Креативный подход к определению влияния репутации предприятия на его экономическую безопасность

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Вопросы, касающиеся эффективного управления предприятием, являются ключевыми для его руководства на любом этапе развития предприятия. Особенно актуальными такие вопросы становятся в кризисные периоды. Серьезная аналитическая работа, которая предшествует принятию решения, позволяет предприятию превентивными методами удерживать позицию на рынке и обеспечивать высокий уровень его экономической безопасности. Учитывая то, что предприятия, которые ведут борьбу за лидерство, в основном, используют одинаковые методы. Большинство таких методов основано на использовании материальных преимуществ предприятий. Однако в современных условиях все чаще возникает необходимость использования иных подходов к изменению положения предприятия на рынке, основанных на использовании преимуществ нематериального характера. Именно такие преимущества позволяют предприятию существенным образом отличаться от конкурентов. Репутация предприятия, представляя собой собирательный образ из большого числа преимуществ нематериального характера, существенным характером влияет не только на конкурентный статус предприятия, но и на его экономическую безопасность [3].

Ключевые слова:

экономическая безопасность, репутация
Цитировать публикацию:
Креативный подход к определению влияния репутации предприятия на его экономическую безопасность – С. 176-179.

Kreativnyy podkhod k opredeleniyu vliyaniya reputatsii predpriyatiya na ego ekonomicheskuyu bezopasnost. , 176-179. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Вопросы, касающиеся эффективного управления предприятием, являются ключевыми для его руководства на любом этапе развития предприятия. Особенно актуальными такие вопросы становятся в кризисные периоды. Серьезная аналитическая работа, которая предшествует принятию решения, позволяет предприятию превентивными методами удерживать позицию на рынке и обеспечивать высокий уровень его экономической безопасности. Учитывая то, что предприятия, которые ведут борьбу за лидерство, в основном, используют одинаковые методы. Большинство таких методов основано на использовании материальных преимуществ предприятий. Однако в современных условиях все чаще возникает необходимость использования иных подходов к изменению положения предприятия на рынке, основанных на использовании преимуществ нематериального характера. Именно такие преимущества позволяют предприятию существенным образом отличаться от конкурентов. Репутация предприятия, представляя собой собирательный образ из большого числа преимуществ нематериального характера, существенным характером влияет не только на конкурентный статус предприятия, но и на его экономическую безопасность [3].

В данном исследовании под экономической безопасностью предприятия понимается состояние его защищенности от угроз, которое достигается путем согласования интересов субъектов внутренней и внешней среды предприятия во времени и пространстве.

Под репутацией предприятия понимается комплексная когнитивно-созерцательная характеристика предприятия, формируемая на основании сопоставления совокупности присущих его внешним и внутренним стейкхолдерам материальных, нематериальных, личных и эстетичных ценностей, изменение которых во времени и пространстве опосредованно влияет на позицию предприятия на рынке вследствие изменения восприятия предприятия стейкхолдерами и трансформации видов такой характеристики.

Как видно из определений, связующим звеном в союзе «экономическая безопасность предприятия — репутация предприятия» являются стейкхолдеры предприятия и ценности, которые им присущи. Учитывая то, что ориентация на удовлетворение нужд потребителей является главной ценностью предприятия, клиентоориентированные предприятия имеют преимущество перед конкурентами. Таким образом, формирование стабильных отношений со стейкхолдерами помогает предприятию увеличить уровень его инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности вследствие повышения уровня доверия к предприятию и к его продукции в частности, а также является фактором привлечения высококвалифицированных кадров на предприятие. Так как каждое из перечисленных преимуществ является фактором, который влияет на экономическую безопасность предприятия, то можно считать, что целенаправленное формирование репутации предприятия является предпосылкой для обеспечения экономической безопасности предприятия.

Применение методов стратегического анализа в этом случае может быть крайне полезным. В частности, предлагается, ориентируясь на вид репутации и состояние экономической безопасности, формировать или изменять стратегии достижения успеха предприятия.

Под «белой» репутацией мы понимаем такую репутацию предприятия, стейкхолдеры которого считают свои взаимоотношения с предприятием полезными, т.е. ценностные характеристики внешних и внутренних стейкхолдеров предприятия находятся в гармоничном состоянии.

Под «серой» репутацией мы понимаем репутацию предприятия, стейкхолдеры которого не считают свои взаимоотношения с предприятием полезными или ценными, т.е. если внутренние ценностные характеристики стейкхолдеров предприятия соответствуют его внешним ценностям частично или временно.

Под «черной» репутацией мы понимаем репутацию предприятия, стейкхолдеры которого считают свои взаимоотношения с предприятием вредными, т.е. если внутренние ценностные характеристики предприятия противоречат его внешним ценностям.

Как известно, методы стратегического анализа имеют широкое применение в научной литературе. К наиболее популярным относятся матрица Бостонской консалтинговой группы (BCG), которая показывает зависимость между долей рынка предприятия и темпами роста его продаж [1, 5], матрица General Electric, которая позволяет классифицировать предприятия в зависимости от привлекательности рынка и силы бизнеса [1, 5], а также матрица Артур де Литтл, в которой отображается зависимость между жизненным циклом отрасли и рейтингом предприятия на рынке [2]. Однако эти методы не предоставляют возможности проанализировать зависимость между репутацией предприятия и уровнем его экономической безопасности. Существуют отдельные попытки определения влияния репутации предприятия на его экономическое положение [4], но они являются недообработанными, поэтому зависимость, которая показана на рис. 1, является креативным способом определения зависимости между репутацией предприятия и состоянием его экономической безопасности.

Итак, на рис. 1 показана матрица, демонстрирующая авторский подход к определению зависимости между репутацией предприятия и его экономической безопасностью, которая помогает выявить текущее положение предприятия на рынке.

Сочетание определенного вида репутации и состояния экономической безопасности предприятия определяет его поведение на рынке, которое можно сравнить с поведением животных: мышью, шакалом, ястребом, хамелеоном, лисицей, бегемотом, ласточкой, слоном и львом. Проводящаяся при этом аналогия является элементом креатива, который помогает найти нестандартный подход к определению стратегий предприятия.

Рис. 1. Матрица «Экономическая безопасность предприятия — репутация предприятия».

Таким образом, предложенный подход показывает, как, в зависимости от того, какой является репутация предприятия и состояние его экономической безопасности, должны изменяться стратегии предприятия для достижения успеха.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ансофф И.Г. Стратегическое управление. М.: – Экономика, 1989. – 238 с.
2. Ефремов В. С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ADL/LC. // Менеджмент в России и за рубежом. – №1, – 1998. – с. 117-130.
3. Ляшенко О.М., Дмитрук Є.В. Репутація підприємства як чинник, що впливає на його економічну безпеку // Вчені записки університету «КРОК» / Ун-т економіки та права «КРОК». (за матеріалами Міжнародної науково-практичної конференції «Виклики та потреби бізнесу ХХІ століття»). – Вип. 1 (1997). Вип. 18. – Том 4. Київ, 2008. с. 109-115.
4. Сальникова Л.С. Управление деловой репутацией в условиях совре-менных рыночных отношений в России. / Л.С. Сальникова // Автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.08 Московский гос. институт международных отношений (Университет) МИД РФ. – М., 2008. – 28 с.
5. Томпсон А.А.-мл. Стратегический менеджмент: концепции и си-туации для анализа. 12-е изд. Пер. с англ / А.А. Томсон-мл., А.Дж. Стрикленд. – М.: Вильямс-ИД, 2008. – 928 с.