Проблемы инновационного развития экономики Республики Беларусь и пути их решения

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Республика Беларусь имеет мощный научно-технический потенциал, значительные достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в фундаментальных исследованиях. Вместе с тем следует отметить, что инновационная деятельность в республике на стадии становления.

Ключевые слова:

инновационное развитие, Республика Беларусь
Цитировать публикацию:
Проблемы инновационного развития экономики Республики Беларусь и пути их решения – С. 63-67.

Problemy innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Respubliki Belarus i puti ikh resheniya. , 63-67. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Республика Беларусь имеет мощный научно-технический потенциал, значительные достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в фундаментальных исследованиях. Вместе с тем следует отметить, что инновационная деятельность в республике на стадии становления. Основными причинами такого состояния являются: 1) экономическая ситуация в республике; 2) отсутствие у большинства руководителей и научных работников знаний в области менеджмента, маркетинга; 3) недостаточность собственных средств у организаций; 4) ограниченные возможности финансовой поддержки государства; 5) недостаточная развитость финансово-кредитной системы. В Беларуси отсутствует присущая рыночной экономике система мер, стимулов и условий для осуществления инновационной деятельности. Республика не достигла ещё состояния «инновационной восприимчивости». На сегодняшний день низкий уровень наукоёмкости белорусской экономики не позволяет наращивать экспорт высокотехнологичной продукции (доля последней в общем объеме экспорта на протяжении последних лет не превышает 4%, что в 9 раз меньше, чем в США и в 4 раза меньше, чем в России). В результате этого основу товарного экспорта Беларуси составляет продукция средней (18%) и низкой (78%) наукоемкости, являющаяся более материало- и энергоемкой. Негативные тенденции в научной и научно-технической сфере: · уменьшение объемов научно-исследовательских работ и численности исследователей; · отток из научной среды специалистов среднего возраста; · устаревание материально-технической базы. Проблема новаций и их создателей имеет особое значение для Республики Беларусь, поскольку, не располагая достаточными природными ресурсами, страна выбрала интеллектуально-инновационный путь развития. И если в целом кадровый потенциал науки в республике представляется значительным, то динамика его вызывает озабоченность. Так, только за последний год количество докторов наук уменьшилось на 2,9%, а кандидатов наук — на 1,8%. Одна из проблем, препятствующих развитию инновационного бизнеса, заключается в медленном развитии системы малых и средних инновационных предприятий. Мешают их развитию правовые и административные барьеры, ограниченный доступ к финансированию, слабая исследовательская база, а также сложности в обеспечении правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, высокий уровень правонарушений в этой области, а также недобросовестная конкуренция в научно-технической сфере. Чаще основной сферой деятельности малого бизнеса становится торговля (90%), в то время как доля малых фирм, реально соответствующих облику инновационного предприятия, не превышает 2% в России и Украине, и 1,4% в Беларуси. Главная причина низкой инновационной активности субъектов хозяйствования в стране связана с недостатком финансовых ресурсов и, соответственно, ограниченным доступом к ним. Данное обстоятельство убедительно свидетельствует о том, что в монетарной, кредитно-денежной и фискальной системах страны содержатся значительные неиспользованные резервы для стимулирования инновационной активности отечественных предприятий и национальной экономики в целом. Недостаточная эффективность взаимодействия между бизнесом и исследовательскими институтами является общей проблемой как для развитых стран, так и для государств переходного периода. Кроме того, важной проблемой для республики является создание на ее территории действенного механизма венчурного финансирования рисковых инновационных проектов, которое можно охарактеризовать как финансирование профессиональными инвестиционными (венчурными) фондами, созданными за счет капитала инвесторов — юридических и физических лиц, инновационных предприятий, инновационных проектов, с конечной целью получения высокого дохода. Говоря о причинах этой проблемы, следует в первую очередь отметить невосприимчивость экономики нашей страны к высоким рискам венчурных инвестиций. Сложно найти объект для венчурного инвестирования — предприятий с перспективой быстрого роста капитализации. Нестабильность законодательства не позволяет инвесторам планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу в условиях, когда венчурные инвестиции рассчитаны на срок от 3 до 7 лет. Неразвитость фондового рынка, существование теневого сектора экономики затрудняют свободный выход венчурного бизнеса из проинвестированных компаний. К типичным проблемам, испытываемым субъектами инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь, можно отнести: • несовершенство законодательных основ их деятельности; • отсутствие эффективного механизма финансового обеспечения их деятельности, особенно на начальном этапе; • отсутствие отлаженной системы взаимодействия между действующими субъектами инновационной инфраструктуры; • недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами, особенно в регионах Беларуси; • недостаточная инновационная активность научных организаций; • низкая инновационная восприимчивость промышленных предприятий. Серъезной проблемой в развитии научно-инновационной сферы является обеспечение ускоренного развития науки в регионах. Ускоренное социально-экономическое развитие регионов республики вряд ли возможно без существования развитой научно-инновационной сферы, а для этого требуются большие финансовые ресурсы. Региональная научно-техническая политика должна быть нацелена на стимулирование инновационной деятельности с учетом условий и потребностей. Важным условием ускорения развития региональной