Методический подход к управлению себестоимостью продукции рыбоперерабатывающего сектора экономики Приморского края

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Одной из основных проблем предприятий рыбоперерабатывающего сектора Приморского края является недостаточная эффективность основного вида деятельности. Отдельные предприятия рыбоперерабатывающего комплекса за годы реформ прекратили свое существование, многие были перепрофилированы, произошло раздробление крупных предприятий на более мелкие. Работающие в настоящее время, по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, недостаточно прибыльны при рассмотрении отраслевого баланса, и при проведении детализации понятно, что четверть предприятий убыточны.

Ключевые слова:

конкурентоспособность, себестоимость продукции, Приморский край, рыбоперерабатывающий сектор
Цитировать публикацию:
Методический подход к управлению себестоимостью продукции рыбоперерабатывающего сектора экономики Приморского края – С. 113-115.

Metodicheskiy podkhod k upravleniyu sebestoimostyyu produktsii rybopererabatyvayushchego sektora ekonomiki Primorskogo kraya. , 113-115. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Одной из основных проблем предприятий рыбоперерабатывающего сектора Приморского края является недостаточная эффективность основного вида деятельности. Отдельные предприятия рыбоперерабатывающего комплекса за годы реформ прекратили свое существование, многие были перепрофилированы, произошло раздробление крупных предприятий на более мелкие. Работающие в настоящее время, по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, недостаточно прибыльны при рассмотрении отраслевого баланса, и при проведении детализации понятно, что четверть предприятий убыточны.

Отчасти это вызвано неэффективным управлением себестоимостью выпускаемой продукции, ценовой и ассортиментной политикой на предприятиях отрасли.

Исторически сложившаяся система управления себестоимостью на основе нормативного метода не работает в условиях нестабильных рыночных отношений, существующих в настоящее время. Нормативный метод управления себестоимостью недостаточно эффективен, поскольку рассчитанная себестоимость рыбопродукции, учитывающая как постоянные, так и переменные затраты (полная себестоимость), не позволяет рыбоперерабатывающим предпринимательским структурам устанавливать конкурентоспособную рыночную цену.

Конкурентоспособная себестоимость является ключевым фактором при формировании цены продукции затратными методами.

Анализ, проведенный на предприятиях рыбоперерабатывающей отрасли, показал, что предприятия, выпускающие рыбную продукцию, не получают прибыли от основного вида деятельности, то есть работают с убытком. Основной причиной является превышение расчетной величины себестоимости над получаемой прибылью.

Основой (цензом) для принятия решений по целесообразности выпуска рыбопродукции для формирования себестоимости, расчета рыночной цены, управления ассортиментной политикой предлагается сделать значение индивидуального ценового коэффициента, который рассчитывается по формуле:

Данный показатель должен рассчитываться по каждому виду продукции, согласно производственной программе, ежемесячно, исходя из заданных объемов производства.

Для принятия решений по ассортиментной и ценовой политике значение ценового коэффициента сравнивается с уровнем рассчитанной точки безубыточности и величиной запаса финансовой прочности на весь выпуск, которые становятся ключевыми.

Точка безубыточности — это такая минимальная величина дохода, при которой полностью окупаются все издержки (прибыль при этом равна нулю).

Запас финансовой прочности — это разность между фактическим объемом выпуска и объемом выпуска в точке безубыточности. Часто рассчитывают процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему. Эта величина показывает, на сколько процентов может снизиться объем реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка.

Значение запаса финансовой прочности становится критерием выбора управленческого решения по повышению эффективности производственной деятельности предприятий перерабатывающего сектора экономики.

Минимальную цену необходимо устанавливать на уровне суммы постоянных затрат на производство единицы продукции (конкурентоспособной себестоимости) при постоянном контроле величины переменных затрат. Маржинальный анализ показывает адекватность размера полученного заказа на производство рыбопродукции и затрат на ее производство, позволяет выявить резервы для снижения себестоимости.

В результате проведенного анализа выпускаемой продукции по уровню индивидуального ценового коэффициента было выделено четыре группы продукции с разным уровнем значения коэффициента. Составленный рейтинг показывает вклад каждого продукта в покрытие понесенных затрат, участие каждого вида продукции в формировании прибыли от основного вида деятельности и варианты управленческих решений в зависимости от уровня индивидуального ценового коэффициента (в сравнении с рассчитанным уровнем точки безубыточности и запаса финансовой прочности на производственную программу).

