Влияние миграции на креативность региона

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Воронежская область относится к серединному типу регионов по уровню социально-экономического развития.
Важнейшим макроэкономическим показателем, характеризующим результат производства товаров и услуг, является валовой региональный продукт (ВРП), который определяется как сумма вновь созданных (добавленных) стоимостей товаров и услуг в области.
Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем ВРП области, являются: промышленность, сельское хозяйство, торговля и общественное питание, строительство, транспорт и связь, на долю которых приходится около 70% произведенного ВРП. Это старопромышленный регион, требующий новых подходов к созданию основы прогрессивного социально-экономического развития.

Ключевые слова:

креативность, трудоустройство, рабочая сила, социокультурные отношения, миграция, валовый региональный продукт, трудовая мотивация
Цитировать публикацию:
Влияние миграции на креативность региона – С. 96-123.

Vliyanie migratsii na kreativnost regiona. , 96-123. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Воронежская область относится к серединному типу регионов по уровню социально-экономического развития.

Важнейшим макроэкономическим показателем, характеризующим результат производства товаров и услуг, является валовой региональный продукт (ВРП), который определяется как сумма вновь созданных (добавленных) стоимостей товаров и услуг в области.

Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем ВРП области, являются: промышленность, сельское хозяйство, торговля и общественное питание, строительство, транспорт и связь, на долю которых приходится около 70% произведенного ВРП. Это старопромышленный регион, требующий новых подходов к созданию основы прогрессивного социально-экономического развития.

В долгосрочной перспективе наиболее оптимальным с точки зрения обеспечения конкурентоспособности области является сценарий формирования на ее территории полноценного производственного кластера. Это группа предприятий и производств должна иметь собственное инновационное ядро – технологическую «домашнюю» («материнскую») базу, и быть сориентирована на рост человеческого капитала в регионе – уникальных компетенций, знаний, способностей. Тем самым, на территории области должна быть создана база, обеспечивающая самостоятельность и конкурентоспособность региональных производственных комплексов.

Воронежская область, как крупный научно-культурный регион Центра Российской Федерации, обладает большим интеллектуальным потенциалом, способным сформировать креативный кластер региона. . Это предприятия и люди занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, праве, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Работа креативного кластера может сгладить последствия финансового кризиса для строительной индустрии, повышая ее привлекательность для покупателей, увеличить обороты продаж в HoReCa (Отели, Рестораны, Кафе), повлиять на привлекательность воронежских брендов как внутри области, так и за ее пределами, создать дополнительные рабочие места для IT индустрии.

Работающая схема «креативного инкубатора», в котором город может задействовать потенциал значительного количества людей, в перспективе -модель, которая может быть распространена и использована по всей РФ. [i]

Высоким креативным потенциалом может обладать трудовая иммиграция в Воронежскую область.

Миграционные процессы оказывают влияние не только на количественные, но и на качественные характеристики демографических процессов, воздействуя на вектор социально-экономического развития и оценку творческого потенциала региона. Исследования, проведенные А. Пилясовым и О. Колесниковой [ii] при оценке творческого потенциала российских региональных сообществ, позволили выстроить все регионы от 0 (худшее значение) до 1 (лучшее значение). Совокупный показатель (сводный индекс креативности) рассчитывался как среднее арифметическое следующих частных показателей: индекса таланта, индекса технологий, индекса толерантности.

В соответствии с исследованием Российских регионов по данной методике Воронежская область имеет сводный индекс креативности почти полностью соответствующий среднему по России. А индекс толерантности свидетельствует о том, что доля жителей, проживающих в Воронежской области не с рождения примерно на 5 % ниже, чем по России. Креативность регионов напрямую связывается с миграционными процессами и толерантностью местного сообщества. Выделяя первый тип регионов - лидеров рейтинга («креативные центры») и второй тип регионов - аутсайдеров («старопромышленные области»), делается вывод, что первые в результате масштабной миграции квалифицированных кадров в последние 15 лет становятся местом концентрации креативного класса, а вторые все в большей степени — рабочего [iii].

В мае-июле 2008 года в рамках сетевого межрегионального проекта МИОН «Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации» проведен статистический анализ демографической ситуации региона и ее миграционной составляющей, анкетный опрос иностранных граждан, получивших разрешение на работу в российской федерации, работодателей, предоставляющих работу иностранцам, а также экспертов, представителей властных структур.

Экспертные интервью, проведенные среди представителей властных структур и работодателей, вывили общее мнение о том, что основным резервом смягчения положения является расширение притока в регион трудовых мигрантов, прежде всего, из числа русско-язычного населения, осевшего на территориях других государств после распада СССР. По мнению руководителя управления по труду А.М. Домнича, очевидно, что при современных темпах роста экономики без трудовой миграции уже не обойтись. Динамично развивающаяся экономика области в условиях дефицита трудовых ресурсов испытывает постоянную потребность в рабочей силе, поэтому привлечение в экономику области трудовых мигрантов позволяет более успешно реализовать намеченные инвестиционные проекты, программы социально-экономического развития

Заместитель руководителя Главного управления экономического развития Воронежской области А.М. Кулешов, высказался о необходимости использования трудовых мигрантов в отраслях экономики области, выделив в качестве основных - строительство и сельхозпроизводство. По его мнению, привлечение иностранной рабочей силы позволяет, заполнять вакантные (невостребованные) рабочие места, развивать торговлю, строительство, сельское хозяйство. Некоторые эксперты выделяют еще и торговлю.

Масштабы миграции в Воронежскую область представлены в таблице 1.

Таблица 1

Миграция населения в Воронежской области* (чел.)


2001
2002
2003
2004
2005
2006
Прибывшие - всего
32600
33705
33074
33517
33903
32313
из них:






в пределах России
29026
29715
30570
31215
30285
28624
международная миграция
3574
3990
2504
2302
3618
3689
в том числе:






из стран СНГ и Балтии
3282
3676
2243
2048
3211
3305
из других зарубежных стран

292

314

261

254

407

384
Выбывшие – всего
29925
28962
29636
31127
30727
30951
из них:






в пределах России
28996
28197
28900
30430
29989
3211
международная миграция
929
765
736
697
738
740
в том числе:






из стран СНГ и Балтии
677
443
426
378
416
418
из других зарубежных стран
252
322
310
319
322
322
Миграционный прирост, убыль (-) – всего
2675
4743
3438
2390
3176
1362
из него в результате:
передвижений в пределах России

30

1518

1670

785

296

-1587
в том числе:






обмена населением с другими странами
2645
3225
1768
1605
2880
2949
в том числе:






со странами СНГ и Балтии
2605
3233
1817
1670
2795
2887
с другими зарубежными стран
40
-8
-49
-65
85
62
*Воронежстат

Главные поставщики рабочей силы – страны СНГ: Украина, Молдова, Армения, Таджикистан. Стал отчетливо прослеживаться приток иностранной рабочей силы из среднеазиатских республик (Узбекистан, Таджикистан). Несколько снизился с Украины и из Молдовы, хотя и остается пока существенным. В 2009 году в Воронежскую область ожидался приезд на работу граждан 37 стран Азии, Африки, Америки, Европы. Однако традиционно наибольший приток ожидается из республик СНГ (Узбекистана, Украины, Молдовы, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана, Армении).

