных научно-производственных центров (Региональный Центр комплексной информационной безопасности; Центр коллективного пользования нано-, био- и лазерных технологий; Центр информационно-телекоммуникационных систем; Центр автоматизациии инновационного управления в промышленности). На заключительном 4 этапе формирования кадрового потенциала — инновационные управленческие группы для малых предприятий. 2 Оценка эффективности реализации программы позволит: создать в Саратовской области эффективно действующую региональную инновационную инфраструктуру, обеспечивающую формирование «цепочки» потребителей результатов инновационной деятельности на каждом ее этапе: идея — опытный образец (технология) — инвестиционный проект — внедрение; повысить конкурентоспособность продукции (работ, услуг) организаций Саратовской области за счет использования передовых наукоемких технологий; обеспечить концентрацию материальных и интеллектуальных ресурсов на решение проблем ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики, снижение себестоимости проводимых научных исследований, повышение их конкурентоспособности по экономическим показателям; содействовать развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, укреплению материально-технологической базы исследований научных организаций, вузов; повысить экономическую эффективность инвестиций в инновационные проекты за счет создания условий качественной подготовки, отбора и сопровождения проектов; развить научно-технологическую базу основных промышленных предприятий; привлечь не менее 3 млрд рублей из внебюджетных источников на реализацию инновационных проектов в интересах развития области; обеспечить экономику Саратовской области квалифицированными специалистами в сфере создания и управления инновационным бизнесом: к 2013 году не менее 300 человек, вовлечь не менее 3 образовательных учреждений в учебный процесс, связанный с подготовкой специалистов в сфере инновационной деятельности, увеличить объем научно-технических работ не менее чем на 10 процентов ежегодно. 3 Целью построения инновационной системы в Саратовской области является создание единого комплекса науки, промышленности и образования для формирования инновационной деятельности в области и ее последующего воспроизводства. Создание эффективной инновационной системы может решить проблемы области, развить промышленность и перейти от сырьевой к высокотехнологичной структуре производства. Но данные меры невозможны без активного участия государства способного создать инновационную систему и сделать её эффективной.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности», (в ред. Закона Саратовской области от 13.02.2003 № 9-ЗСО, от 23.07.2004 N 40-ЗСО).
2. Областная инновационная научно-техническая программа «Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы». Приложение к постановлению Правительства области от 14 октября 2009 г. №502-П
3. Закон Саратовской области «О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области», №39-ЗСО от 23.07.2004г.
4. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008гг. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 250-3.