Формирование экономики знаний как ключевое условие роста конкурентоспособности страны

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Главной идеей социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы является повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, формирование эффективной, гибкой, быстро реагирующей на изменения внешних условий экономической системы. Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан. Анализ развитых стран показывает, что их высокая конкурентоспособность и экономический рост в значительной степени определяются эффективностью процессов создания и использования знаний. В настоящее время в промышленно развитых государствах до 80 — 95 процентов прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Поэтому стратегией Республики Беларусь было определено формирование экономики знаний.

Ключевые слова:

конкурентоспособность, управление знаниями, знания, Республика Беларусь, экономика знаний
Цитировать публикацию:
Формирование экономики знаний как ключевое условие роста конкурентоспособности страны – С. 351-356.

Formirovanie ekonomiki znaniy kak klyuchevoe uslovie rosta konkurentosposobnosti strany. , 351-356. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Главной идеей социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы является повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, формирование эффективной, гибкой, быстро реагирующей на изменения внешних условий экономической системы. Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан. Анализ развитых стран показывает, что их высокая конкурентоспособность и экономический рост в значительной степени определяются эффективностью процессов создания и использования знаний. В настоящее время в промышленно развитых государствах до 80 — 95 процентов прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Поэтому стратегией Республики Беларусь было определено формирование экономики знаний. Раскроем значение понятий «знание» и «экономика знаний». Анализ литературных источников позволяет выделить два основных подхода к определению знания. В первом случае знание — это отраженная в сознании, осмысленная информация, используемая для решения задач; оно относится только к человеку и вне его сознания не существует. Но когда речь идет об организации или об экономике, к знаниям применим второй более широкий подход, согласно которому к ним относят также технологии, методики, стратегии и цели, открытия и изобретения. Так, О.К. Тихомиров отмечает, что знания могут иметь двоякую форму существования: в качестве компонента индивидуальной психики или в качестве компонента общественного, т. е. надындивидуального опыта [1]. При этом подходе знание в отличие от информации и данных конструктивно и определенно, является основой для успешного действия, может быть использовано для решения теоретических и практических задач, имеет обобщенный характер. Расширение использования знания как одного из эффективных ресурсов производства и управления в рамках организации приводит к качественному изменению коренных основ экономики и общества в целом: первая становится «экономикой знаний», второе — «обществом знаний» [2, с. 32-35]. В такой экономике, как отмечают В.Л. Макаров и Г.Б. Клейнер, знания выступают не только фактором производства и управления, но и продуктом производства, предметом конечного потребления, средством организации общества, средством тезаврации, предметом и средством трансакций [2, с. 32-35]. Экономика знаний — это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности; это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов. Экономика знаний обладает также высоким социальным значением, базируется на принципах улучшения качества жизни, гуманизации, освобождающего разнообразия, плюрализма, всеобщего участия, доступности информации, преодоления информационного неравенства, сохранения культурного разнообразия и многоязычия на планете, всеобщего образования [3]. В чем заключаются выгоды перехода к экономике знаний и как такой процесс приводит к росту конкурентоспособности страны? Для ответа на этот вопрос в системе производства товаров и услуг в рамках национальной экономики выделим и рассмотрим подсистему создания и использования знаний (рисунок 1). Рисунок 1 — Создание и использование знаний в экономической системе Источник: разработка автора