На территории Воронежской области также прослеживается определенная закономерность в выборе территории размещения. Проведенное выборочное исследование показало, что из числа жителей Закавказья и Северного Кавказа в городе Воронеже стремится осесть в среднем 1/4 часть прибывших мигрантов. Остальные выезжают в районы Воронежской области. Это в первую очередь мигранты из Средней Азии – казахи, киргизы, таджики, узбеки.

Национальная структура мигрантов за последние годы несколько изменилась. По сравнению с 2004 годом в миграционном приросте возросло число узбеков в 10.6 раза, белорусов - в 6.7, армян - в 6.2, молдаван - в 5.8, украинцев - в 1.7 раза. Постоянно увеличивалось число мигрантов из Азербайджана (в 15.5 раза по сравнению с 2003 годом). Наибольшую долю (кроме русских) в миграционном приросте занимали в 2007 году украинцы. Русские составляли 86.4 процента среди прибывших в нашу область мигрантов.

Однако нынешние мигранты не решают проблему сбалансированности рынка труда. Начальник отдела Департамента занятости населения Воронежской области Маслова Е.В. отмечает, что вакансии квалифицированных рабочих (станочников, слесарей и т.д.) трудовыми мигрантами практически не заполняются. Причем это касается как внешних, так и внутренних мигрантов.

Отсутствие соответствия между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, по мнению руководителя управления по труду Домнича А.М. проявляется в том, что развивающаяся экономика области предъявляет спрос на специалистов в области информационных и биотехнологий, авиационной техники, здравоохранения, образования и других областях, обеспечивающих прирост человеческого капитала. Остро необходимы высококвалифицированные специалисты рабочих специальностей. Вместе с тем, в настоящее время в общей массе мигрантов преобладают неквалифицированные и малоквалифицированные специалисты, причем предложение значительно превышает спрос.

Пока на предприятиях Воронежской области преобладает и в большей мере востребована рабочая сила со средним или невысоким уровнем квалификации, хотя в каждой сфере экономики проявляется своя специфика. Например, в индивидуальном жилищном строительстве требуются квалифицированные каменщики, штукатуры, кровельщики и т.п., а низко квалифицированные работники требуются на временных работах по возделыванию технических культур, уборке плодово-ягодной продукции, обрезке садов. Предпочтение отдается тем, кто имеет опыт работы по специальности и опыт работы в России.

Наряду с тем, что привлечение иностранной рабочей силы способствует улучшению демографической ситуации, создает конкуренцию на рынке рабочей силы, способствует снижению уровня безработицы, положительную роль играют налоговые поступления и выплаты в бюджет, что является важным по мнению экспертов.

Деятельность внешних трудовых мигрантов осуществляется в легальной и нелегальной формах. Причем, считается, что основным источником иностранной рабочей силы является нелегальная трудовая миграция Сельхозпроизводители неохотно легализуют иностранную рабочую силу, ссылаясь, что это требует определенных финансовых затрат и времени для оформления необходимых документов. Однако главная причина заключается в огромных средствах получаемых ими от эксплуатации этой части граждан.

Масштабы внешней нелегальной трудовой миграции имеют четко выраженный сезонный характер, который полностью совпадает с периодом проведения сельскохозяйственных работ. Особенно остро стоит эта проблема в приграничных районах, что обусловлено прозрачностью границ с бывшими союзными республиками. Имеются лишь единичные случаи выдворения граждан стран СНГ, занимающихся трудовой деятельностью без надлежащего оформления документов. В целом, на каждого легального приходится не менее 9 нелегальных трудовых мигрантов.

Эксперты из органов власти считают, что экономической целесообразности в нелегальной миграции нет, нецелесообразность же налицо. Во-первых, бюджеты всех уровней не получают поступлений. Во-вторых, нелегальные мигранты согласны работать на условиях, еще более непривлекательных, чем в случае легального оформления. Это приводит снижению стоимости труда. Более 50% иностранцев, получивших разрешение на работу, официально не оформляют трудовые отношения. Это приводит к тому, что область несет финансовые потери за счет неуплаченных налогов, усложняется криминогенная обстановка. Эксперты приходят к выводу, что, конечно, миграция должна быть легальной, хотя это удорожает цену труда и снижает конкурентоспособность «дешевых» иностранных рабочих в глазах работодателей. Но если другие страны смогли легализовать миграцию, должны этого добиваться и мы.

Для обеспечения эффективного функционирования механизма управления процессами трудовой миграции предлагается на первом этапе, наряду с государственными органами, задействовать систему миграционных трудовых бирж и наделить их такими полномочиями как:

  • организация регистрации трудовых мигрантов, в том числе с целью их легализации на территории государства трудоустройства;
  • получение разрешительных документов, позволяющих осуществлять временную трудовую деятельность;
  • организация трудоустройства трудовых мигрантов на временную работу, в том числе посредством оказания содействия работодателям в оформлении необходимых документов, связанных с легальным трудоустройством мигрантов;
  • контроль за соблюдением условий трудовых договоров между работодателями и трудовыми мигрантами, прежде всего, предусматривающих обеспечение их социальных гарантий;
  • консультирование работодателей и трудовых мигрантов по вопросам применения законодательства о труде;
  • защита права трудовых мигрантов и представление их интересов в государственных органах (в том числе судебных и правоохранительных);
  • сбор и анализ информации о наличии вакансий в российских организациях с целью ее использования для трудоустройства трудовых мигрантов, а также об имеющихся специалистах (по категориям специальностей, возрасту, образованию, стаже работы из числа трудовых мигрантов).
  • В рамках деятельности представительств ФМС России в странах Центральной Азии предлагается создание информационно-ресурсных центров для трудовых мигрантов с целью решения следующих задач:

  • проведения семинаров и тренингов по консультированию и информированию потенциальных мигрантов с целью повышения уровня их осведомленности;
  • сотрудничества с представителями государственных учреждений и гражданского общества с целью повышения их заинтересованности в подготовке трудовых мигрантов перед выездом.
  • Представительствам Росзарубежцентра в странах региона Центральной Азии рекомендуется создание центров по изучению русского языка и культуры (например, в Таджикистане - на базе действующего Российско-Таджикского (Славянского) университета.

