Экономический механизм системной организации инвестиционной деятельности

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Несмотря на достаточно широкую известность и относительную исследованность отдельных типов экономических, организационных, управленческих или хозяйственных механизмов, само понятие «механизм» остается в теории экономики недостаточно четко определенным. Эта неопределенность значительно усиливается в отношении механизмов регионального управления.

Ключевые слова:

инвестиционная деятельность, региональное управление
Цитировать публикацию:
Экономический механизм системной организации инвестиционной деятельности – С. 40-46.

Ekonomicheskiy mekhanizm sistemnoy organizatsii investitsionnoy deyatelnosti. , 40-46. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Несмотря на достаточно широкую известность и относительную исследованность отдельных типов экономических, организационных, управленческих или хозяйственных механизмов, само понятие «механизм» остается в теории экономики недостаточно четко определенным. Эта неопределенность значительно усиливается в отношении механизмов регионального управления. В целом механизм системной организации инвестиционной деятельности следует рассматривать как наиболее активный элемент системы управления, обеспечивающий воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Механизм управления региональной инвестиционной деятельностью можно определить как совокупность инвестиционных ресурсов, методов, средств, инструментов и рычагов воздействия на инвестиционные процессы в регионе, применяемые органами государственной власти федерального и регионального уровня для достижения целей инвестиционного развития региона. Эффективное функционирование механизма управления инвестиционной деятельностью возможно только при наличии определенной системы обеспечения, которая предполагает формирование и реализацию на региональном уровне следующих элементов: 1. Законодательное и нормативное обеспечение инвестиционной деятельности. 2. Организационное обеспечение инвестиционной деятельности. 3. Ресурсное обеспечение инвестиционной деятельности. 4. Обоснование и развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства. Государственное управление инвестиционными процессами опирается, прежде всего, на законодательную и нормативную базу. Хорошая нормативная база является фундаментом в управлении инвестиционными процессами. Нормативно-правовое обеспечение включает в себя совокупность нормативно-правовых актов, необходимых и достаточных для реализации региональной инвестиционной политики. Правовое регулирование инвестиционных процессов в регионе осуществляется общим гражданским и предпринимательским, а также специальным инвестиционным законодательством, регулирующим порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности носит комплексный характер, так как оно представлено нормативно-правовыми актами трех уровней: 1. Законодательные акты: конституционные и федеральные законы, международные договоры, законодательство субъектов Федерации; 2. Подзаконные акты: указы Президента РФ, межправительственные и правительственные постановления, внешнеэкономические соглашения субъектов РФ, ведомственные акты, постановления и решения органов местного самоуправления; 3. Локальные, представленные системой актов индивидуального характера: различные административные акты участников инвестиционной деятельности, нормативно-правовые договоры (на основе международного, гражданского и трудового права РФ). Нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в АПК региона должны содержать федеральные и региональные законы, создающие благоприятные условия для стратегического инвестиционного развития сельского хозяйства, смежных с ним отраслей и территории. Основополагающее значение для регулирования инвестиций и инвестиционного процесса в аграрном секторе экономики Ульяновской области имеют: -Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; -«Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» № 446 от 14 июля 2007 года. На региональном уровне в целях поддержки и развития инвестиционной деятельности принят Закон № 019-30 от 15 марта 2005 года «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области». Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия осуществления инвестиционной деятельности, устанавливает формы ее государственной поддержки, порядок ее оказания органами государственной власти и гарантии равной защиты прав инвесторов на территории области. В нем определенны формы финансирования приоритетных инвестиционных проектов и программ, виды налоговых льгот и льготных инвестиционных кредитов. Областным законом предусмотрено несколько форм государственной поддержки: 1. Представление областных государственных гарантий по возврату заемных средств для реализации инвестиционного проекта. 2. Представление инвестиционных налоговых кредитов по налогу на прибыль и региональным налогам сроком на 5 лет 3. Освобождение от уплаты налога на имущество 4. Снижение ставки налога на прибыль на 4% 5. 50% сокращение ставки арендной платы за пользование областным имуществом, необходимым для реализации проекта 6. Установление самых низких в РФ ставок по выкупу земли под приватизированными предприятиями. В целях содействия реализации инвестиционных проектов и снижения административных барьеров, препятствующих их реализации, создана межведомственная комиссия по организационно-правовой поддержке инвестиционных проектов на всех этапах их реализации. Для обеспечения динамичного развития региональной экономики и выполнения инвестиционных мероприятий, предусмотренных областными целевыми программами развития экономики области и, в том числе агропромышленного комплекса, была разработана и утверждена Правительством региона «Стратегия привлечения инвестиций в Ульяновскую область на 2008 — 2012 годы». В ней определены приоритетные отрасли для привлечения инвестиций, перспективные направления дальнейшего развития инвестиционного процесса, а также меры государственного регулирования инвестиционной деятельности. Таким образом, в Ульяновской области сформирована солидная нормативно-правовая база для осуществления инвестиционной деятельности, которая создает более благоприятный инвестиционный климат для привлечения частных инвестиций. Сформирована система управления инвестиционной деятельностью, направленная на эффективное использование новых форм объединения усилий государственной власти, общественных структур и бизнеса для создания инвестиционной