Таблица 1

Ранжирование продукции рыбоперерабатывающих производств по уровню ценового коэффициента

РангЗначение показателя*Управленческие решения
I группаЦеновой коэффициент выше уровня запаса финансовой прочности производственной программыНет необходимости принимать какие-либо управленческие решения. Стабильная ситуация
II группаЦеновой коэффициент на одной высоте с уровнем запаса финансовой прочности производственной программыПродукция находится в точке безубыточности. Необходимо увеличивать объем выпуска и реализации
III группаЦеновой коэффициент ниже уровня запаса финансовой прочности производственной программыВыпуск данной продукции необходимо наращивать как минимум до точки безубыточности
IV группаОтрицательное значение ценового коэффициентаСнятие продукции с производства
* производится сравнение индивидуального ценового коэффициента с рассчитанным коэффициентом «запас финансовой прочности»

Для повышения эффективности рыбоперерабатывающих предприятий необходимо изменить традиционный подход к управлению себестоимостью рыбной продукции. Проводимое при определении полной себестоимости деление затрат на постоянные и переменные позволит, не меняя самой методики по форме определения состава затрат, определять конкурентоспособную себестоимость как сумму затрат, относимых непосредственно на производство того или иного вида продукции.

Таблица 2

Модель реализации предложенного методического подхода к формированию конкурентоспособной структуры себестоимости

ЭтапыМероприятия
1.Получение заказа на выпуск готовой продукции от маркетингово-сбытовой службы предприятия
2.Анализ цен конкурентов, выявление среднерыночной цены на выпускаемую продукцию
3..Закладка производственной программы с заранее заданными значениями: цены, стоимости сырья, вспомогательных материалов, ставки заработной платы, объема выпуска
4.Расчет индивидуальной и общей полной себестоимости продукции, определение размера постоянных и переменных затрат
5.Определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности для всей производственной программы
6.Расчет индивидуального ценового коэффициента для каждого вида продукции
7.Ранжирование продукции в зависимости от уровня индивидуального ценового коэффициента в сравнении с точкой безубыточности и запасом финансовой прочности производственной программы
8.Корректировка производственной программы с учетом результатов ранжирования
9.Доведение объемов производства продукции, попавшей во II и III группы, до уровня заданной рентабельности производства, рассчитанной по полной себестоимости (не менее 5%)
10.Запуск скорректированной производственной программы в работу подразделений
Таким образом, принимаемые решения по управлению себестоимостью рыбной продукции должны приниматься неотрывно от решений по управлению ценовой и ассортиментной политикой. Предприятия рыбоперерабатывающего комплекса могут пойти на выпуск продукции с низким ценовым коэффициентом или с его отрицательным значением в случае, если прибыли, получаемой предприятием от остальных видов продукции, хватит для покрытия соответствующих затрат. Данное решение может быть принято руководством компании с целью сохранения ассортиментной линейки выпускаемой продукции. Но следует помнить, что необходим постоянный мониторинг уровня маржинального дохода и выручки от реализации продукции. Предприятие должно придерживаться общепринятого правила сохранения общей рентабельности производства на уровне не менее чем 5%.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Васильев Ю.П. Управление развитием производства. Опыт США. - М.: Экономика, 1999.
2. Захаров С.Н. Показатели экономической эффективности производства продукции / Под ред. проф. В.А. Роменца В.А. - М.: МИСиС, 2000.
3. Модернизация экономики России: Социальный контекст: В 4 кн. Кн. 2. - М.: ГУ ВШЭ, 2004.
4. Реформирование предприятий: концепция, модель, программа / Под ред. Г.Б. Клейнера. - М: КОНСЭКО, 1998.
5. Редченко К. Таргет-костинг [Электронный ресурс]//Интернет-портал для управленцев. – Киев: 2007. – Режим доступа: http://www.management.com.ua/finance/fin036.html.
6. Тупикина Е.Н. Современное состояние и проблемы развития рыбной отрасли Дальнего Востока // Про-блемы современной экономики. – 2009, № 2.
7. Юдина Л.Н. Анализ себестоимости и прибыли в системе «директ-костинг» // Финансовый менеджмент. – 2005, №5.