    Долгосрочные интересы России настоятельно требуют создания целостной внутренне непротиворечивой системы миграции населения в Россию, включающей институциональную структуру, нормативно-правовую базу, механизмы и инструменты реализации политики, ее финансовое обеспечение. В этой системе особое внимание должно быть уделено учету специфики миграционного движения и миграционного поведения временных трудовых мигрантов из разных групп стран СНГ, созданию взаимовыгодных условий жизни и труда в России временных трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, представляющих собой наиболее перспективный и значительный источник дополнительной рабочей силы отечественной экономики.

    Только при наличии федеральной миграционной политики возможно формирование регионального миграционного законодательства. Требуется привести региональное законодательство в соответствие с федеральным, активизировать работу с национальными диаспорами и общественными организациями. При этом, необходимо дальнейшее усиление контроля миграции из миграционно-опасных стран, отработка процедуры депортации.

    Регулирующим механизмом по привлечению иностранной рабочей силы является система квот, которая устанавливает количество вакансий на региональном рынке труда для занятия их привлекаемыми иностранными работниками по предварительной заявке от местных работодателей. Система квот начала работать с 2003 года. Квотирование рабочих мест предусмотрено для визовых стран. В настоящее время разрабатывается проект областной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом». В указанный проект программы включен Регламент приема участника Программы и членов его семьи, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории вселения.

    Эксперты из властных структур сходятся во мнении, что использования квот на привлечение иностранной рабочей силы в настоящее время - целесообразно. При этом необходимо более рационально распределять квоты на привлечение иностранной рабочей силы, сокращать привлечение иностранных работников низкой квалификации. При распределении квот учитывать актуальное состояние рынка труда в области, а также интересы местного населения. Так, в 2007 году было отказано в выдаче приглашений более чем 100 швеям из Китая, 300 строителям из Турции. Это обусловлено, в первую очередь тем, что из этих стран хотят приехать специалисты на те вакансии, которые могут быть заняты жителями Воронежской области. Как правило, предприятие уже имеет опыт работы с мигрантами из конкретной страны. Если этот опыт удачен, но альтернатива не ищется. Если опыт неудачен, то рассматриваются другие варианты. Например, при необходимости привлечения строителей более высокой квалификации приглашают на работу турок. Система формирования квоты и получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы для работодателя одинакова вне зависимости от того, из какой страны он собирается использовать работников (разница только в том, установлен ли со страной визовый режим, или нет).

    Проведенный опрос работодателей позволил выстроить рейтинг (в порядке понижения значимости) причин привлечения иностранной рабочей силы:

  • - отсутствие национальных кадров (61,5 %);
  • - мигранты более трудолюбивы и добросовестны (46,2 %);
  • - мигранты менее требовательны к условиям организации труда (23,1 %);
  • - невозможность подобрать национальные кадры на предполагающуюся по вакансиям заработную плату (23,1 %).
  • Вместе с тем эксперты из властных структур расширили этот список причин использования в Воронежской области иностранной рабочей силы, добавив туда:

  • потребность в рабочей силе в отдельных секторах экономики области, обусловленная большими объемами низкооплачиваемых ручных работ (строительные и сельскохозяйственные разнорабочие, подсобные, сезонные и вахтенные рабочие).
  • потребность в высококвалифицированных кадрах для приоритетных для области видов экономической деятельности (авиационная промышленность).
  • необходимость в привлечении специалистов для новых и перспективных отраслей, представителей редких профессий, специалистов с мировым имеем (ученые, спортсмены, врачи).
  • монтаж и обслуживание поставляемого иностранного оборудования с последующим обучением собственного персонала.
  • Таким образом, эксперты ориентируют региональную миграционную политику на поиск и привлечение иммигрантов ориентированных не только на низкооплачиваемые, малоквалифицированные сегменты на рынке труда, но и на те сегменты, которые создают креативную экономику.

    Анкетный опрос работодателей выявил, что каждое третье предприятие привлекает трудовых мигрантов на протяжении последних двух-трех лет, а каждое второе в 2008 году впервые прибегло к услугам иностранных работников. Увеличение объемов привлечения иностранной рабочей силы обусловлено, прежде всего, ростом объемов производства товаров и услуг во всех отраслях экономики. Количество привлекаемой иностранной рабочей силы растет, в первую очередь, в таких отраслях, как строительство и сельское хозяйство. Причем, строительство – та сфера деятельности, которая более всего поглощает трудовых мигрантов. Несмотря на то, что основная часть мигрантов (около 40%) используется на вспомогательных и подсобных работах, именно в строительство привлекается значительное число квалифицированных кадров: 11,7% приходится на монтажников, 4,6% - каменщиков, 3,0% - плотников, и столько же - электрогазосварщиков. Примерно такая же картина складывается с мигрантами, чей труд используется в сельском хозяйстве. Около 19% составляют квалифицированные специалисты: комбайнеры, трактористы, дояры, водители. Остальные – подсобные рабочие. Не все работодатели довольны уровнем квалификации иностранной рабочей силы. Практически каждый третий характеризует его как низкий. По оценкам работодателей, мигранты заполняют в основном вакансии, которые непривлекательны для жителей области из-за тяжелых условий труда и низкого уровня заработной платы.

    В то же время, считает генеральный директор Закрытого акционерного общества «Гидрогаз» Д.В. Марков, подъем обрабатывающих отраслей промышленности (машиностроение, химическая и т.п.) начинает тормозится из-за нехватки совсем другого рода трудовых ресурсов, Это прежде всего ассимилированные, высокопрофессиональные рабочие кадры с семьями, имеющие жилье. Причем, приоритет должен отдаваться русскоязычным группам, Необходимо направлять миграционную политику, в том числе в отношении депрессивных регионов России, именно в это русло. Обобщая свои рассуждения, Д.В. Марков сделал вывод о том, что инвестиционная, инновационная, демографическая, образовательная и прочая политика региональной власти должны рассматривать этот компонент как важнейший, поскольку утечка собственных лучших кадров и восполнение мигрирующими худшими приведет к стагнации региона.