привлекательности региона, четко определены функции участников партнерства в инвестиционном процессе. Инвестиционная политика в аграрном секторе экономики исходит из принципа соблюдения этих основополагающих региональных документов и правил, что создает стабильные условия и гарантии для осуществления инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве. Методическое обеспечение механизма управления региональной инвестиционной стратегией включает комплекс разработок, целью которых является установление единых терминов, принципов оценки, техники расчетов и методических подходов к определению эффективности инвестиционных проектов, адаптации их к действующим стандартам. В составе методического обеспечения можно выделить документы и рекомендации, носящие различную степень общности (рисунок 1): -федеральные, регламентирующие отдельные аспекты методического сопровождения инвестиционных процессов по всей территории РФ; -межотраслевые, регулирующие инвестиционную деятельность в сфере нескольких отраслей; -отраслевые, регламентирующие порядок расчета или исполнения стандартов в конкретных отраслях производства или секторах экономики; -локальные, отражающие требования и мотивы ведения инвестиционной деятельности в конкретных хозяйствующих субъектах. На государственном уровне основным методическим документом, регламентирующим всю инвестиционную деятельность, в настоящее время являются «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» (вторая редакция), утвержденные совместным постановлением Минэкономики РФ, Минфина РФ и Госстроя России от 21 июня 1999 г. № ВК 477. Этот документ в целом соответствует общепринятым в мировой практике методам экономических измерений и содержит систему показателей, критериев и методов оценки эффективности инвестиционных проектов, используемых на различных уровнях управления на основе определенных, признаваемых в Российской Федерации принципах проектного анализа. Примером методического обеспечения, разрабатываемого на региональном уровне, являются положения «О реестре инвестиционных проектов», «О порядке проведения экспертизы инвестиционных проектов» и другие. Организационное обеспечение механизма управления стратегией предполагает обеспечение поддержки и создание необходимых организационных структур, осуществляющих действия по инициированию, развитию и контролю за достижением поставленных ею целей. Организационную основу механизма управления и реализации региональной инвестиционной стратегии составляют: — государственные специализированные структуры федерального, регионального и местного уровней; — банковская система и другие институциональные инвесторы (финансовые, инвестиционные, страховые компании); — инвестиционные посредники и консультанты. На уровне субъектов федерации наблюдается большое разнообразие специализированных организационных структур, в компетенцию которых входит регулирование региональных инвестиционных процессов. К их числу можно отнести: фонд реализации программ развития, агентство содействия инвестициям, фонд государственных гарантий инвестиционных проектов, внебюджетный фонд науки и технологического развития, региональный фонд развития, залоговый фонд, региональный координационный совет по инвестициям и т.д. Составной частью государственного регулирования инвестиционной деятельности в Ульяновской области, которая придала большую системность и управляемость инвестиционному процессу, стало создание Совета по инвестициям Ульяновской области. Как следует из распоряжения Губернатора, цель Совета — формирование областной государственной политики и обеспечение интенсивного и стабильного развития области за счет притока инвестиций. Задачи этого общественного органа — выработка предложений по улучшению инвестиционного климата в области, отбор и оценка инвестиционных проектов, имеющих особое значение для региона, контроль реализации проектов, признанных приоритетными. В состав Совета вошли 30 человек: управляющие банковских структур, главы промышленных, строительных, торговых компаний, предприниматели, представители вузов, законодатели. Большинство членов Совета успешные бизнесмены, воплотившие в жизнь не один инвестиционный проект и имеющие в активе перспективные планы, которые вполне могут быть реализованы на территории области. Рабочим органом Совета является исполнительная дирекция, которая осуществляет свою деятельность в форме некоммерческого партнерства. Исполнительная дирекция проводит экспертизы бизнес-планов, оценивает экономическую, социальную и бюджетную эффективность проектов, осуществляет юридическое и организационное сопровождение инвестиционных проектов, создание их маршрутной карты. На экспертизу бизнес-плана законом отводится не более 30 дней. Одобренные экспертами проекты выносятся на рассмотрение Совета по инвестициям, который и определяет их приоритетность на конкурсной основе. Согласно статьи 7 главы 2 закона приоритетным инвестиционный проект может быть признан в случае его соответствия «Основным направлениям социально-экономической политики Ульяновской области». Исполнительная власть определяет критерии отбора инвестиционных проектов, которые зафиксированы в Постановлении Губернатора Ульяновской области от 6 июля 2005 года № 155 «О порядке рассмотрения инвестиционных проектов, реализуемых на территории Ульяновской области». В нем устанавливается порядок прохождения экспертизы, критерии отбора и включения проектов в перечень приоритетных инвестиционных проектов области. За каждым проектом, получившим одобрение Совета, закрепляется куратор из числа членов правительства, который несет ответственность перед Губернатором за его реализацию и сопровождает проект на всех этапах реализации, от землеотвода до сдачи объекта в эксплуатацию. Упорядочение нормативно-правовой и организационной базы инвестирования является положительным фактором, который способствует привлечению инвесторов в регион.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Кутер М. И., Луговской Д. В., Мамедов Р. И. Амортизационная политика – элемент учетной политики организации в обеспечении финансовой стратегии собственника // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 29.
2. Петрикова Е.М. Роль амортизационной политики предприятия как инструмента стимулирования инвестиций в обновление основных фондов // Финансы и кредит. – 2007. – № 34 (274).
3. Соколов М. М. Изменения в амортизационной политике как особая форма налогового воздействия на развитие экономики // Все о налогах. – 2008. – № 3. – С. 23 - 29.