науки выступает совершенствование региональной структуры специализированных советов по защите докторской и кандидатской диссертаций. Система аттестации докторов и кандидатов наук характеризуется большой территориальной концентрацией (из 175 советов по защите диссертаций 135 находится в г. Минске). Создание в регионах советов по защите диссертаций, расширение полномочий действующих позволят на местах интенсифицировать подготовку специалистов высшей квалификации, и это будет основой для выполнения научно-исследовательских работ. В последние годы возникли серьезные проблемы с обновлением и поддержанием в работоспособном состоянии материально-технической базы науки, в том числе уникальных экспериментальных комплексов. Среднегодовой коэффициент обновления основных фондов науки составляет примерно 5%, что почти в 3 раза ниже уровня, рекомендуемого современной экономической наукой. В НАН Беларуси физический и моральный износ основных фондов составляет 60%, а обновляемость основного оборудования уже несколько лет не превышает 3%. Факторы, препятствующие инновациям в организациях промышленности Беларуси: A. Экономические - Нехватка собственных денежных средств - Недостаток финансовой поддержки со стороны государства - Низкий платежеспособный спрос на новые продукты - Высокая стоимость нововведений - Экономический риск - Длительные сроки окупаемости нововведений. B. Производственные - Низкий инновационный потенциал организации - Нехватка квалифицированного персонала - Недостаток информации о новых технологиях - Отсутствие сведений о рынках сбыта - Невосприимчивость организаций к нововведениям - Слабая возможность для кооперирования с другими организациями, предприятиями и научными учреждениями C. Прочие - Низкий спрос у потребителей на инновационную продукцию - Неопределенность сроков инновационного процесса - Неразвитость инновационной инфраструктуры - Ограниченный рынок технологий - Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность Ещё одной проблемой является существующая налоговая нагрузка в нашем государстве. Так, Беларусь заняла последнее, 183-е, место в общемировом рейтинге режима налогообложения, определяющем сложность систем исчисления и уплаты налогов. Таковы результаты четвертого ежегодного исследования «Уплата налогов 2010. Международный обзор», подготовленного Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией и PricewaterhouseCoopers. Анализ состояния системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности в Республике Беларусь свидетельствует о том, что в данной сфере имеется ряд проблем, требующих незамедлительного решения. На сегодняшний день образовательные стандарты подготовки специалистов по инновационным специальностям в Республике Беларусь не адаптированы к реальным потребностям современной экономики. Существует необходимость в организации системы прогнозирования и планирования подготовки кадров для инновационных и научных организаций республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Целесообразным следует сделать вывод, что преодоление недостатков развития научно-инновационной сферы по­зволит объединить усилия академической, вузовской и отраслевой науки в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции на основе интенсификации инновационной деятельности. Для стимулирования процесса инновационного развития национальной экономики автор выдвигает некоторые предложения по совершенствованию механизма инновационного развития: o привлекать инвестиции в научно-техническую сферу, а для этого предоставить благоприятные условия инвесторам: уменьшить налоговую нагрузку, обеспечить стабильность законодательства; o по всем поднятым вопросам инновационной политики вести серьезные экономические разработки и дискуссии. Ведь наше государство располагает достаточным количеством грамотных, серьезных исследователей, которые при умелой координации их усилий могли бы успешно решить насущные вопросы инновационной политики; o обеспечить привлекательность условий для частных компаний по проведению НИОКР и инновационной деятельности, т.е. снижение налоговой нагрузки и налоговые льготы (уменьшение суммы налога путем предоставления налоговых вычетов); o мировой опыт свидетельствует о том, что можно сформировать систему специализированных внебюджетных фондов, предоставляющих условно-возвратные кредиты, которые погашаются при достижении коммерческих результатов либо компенсируются из централизованных фондов в случае негативного результата, или безвозвратные субсидии предприятиям для целевого использования — финансирования НИОКР и инновационной деятельности; o совершенствовать систему защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, т.е. создать патентные суды; o сформировать механизм венчурного финансирования в государстве; o осуществлять государственную поддержку венчурных фирм; o создать банки, которые специализировались бы на кредитной поддержке новаторской деятельности; o предоставлять финансовую помощь — гранты и субсидии на выполнение НИОКР, коммерциализацию, покрытие части управленческих расходов. Целесообразно сделать вывод: каждому государству необходимо уделять большое внимание активизации инновационной деятельности, ведь роль инноваций в экономике велика. Их разработка и внедрение позволяет не только повысить конкурентоспособность отечественных товаров, но и имидж государства, а также обеспечить устойчивость экономического роста и на этой основе — высокий уровень жизни граждан. Инновации — это оружие конкурентной борьбы в XXI веке. Овладевший им в совершенстве неизбежно превзойдет всех остальных.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Беликова А.В. Проблематика венчурных инвестиций// Инвестиционный банкинг.- 2006.- N 4
2. Виноходова А.Ф., Дмитрик Е.Г., Черникова А.А. Инфраструктура функционирования малого бизнеса//Образование, наука, производство и управление в XXI веке.// Материалы Международной научной конференции. Том III. Старый Оскол. 2004 – с. 105 - 108.
3. Е.Г. Дмитрик, А.Ф. Виноходова Формирование эффективной финансовой поддержки малого предпринимательства на основе совершенствования системы налогообложения: монография. – Старый Оскол: «ТНТ», 2006. – 204 с.