    В Воронежской области есть и положительные примеры по качественному изменению рабочей силы, происходящему в связи с миграционными процессами. Так, позитивную оценку деятельности мигрантов дал генеральный директор ООО «Монолитные системы» - одной из устойчиво развивающихся строительных организаций г. Воронежа, занимающейся строительством домов и сооружений, Мазин В.Н. По его мнению, последние два-три года иностранная рабочая сила позволяет ослабить проблему отсутствия национальных кадров в данной сфере деятельности. Тем более, что среди мигрантов возрастает доля высококвалифицированных работников хорошо владеющих русским языком. Это позволяет использовать мигрантов не только на вспомогательных работах, но и на работах, требующих высокого уровня квалификации.

    Позитивным примером привлечения трудовых мигрантов в экономику Воронежской области является реализация крупных инвестиционных проектов с иностранным участием таких как «Сименс», «Бунге».

    В рамках рынка труда миграционные процессы связаны с обеспечением определенного уровня подвижности трудовых ресурсов, их территориальным перераспределением и обеспечением количественного и качественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации. Нередко индивид, не обладая на данный момент набором конкретных знаний, умений, навыков, способен к их приобретению в ходе подготовки, в т.ч. по договоренности с зарубежной фирмой на ее базе. Давая согласие на приезд трудового мигранта, фирма рассчитывает в ближайшем будущем получить работника, владеющего необходимыми качествами для выполнения определенных операций.

    Система организации работ трудовых мигрантов в Воронежской области происходит в различных формах. Так, в строительстве наиболее часто используются следующие две. В первом случае русский подрядчик или прораб находит работу, заключает договора с работодателями, формирует бригады и распределяет (развозит) их по объектам. Во втором случае представитель диаспоры (официальный или неофициальный руководитель) берет на себя организацию работ. Это квалифицированный специалист, образованный, хорошо владеющий языком, умеющий налаживать отношения и с «инстанциями», и с работодателями, и отстаивать интересы своих сограждан. Такая форма для мигрантов, конечно, предпочтительнее, да и для работодателей тоже.

    Успешной адаптации мигрантов способствует, прежде всего, знание русского языка. Основная масса экспертов-работодателей (84,6%) оценила как достаточный уровень знания иностранными работниками русского языка, что создает благоприятную почву для регулирования социально-трудовых отношений.

    Социологические исследования выявили проблемы, связанные с организацией трудовой деятельности и медицинским обслуживанием мигрантов. Наличие трудового договора является основным законодательным подтверждением легальности трудовой деятельности мигранта. В рамках действия этого договора устанавливаются взаимные обязательства работодателя и наемного работника. По данным исследования, 46,2% работодателей предоставляет иностранным работникам общежитие, еще 23,1% предприятий снимает жилье для своих специалистов. По мнению трети опрошенных экспертов мигранты самостоятельно подбирают варианты расселения и оплачивают жилье.

    Мигранты благодаря изменению места проживания стремятся более полно удовлетворить свои потребности.

    К основным причинам, обуславливающим целесообразность выезда на работу в другую страну, относятся:

    - отсутствие работы или низкий заработок в своей стране и более благоприятные условия для трудоустройства в стране-реципиенте;

    - нестабильность общественно-политической обстановки, межнациональная рознь, вооруженные конфликты.

    Главной причиной возрастания миграционных потоков является значительный разрыв в уровне жизни и уровне оплаты труда между странами проживания мигрантов и Россией. Для стран, поставляющих мигрантов, это одно из направлений повышения благосостояния населения и общего социально-экономического уровня. Миграция, рассматриваемая как стратегическое решение, направленное на повышение материального благосостояния, оправдывает себя, о чем свидетельствуют возрастающие миграционные потоки.

    Приезд на заработки – это, конечно основная причина трудовой миграции. Однако, часто выходцы из СНГ пытаются закрепиться в России, получить гражданство.

    Нельзя сбрасывать со счетов социальную составляющую трудовой миграции и привлечения в регион иностранной рабочей силы. В ряде районов области уже сегодня происходит изменение соотношения национальностей жителей. Население некогда преимущественно мононациональных районов «разбавляется» представителями ближнего зарубежья, отличающимися от местного населения по образу жизни, этическим нормам, вероисповеданию. Это ведет к обострению национальных противоречий, нарушает стабильность общества.

    Опрос иностранных граждан, получивших разрешение на работу в Российской Федерации позволил выявить следующие закономерности. Более половины (57,7%) иностранных граждан приняли решение работать в России 3-5 лет назад, еще треть (37,7%) - в течение года. Таким образом, этот выбор является достаточно обдуманным и взвешенным [iv].

    Для значительной части иностранцев (41,5%) причиной принятия решения о работе за границей послужил низкий уровень оплаты труда на родине. Однако для каждого второго (53,9%) поводом стало отсутствие работы либо по специальности, либо вообще каких – бы то ни было рабочих мест. Только для каждого десятого значимым оказалось отсутствие перспектив повышения квалификации.

    Вполне объяснимо, что для каждого третьего опрошенного главным при трудоустройстве было желание получить «хоть какую-то» работу, а для каждого второго – обещанный заработок. Для 22,3% значимой оказалась возможность работы по специальности. Характерно, что ожидания иностранных работников в целом оправдываются. Только 3,8% из них отметили, что ожидания полностью не совпали с реальностью. Это тем более важно, учитывая, что около половины трудовых мигрантов до приезда в нашу область не имели опыта работы в России. Остальные же работали ранее или в Воронежской области (30,0%), или в других регионах Российской Федерации (21,5%).

    Показательно, что основная часть иностранцев, решивших приехать на заработки в Воронежскую область, сделала это под влиянием советов друзей и знакомых (80,0%). Другие варианты поиска работы значительно уступают по популярности: менее 1,0% опрошенных обратилось в посольство РФ по месту жительства; 5,4% воспользовались информацией, размещенной в СМИ; каждый 14-ый обращался в миграционную службу. При этом 20,0% уже после приезда в Российскую Федерацию и получения разрешения на работу хотели бы получить помощь в трудоустройстве.

    Результаты опроса свидетельствуют о том, что большинство иностранных граждан, получивших разрешение на работу в Воронежской области, не сталкивается с нарушениями условий охраны труда и техники безопасности. У каждого второго рабочий день длится 9 часов (с часовым перерывом на обед); 16,9% работают, имея два выходных дня (субботу и воскресенье), 34,6% - одной выходной (воскресенье). Только 1,5% опрошенных отметили, что работать приходится «от зари до зари» и без выходных. Незначительная часть иностранных работников (5,4%) иногда задерживается на работе на 1-2 часа. В рейтинге негативных сторон организации процесса трудовых отношений доминирует «отсутствие четко установленных заданий на день, неделю и т.д.» (на это указали 25,4% опрошенных). Кроме того, 3,1% отмечают некомпетентность непосредственных руководителей, еще 2,3% - грубость с их стороны.