Первым этапом в указанной подсистеме является создание знаний и их формализация, то есть перенесение на материальный носитель. В зависимости от назначения такие формализованные знания могут передаваться за пределы системы и (или) использоваться в системе. В качестве примера знаний как продукта можно привести консультации, информацию, лицензии, патенты, ноу-хау, реализуемые внешним субъектам системы, например, физическим лицам или иностранным покупателям. Эффект от реализации, если она носит коммерческий характер, включает получение дохода, если социальный, то рост социальных благ, или в ряде случаев совокупность таких эффектов. Кроме того, создание новых знанийразвивает интеллектуальный потенциал создателя, а за счет распространения знаний — и в целом систему. Использование знаний (как ресурса) в системе — внедрение знаний — в первую очередь связывают с осуществлением инновационного процесса. Следует отметить, что в качестве инноваций кроме названных выше новых знаний, сгенерированных внутри системы, также могут выступать созданные ранее и (или) полученные за пределами системы знания. В исследовании будем классифицировать инновации на продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные. Эффект внедрения знаний в первую очередь заметен в сферах деятельности, которые непосредственно отражаются на благосостоянии человека, его здоровье, качестве и продолжительности жизни. К таким инновациям относятся новые достижения в медицине, образовании, социально-культурном развитии, строительстве жилья, обеспечении безопасности жизни и росте качества продовольственных и непродовольственных товаров. Снижение себестоимости товаров и услуг, достигаемое, например, за счет перехода к выпуску низко затратной продукции, внедрения технологий, обуславливающих экономию энерго-, трудо-, материало-затрат в производстве, за счет совершенствования доставки, роста производительности труда — продуктовых, процессных, маркетинговых и организационных инноваций, позволяет повысить доступность товаров для населения. Часть производственных и организационных инноваций учитывают гуманизацию труда и обучение сотрудников, например, включают повышение квалификации исполнителей, автоматизацию рутинных операций, интеллектуализацию действий, формирование организационной культуры и приводят к положительным социальным и культурным изменениям. Кроме того, генерирование и внедрение знаний развивает интеллектуальный потенциал инноваторов, а за счет распространения знаний — и систему в целом. Внедрение знаний, определяющих снижение себестоимости и обновление производимых товаров и услуг, более эффективные подходы к их продвижению и реализации, обеспечиваетдля организацийрост получаемой прибыли, усиление стратегических преимуществ, рост лояльности покупателей, формирование образа высокоэффективного инноватора, расширение и закрепление доли рынка, рост объемов экспорта. Это в свою очередь определяет рост доходов сотрудников организаций и экономический рост всей страны. Кроме того, за счет государственной политики перераспределения доходов увеличивается финансирование образования, культуры, социальной защиты населения. Использование знаний может иметь вид незначительных усовершенствований, неподдающихся учету (управленческие решения, консультации, методики обучения), которые, накапливаясь, развивают организации и экономику и формируют описанные выше результаты. В экономическую систему, представленную на рисунке, наряду с подсистемой создания и использования знаний включена подсистема материального производства и реализации произведенных в ней товаров и услуг. Следует отметить, что результаты работы этой подсистемы зачастую более ощутимы по сравнению с созданием и использованием знаний, так как они определяют удовлетворение потребностей людей в питании, жилье, одежде. Кроме того, для использования, хранения и передачи большинства интеллектуальных продуктов необходимы материальные составляющие. Так книга не возможна без бумажного или электронного носителя, театр — без сцены, университет или научный институт — без здания и оборудования. Однако в любом предмете и средстве труда постоянно растет удельный вес интеллектуальной составляющей, которая подтверждает рост значения знаний при снижающемся значении факторов материального производства. По подсчетам Д.Б. Куинна затраты на информацию составляют три четверти добавленной стоимости почти в любой продукции» [4, c. 40-44]. Таким образом, именно создание и использование знаний способствует росту конкурентоспособности национальной экономики. Кроме того, как отмечено на рисунке, результаты работы системы влияют на развитие ее ресурсов и условия, определяющие дальнейшее функционирование и развитие экономической системы.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Тихомиров, О.К. Психология мышления: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов / О.К. Тихомиров. – М.: Академия, 2002. – 288 с.
2. Макаров, В.Л. Микроэкономика знаний // В.Л. Макаров, Г.Б. Клейнер. – М.: Экономика, 2007. – 2004 с.
3. Стюарт, Т. Кузьмин, Е. И. ЮНЕСКО и общества знаний для всех / Е. И. Кузьмин, В.Р.Фирсов // Российский комитет программы ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа : http://www.ifapcom.ru/. – Дата доступа : 20.09.2008.
4. А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Т.А. Стюарт. – М.: Поколение, 2007. – 368 с.