    Описанные выше моменты обуславливают то, что каждый второй иностранный работник доволен местом работы и не собирается его менять. Каждый десятый полагает, что при необходимости с легкостью сможет найти другую работу. Однако каждому третьему сделать это будет нелегко.

    Подавляющее большинство иностранных работников (91,5%) не испытывает сложностей при выстраивании отношений с российскими коллегами. Менее 1% опрошенных раздражены насмешками и оскорблениями россиян, столько же старается не обращаться к ним за помощью, 6,2% нуждаются в постоянной помощи для установления добрых отношений с местным населением.

    Только 2,3% иностранцев, работающих в Воронежской области, не общаются с местным населением, еще 13,1% общается в случае крайней необходимости. Остальные же отмечают, что общаются с удовольствием, а у 15,4% даже появились новые друзья среди россиян. Эти данные коррелируют с ответами на вопрос о чувстве защищенности: 69,3% респондентов чувствуют себя относительно спокойно (46,2% - в любых ситуациях, 23,1% - в сопровождении соотечественников).

    Подавляющее большинство респондентов не испытывает сложностей при поиске жилья: 40,8% оно предоставлено работодателем бесплатно, 6,9% -на условиях удержания стоимости проживания из заработной платы; 31,1% живет с товарищами по работе; 15,8% используют другие, устраивающие их способы размещения. Лишь 5,4% хотели бы улучшить условия проживания, но сделать это затруднительно.

    Многие иностранные граждане, получившие разрешение на работу, приезжают в регион вместе с семьями. У большей части опрошенных среднемесячный душевой доход не превышает 3000 рублей (40,8%), у каждого десятого приходится от 3000 до 6000 тыс. рублей на члена семьи, у13,1% - 6000-9000 рублей, 29,2% - свыше 9000 рублей; 6,9% респондентов предпочли не отвечать на вопрос о финансовом благополучии.

    Для большинства иностранцев доходы складываются из заработной платы (76,9%), приработков (17,7%), пенсий (7,7%), доходов от приусадебного участка (7,7%), пособий (1,5%.).

    Необходимо отметить, что в настоящее время в Воронежской области проводится серьезная работа (в первую очередь, по инициативе главного управления ГСЗН) по повышению предлагаемой для иностранных граждан заработной плате. Так, в 2008 году при формировании квоты на перспективный период пришлось корректировать около 40% заявок работодателей, в первую очередь из-за уровня оплаты труда по вакансиям.

    По формальным признакам заработная плата иностранных работников соответствует заработной плате местного населения. С иностранными. работниками, как правило, заключаются трудовые договора в письменной форме и заводятся трудовые книжки. Однако, имеют место случаи невыдачи расчетных листков, выплаты заработной платы 1 раз в месяц, задолженности по заработной плате, не прохождение иностранными работниками предварительного медицинского обследования, всех видов инструктажей по охране труда, обучения и проверки знаний, требований охраны труда, невыдачи средств индивидуальной защиты.

    Однако в реальности часто заработная плата трудовых мигрантов не соответствует заработной плате местных работников. Так, зарплата мигрантов-строителей ниже, чем местных бригад, а качество работы не хуже, а в ряде случаев даже лучше. Условия труда трудовых мигрантов не всегда соответствуют действующему законодательству, но постепенно совершенствуются. Так, бригады строителей-мигрантов приезжают на объекты со своим оборудованием (бетономешалки, машины по заливке бетона, например) и инструментом, у них есть договоры с крановщиками и т.п. А вот условия жизни остаются плохими. Общежитий нет, квартиру снимать дорого. Мигранты нередко ютятся в подвалах, недостроенных домах, за что платят приличные деньги или дешевле делают работу. Готовят, как правило, себе сами. В целом, социальная защита недостаточна. Повседневная жизнь не организована, происходит стихийно.

    Каждый шестой иностранец нуждается в помощи для получения денежной ссуды, 7,7% хотели бы получить единовременную материальную помощь, 3,1% необходимо содействие в получении земли. В содействии в получении места в детском саду, жилья, путевки на базу отдыха хотели бы получить 3,1%.

    У большинства респондентов (72,3%) нет детей школьного возраста. Среди тех, у кого есть дети-школьники, 91,9% отмечают, что те чувствуют себя в окружении сверстников комфортно, 96,9% позитивно оценивают свои отношения со школьными учителями, несмотря на то, что 82,8% детей иностранных граждан испытывают трудности в процессе обучения русскому языку.

    Что касается бытовой стороны жизни иностранных работников, то большинство из них (76,9%) питается дома; 27,7% в случае необходимости приобретает в России одежду и обувь, однако основная масса старается все необходимое привозить с собой, ¾ опрошенных пользуется услугами парикмахерской, ¼ - посещает бани и сауны и столько же - библиотеки. Каждый четвертый ходит в кино, а каждый семнадцатый – в театр; каждый восьмой посещает спортивные мероприятия, каждый двадцать второй - музеи.

    В отношении организации питания на рабочем месте следует отметить, то в 84,6% случаев работники решают эту проблему самостоятельно (как правило, организуя обед из купленных в магазине продуктов или, значительно реже, - пользуясь услугами предприятий общепита). В 15,4% пища доставляется на предприятие принимающей стороной.

    Около половины иностранных граждан, получивших разрешение на работу в Воронежской области, имеет возможность получать медицинские услуги в рамках обязательного муниципального страхования, каждый четвертый – по программе добровольного медицинского страхования, каждое десятое предприятие заключает специальные соглашения с медицинским учреждением. При этом большинство работодателей (76,9 %) полагает, что мигранты должны проходить медицинское обследование до устройства на работу.

    Миграционные процессы оказывают влияние на социально-политическую обстановку в регионе. Этнические сообщества становятся все более организованными, они формируются по принципу родства, земляческих связей, в них существует строгая внутренняя иерархия и самоуправление, лидеры групп устанавливают отношения с влиятельными лицами в принимающем сообществе, они сращиваются с криминальным миром и все более обосабливаются от принимающего сообщества. Практически половина трудовых мигрантов в Российской Федерации не имеют никаких контактов с местным населением, живут в замкнутой общине, противостоящей принимающему обществу. Это мешает полноценному взаимному культурному обмену и кросскультурному поведению мигрантов и принимающего общества, преодолению стереотипов негативного восприятия друг друга. Как показывает практика, это обостряет этнокультурные противоречия. Часто приезжие, особенно из закавказских республик, не настроены на соблюдение общественного порядка, местных законов и обычаев, что вызывает у местного населения неприязненное отношение ко всем мигрантам. Эти факты позволяют учёным сделать вывод, что трудовая миграция конфликтогенна по своей природе [v]. В Воронежской области это не получило распространения, но конфликтные ситуации периодически возникают.

    Миграционные процессы оказывают влияние на криминогенную обстановку в области. Так, за 12 месяцев 2006 года иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 430 преступлений (АППГ - 425). Рост преступлений хотя и присутствует, но не значителен и составляет 1,2%. При этом подавляющее большинство преступлений совершено лицами без гражданства - 143 преступления (33,2%), гражданами Украины- 76 (18%о), гражданами Молдовы- 71 (16,8%), гражданами Азербайджана- 41 (9,7%>), гражданами Узбекистана- 26 (6,1%о), гражданами Армении- 23 (5,4%). Доля преступлений, совершенных иными иностранными гражданами, не значительна.

    Структура преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства: кражи ( ст. 158 УК РФ )- 137 (32,5%); незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов ( ст.228 УК РФ)-69 (16,3%); изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УКРФ)-54(12,8%); подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст.327 УК РФ )-18(4,2%); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ)- 11 ( 2,6%); разбой (ст. 162 УК РФ)- 10 (2,35%); угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ)-8 (1,9 %); умышленное причинение средней тяжести здоровью (ст.112 УК РФ) -6(1,4%) убийство (ст. 105 УК РФ)- 5 (1,2%); иные преступления- 71 ( 16,8%).

    За 12 месяцев 2006г. в отношении иностранных граждан и ЛБГ совершено 129 преступлений. Удельный вес преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданстква: ст.158УКРФ-48(37,2%); ст.161УКРФ-20(15,5%); ст.115, 116 УК РФ-9 (7%).

    В 2007 году ситуация изменяется в лучшую сторону. За 6 месяцев 2007 года иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 176 преступлений. (АППГ - 276). Снижение преступлений присутствует и составляет -36,2%. При этом подавляющее большинство преступлений совершено лицами без гражданства - 143 преступления (33,2%), гражданами Украины - 70 (39%) от общего числа преступлений), гражданами Узбекистана - 70 (39%), гражданами Молдовы -8 (5%), гражданами Армении - 6 (4%), гражданами Азербайджана - 5 (3%). Доля преступлений, совершенных иными иностранными гражданами, незначительна. Это обусловлено постоянной целенаправленной работой местных органов власти. В частности, организована общественная приемная при Общественной палате, которая информирует иностранных граждан на их национальных языках в части миграционного законодательства и оказания помощи при оформлении на работу. На постоянной основе происходят встречи с диаспорами.

    Значительное увеличение численного состава мигрантов, прибывших с территорий региональных конфликтов, стран с нестабильной внутриполитической, социально-экономической обстановкой их компактное расселение в отдельных районах области создает потенциальные условия для возникновения различных антиобщественных проявлений, способствует наполнению рынка труда дешевой, неквалифицированной рабочей силой, ущемлению интересов коренного населения, развитию криминальных тенденций, незаконной предпринимательской деятельности, а также предопределяет возможность ввоза и распространения инфекционных заболеваний, что может привести к обострению противоречий.

    Поскольку большинство трудовых мигрантов из мусульманских стран (т.е. совершенно разные культуры, менталитет), то их привлечение не может не приводить к обострению национальных противоречий. Для нашей области пока агрессия направлена не со стороны мигрантов (в большинстве случаев), а в их сторону, т.е. коренное население относится к мигрантам более негативно, чем мигранты к местным жителям. Это объясняется тем, что число мигрантов в нашей области незначительно.

    По мнению руководителя управления по труду Домнича А.М. нет необходимости в участии диаспор этнических сообществ в регулировании внешней трудовой миграции, т.к. этнические сообщества замедляют процесс ассимиляции мигрантов в российском обществе. "Диаспоризация" не способствует интеграции приезжих в общество. Вместе с тем, начальник отделения Управления службу безопасности РФ по Воронежской области Стоволосов А.В. также считает, что участие диаспор этнических сообществ в регулировании внешней трудовой миграции и общественных движений необходимо. Диаспоры очень влиятельны, и их регулирующее вмешательство в решение вопросов миграции может способствовать наведению порядка. С ними, как представляется, надо сотрудничать.

    Большинство трудовых мигрантов ориентировано на диаспоры, создание кланов. Диаспоры поддерживают соотечественников, помогают решить проблемы с жильем и т.п. Кроме того, они помогают иностранцу не чувствовать себя совсем чужеродным элементом вне родины. Однако не все в политике диаспор бесспорно. Главная проблема в том, что трудовые мигранты заявляют о намерении приехать работать на короткое время, а пытаются остаться надолго, а то и навсегда. А диаспоры и кланы в этом помогают.

    Поток мигрантов сильно дифференцирован по своему составу. Прежде всего, различаются мигранты, переезжающие на постоянное место жительство и мигранты, временно пребывающие в стране в связи с трудовой деятельностью. Сильно различаются группы мигрантов по этническому составу, принадлежностью к той или иной религиозной конфессии, уровню образования и квалификации, профессиям, знанию русского языка и культуры страны и т.п.

    Пребывание мигрантов в чужой стране требует их адаптации к трудовым, социально-экономическим, социо-культурным и т.п. условиям принимающей среды. Адаптация представляет собой приспособление индивида к нормам социума, их интерриоризацию и активную деятельность в новой социальной среде. Можно выделить следующие виды адаптации мигрантов: трудовая, социально-экономическая, бытовая, социально-политическая, социально-культурная.

    Раньше всех в Воронежской области появились вынужденные переселенцы из республик Средней Азии. Массовый отъезд русскоговорящего населения из стран этого региона проходил в первой половине 90-х годов прошлого века. В Воронежскую область приехало на постоянное проживание более ста тысяч переселенцев. Более 80 % этого потока региональные власти направили в сельскую местность, в лучшем случае, в малые города районного подчинения. Бывшие архитекторы, инженеры, врачи, учителя и т.п. вынуждены сменить свою профессию. 71,5 % из опрошенных нами мигрантов в г. Борисоглебске Воронежской области работают не по специальности, переквалифицировавшись чаще всего в строителей. Происходит смена квалифицированного труда на малоквалифицированный. Значительной части мигрантов вообще не удалось трудоустроиться. В отдельных районах Воронежской области их доля достигает 30 %.

    Около половины опрошенных отмечают их обособленное от местного населения существование. Около 20 % указали на периодически возникающие культурные и бытовые конфликты.

    Остро стоит вопрос адаптации вынужденных мигрантов к ситуации на территориальном рынке труда и к условиям проживания. В результате анализа миграционной биографии опрошенных в ходе социологического исследования вынужденных мигрантов можно с достаточной долей условности выделить активную и пассивную формы адаптации.

    Активная стратегия адаптации в рамках своей профессии свойственна высококвалифицированным специалистам, нашедшим работу по специальности. Возможна активная адаптация через различные виды предпринимательской деятельности, как добровольной, так и вынужденной. Причем она может быть свойственна людям с различным образовательным уровнем. Достаточно активно идет адаптация и через получение нового или дополнительного образования. Такая стратегия свойственна социально мобильной части вынужденных мигрантов.

    Стратегия неактивной адаптации через поиск работы, соответствующей основной профессии, присуща группам переселенцев предпенсионного возраста, с большим стажем работы по профессии, с низким уровнем образования. Пассивно адаптируются через помощь и поддержку различных общественных институтов пенсионеры, инвалиды, хронические безработные с низким уровнем притязаний.

    Вызывают определенные сложности проблемы социокультурной адаптации мигрантов. Около половины опрошенных отмечают их обособленное от местного населения существование. Около 20 % указали на периодически возникающие культурные и бытовые конфликты.

    Сроки и характер адаптации вынужденных мигрантов зависят от их трудоустройства, характера расселения по территории области. В настоящее время имеются крупные поселения по 540 – 300 семей, но доминируют средние (по 50 – 100 семей) и мелкие (по 1 – 20 семей). Значительная часть мигрантов объединена в поселенческие организации, заботящиеся о создании рабочих мест, трудоустройстве своих членов, что минимизирует безработицу до 2 – 3 %. А среди индивидуально обустраивающихся мигрантов она достигает 21,4 %.

    В области еще не решены проблемы вынужденных переселенцев (с начала этого потока прошло уже почти 20 лет), а ситуацию начинает усугублять трудовая этническая, порой нелегальная миграция. В Воронежскую область приезжают, в основном, трудящиеся их приграничной Украины, а так же Молдовы, Таджикистана, Азербайджана и Армении. Многие пытаются закрепиться на постоянное место жительства, в том числе и нелегально.

    Миграционные потоки меняют этнический состав принимающей территории, обостряют межнациональные отношения, криминализируют обстановку в местах компактного проживания. По данным социологического опроса, проведенного с участием автора в 2006 г. в Воронежской области, 70,0 % респондентов высказалось против привлечения для работы в Воронежскую область людей из других регионов и стран, поскольку отнимают рабочие места у местного населения (55,7%), усиливают конкуренцию за жилье (№№.*%), не уважают традиции, языка местных жителей (44,3%), что рождает конфликты [vi].

    Кроме этих ответов, респонденты говорят, что мигранты «это чуждый элемент, нужно вести хозяйство интенсивно, а не экстенсивно, тогда народа будет хватать» (1,7 %), «мигранты снижают престиж рабочих профессий, т.к. у них ниже оплата и хуже условия труда» (0,8 %), «у нас хватает рабочих рук» (0,8 %), и т.д.

    Вместе с тем, многие респонденты понимают, что прием мигрантов в условиях депопуляции населения в области – дело неизбежное. Поэтому почти 30 % считают, что надо привлекать рабочую силу из других регионов, поскольку они делают работу, на которую не соглашается местное население (23%), вносят разнообразие в культуру (12,2), восполняют естественную убыль населения (14,7).

    Чаще других протестует против приема мигрантов население с бедственным материальным положением. Поэтому проблема приема мигрантов, прежде всего, предполагает решение внутренних социально-экономических вопросов, предоставление социальных гарантий коренному населению.

    По истечении 15 лет можно подвести некоторые итоги адаптации вынужденных переселенцев на территории Воронежской области. В целом ее можно считать неуспешной. Люди навсегда потеряли свои профессии, многие до сих пор живут в вагончиках. Более активная часть перебралась в Москву или Воронеж. Это, прежде всего, молодежь, уезжающая на учёбу в вузах. Оставшаяся часть старается не афишировать того, что они переселенцы, поскольку местное сообщество относится к ним скрыто враждебно. Можно предположить, что адаптация носит поколенческий характер, и только дети и внуки мигрантов адаптируются в новом социуме окончательно.

    Второй поток мигрантов, прибывших для постоянного проживания – это выходцы, в основном, из Азербайджана и Армении. У них сильны традиции клановости и адаптируются они частично, сохраняя свой национальный уклад и круг друзей в этническом землячестве.

    Временные работники, приезжающие в Воронежскую область на сезонные строительные работы задачи адаптации к местному сообществу перед собой не ставят.

    Для самих мигрантов пребывание в Воронежской области связывается с позитивными изменениями. В частности велико значение миграции в получении образования, росте профессиональной подготовки, повышении доходов, улучшении жилищных условий. Свобода передвижения у мигрантов не ограничена. Место проживания обычно выбирается по совету соотечественников, приехавших раньше. Как правило, иностранцы селятся компактно, снимают общее жилье.

    Недооценка социальных проблем мигрантов вызывает повышение миграционного оборота и текучести рабочей силы, обострение жилищной проблемы, ухудшение медицинского обслуживания, нехватку детских дошкольных учреждений, школ, в конечном счете – социальной напряженностью, проявляющейся в усилении противоречий между коренными жителями и мигрантами.

    Эффективной можно считать такую миграцию, в результате которой избыток рабочей силы, образующийся на одних территориях, перемещается в те районы, в которых существует недостаток рабочей силы. Тем самым миграция способствует более полному использованию трудового потенциала, структурным сдвигам в экономике, росту производительности труда.

    В результате социологического исследования была предпринята попытка создания образа идеального трудового мигранта. Обобщение мнений экспертов позволило сделать следующий вывод: идеальный трудовой мигрант должен, быть 25— 40 лет, специалист со среднетехническим или средним специальным образованием, желательно с опытом работы, женат, имеет детей, но семья живет в стране исхода. Для Воронежской области предпочтительны мигранты из стран СНГ и Балтии - бывшие сограждане, в большинстве своем владеющие русским языком и относительно хорошо представляющие условия жизни в нашей стране. Для производственных нужд пока предпочтительнее мигранты из Средней Азии, Молдовы и Украины, но постепенно там выправляется экономическая ситуация, уже стало меньше приезжать мигрантов вообще и квалифицированных – особенно. На рынках хозяйничают кавказцы.

    В реальности случаи приезда мигрантов с семьями редки. Мигранты приезжают заработать. Дома у них остаются семьи, которые надо кормить, ради которых они, собственно, и приехали в РФ на заработки. Мигранты понимают, что разместиться с семьей в чужой стране для них практически нереально. Исключение составляют эксклюзивные кадры, приехавшие по персональному приглашению.

    В первую очередь в области борьбы с незаконной миграцией целесообразно принять нормативные документы, детально регламентирующие порядок и условия содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых реализуется процедура выдворения или депортации. Решить вопрос о выделении специализированного помещения для содержания иностранных граждан по постановлению суда до выдворения (депортации), Кроме того, необходимо увеличить финансирование деятельности территориальных органов федеральной миграционной службы на выдворение (депортацию) иностранных граждан, а также их содержание в специализированных помещениях до выдворения (депортации). Предусмотреть возможность использования ожидающих депортации лиц на общественно-полезных работах. Необходимо также ввести упрощенный порядок выдворения незаконных (нелегальных) мигрантов, в том числе не имеющих документов, удостоверяющих личность, без возможности обжалования действий по выдворению в судебном порядке.

    В целях урегулирования миграционных процессов, происходящих в регионе, в т.ч. трудовой миграции, оказания содействия иностранным гражданам в трудоустройстве, решения социальных задач в сфере привлечения соотечественников из-за рубежа в настоящее время в Администрации Воронежской области рассматривается вопрос создания ГУ «Центр трудовой мобильности и переселения». Указанный центр будет заниматься организацией рабочих мест для иностранных граждан (лиц без гражданства), прибывающих в установленном порядке на территорию Воронежской области с целью осуществления трудовой деятельности. Заметную помощь в работе с трудовыми мигрантами оказывает управление федеральной миграционной службы России по Воронежской области, негосударственные агентства занятости.

    Описанные результаты социологического исследования показывают, что в Воронежской области созданы предпосылки для расширения объемов привлечения работников из-за рубежа. Так, на 2009 год потребность в иностранной рабочей силе определена в количестве 13286 человек, что в два раза превышает квоту 2008 года. Следует учитывать, что для 82% из них получение визы не потребуется.

    Иностранные работники занимают свободную нишу и не являются конкурентами для наших безработных, и тем более для тех, кто желает улучшить условия труда и размер его оплаты.

    Динамика увеличения спроса на иностранную рабочую силу в последние годы подтверждается следующими показателями по области. Если в 2006 году количество внешних мигрантов едва превышало 2,0 тысячи человек, то в 2007 году в различных отраслях экономики трудилось 6,2 тыс. иностранцев, а квота 2008 года - 6045 человек - была исчерпана уже в первой половине года. С целью удовлетворения ранее заявленной потребности работодателей в иностранных работниках ГУ ГСЗН в начале июня 2008г. была сформирована дополнительная заявка на 4239 человек и направлена в Минздравсоцразвития РФ. Заявку удовлетворили. Однако, утверждённая правительством квота, поступила лишь в ноябре и по существу потеряла свою актуальность. Период уборки овощей и фруктов уже закончился. В это же время года по погодным условиям значительно снижаются и объёмы строительно-монтажных работ (строительство - основная отрасль, привлекающая мигрантов). В итоге дополнительная квота была востребована работодателями не полностью.

    В условиях финансового кризиса квота 2009 года на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу сокращена приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2008 № 777н с 13286 до 11553 человек.

    Резерв вакансий для безработных российских граждан увеличился на 1800 рабочих мест. Тем самым оказано содействие приоритетному трудоустройству российских граждан, в том числе из других регионов.

    Вместе с тем, в среднесрочной перспективе в условиях финансового кризиса расширение возможности трудоустройства для наших граждан за счет иностранцев не сможет в полной мере устранить необходимость привлечения и использования иностранной рабочей силы на рынок труда области.

    Изучение миграционных потоков позволяет принимать более обоснованные управленческие решения при разработке стратегии социально-экономического развития региона.

    Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что миграционные потоки в Воронежскую область имеют слабый креативный потенциал, поскольку востребована рынком труда, в основном, малоквалифицированная рабочая сила. Но развитие инновационных технологий в различных сферах деятельности способствует созданию условий для формирования потребности в высококвалифицированных специалистах и рабочих, что отразится на стратегических ориентирах и текущих задачах миграционной политики. Позитивность влияния миграционных процессов на креативность региона будет способствовать решению социальных проблем в условиях динамично меняющейся экономической среды.

    [i] См. Бейлин И.Ф. «Креативный кластер» как инструмент повышения инвестиционной привлекательности города // Стратегии и ресурсы развития крупных городов Центра России: материалы международной научной конференции – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2008. – С. 8 - 9

    [ii] Пилясов А., Колесникова О. Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ. Вопросы экономики, № 9, 2008, С. 52, 66.

    [iii] Пилясов А., Колесникова О. Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ. Вопросы экономики, № 9, 2008, С. 65.

    [iv] Опрос проводился авторами в июне 2008 г. в рамках проекта МИОН «Трансграничные миграции»

    [v] Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Этнические группы мигрантов и конфликты в анклавных рынках труда // Социологические исследования. – 2005. - № 3. – С. 39

    [vi] Опрос проводился в рамках проекта МИОН «Будущее России: взгляд из центра и регионов. Социальная сфера»



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Здесь будет кластер заложен //Независимая газета. – 2008. - № 37. – 26 февраля. – С. 2.
    2. Портер М. Конкуренция. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.
    3. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой //Вестник КРСУ, 2002 - №3.
    4. Leamer E.E. Souses of International Comparative Advantage: Theory and Evidence / Cambridge, MIT Press, 1984.
    5. Tolenado J.A.Propjs des Filires Industrielles. - Revue d'Economie Industrielle. - V. 6. - 1978. - .№ 4. - P. 149-158; Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical. - Annales des Mines, Janvier 1989. - P. 21-28.
    6. Dahmen E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 1919-1939. - Stockholm, 1950.
    7. Четырбок Н.П. Кластерная политика как метод активизации инновационных процессов в регионах Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: Н 34 Материалы республиканской научно-практической конференции (Гродно, 19–20 октября 2005 г.). — Мн.: ГУ «БелИСА», 2005.
    8. Traxler H., Luger M. Business and the Internet: implications for firm consequences of IT for location and clustering // Comparative Journal of Policy Analysis, 2000. - № 2(3). – p. 279-300.
    9. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать?//Институт региональных инновационных систем. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.innosys.spb.ru/?tpl=Print&id=791&folder=100.
    10. Кризисом по кластеру //Эксперт – Северо-Запад. – 2009. – 02 февраля