Потребительский рынок Беларуси: необходимость взаимодействия торговли и производства

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
1. Одним из основных показателей оценки состояния потребительского рынка является розничный товарооборот. В Республике Беларусь его общий объем за январь-сентябрь 2003 г. составил 10342,5 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 8.8% больше соответствующего периода прошлого года. Наиболее динамично развивался товарооборот рынков, его доля в общем обороте республики составила 35%, что на 1 процентный пункт выше уровня прошлого года.

Ключевые слова:

оптовая торговля, экспортоориентированное производство, торговля, Республика Беларусь, потребительский рынок, товарооборот
Цитировать публикацию:
Потребительский рынок Беларуси: необходимость взаимодействия торговли и производства – С. 229-230.

Potrebitelskiy rynok Belarusi: neobkhodimost vzaimodeystviya torgovli i proizvodstva. , 229-230. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




1. Одним из основных показателей оценки состояния потребительского рынка является розничный товарооборот. В Республике Беларусь его общий объем за январь-сентябрь 2003 г. составил 10342,5 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 8.8% больше соответствующего периода прошлого года. Наиболее динамично развивался товарооборот рынков, его доля в общем обороте республики составила 35%, что на 1 процентный пункт выше уровня прошлого года.

2. Объем розничного товарооборота в республике растет более высокими темпами, чем отечественное производство товаров, являющееся основным источником товарного предложения. За январь-сентябрь 2003 г. объем производства потребительских товаров в сопоставимых ценах по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возрос на 5.6%, в т.ч. по товарам легкой промышленности только на 3.3%. Из 33 основных учитываемых органами статистики групп непродовольственных товаров снижение произошло по 23. Снизилось производство тканей, чулочно-носочных изделий, продукции швейной промышленности, обуви и ряда других товаров из-за их невостребованности торговлей и по другим причинам.

3. За последние 2-3 года товары белорусской легкой промышленности стремительно теряют конкурентоспособность даже на своем внутреннем рынке. Значительная часть отечественных товаров не устраивает покупателей по уровню моделирования, дизайну, использованию новейших материалов, упаковке, а нередко и по цене. Недостаточно производится товаров для молодежи и подростков, узкий ассортимент нарядной и остромодной одежды, обуви и других товаров. В итоге в товарном обеспечении торговли увеличивается доля импортных товаров, в середине 2003 года она составила по непродовольственным товарам 27 %.

4. Снижение конкурентоспособности белорусских товаров происходит под грузом проблем, накопившихся у производителей в течение многих лет. Особенно в тяжелом положении в настоящее время находится легкая промышленность. В структуре её станочного парка более 60% оборудования со сроком службы более 10 лет, используемые технологии приобретаются в основном за рубежом, слабая собственная сырьевая база. У предприятий отрасли крайне недостаточно собственных оборотных средств, более половины их относится к категории устойчиво неплатежеспособных. Нужна программа поддержки предприятий легкой промышленности (дешевые кредиты, льготные условия лизинга, налоговые льготы и др.), желательно привлечь в отрасль иностранный капитал с современными технологиями.

5. Есть еще важная причина, по которой торговые предприятия Беларуси теряют интерес к отечественным производителям товаров – это неудовлетворительные условия поставок. Товары предлагаются в основном на самовывоз, очень сжатые сроки оплаты за полученные товары, без учета времени их реализации. Производителями часто нарушаются сезонные сроки поставок, нередко не выполняются заявки торговых предприятий относительно моделей изделий, размеров и ростов, цветовой гаммы. Потребности торговли в товарах легкой промышленности, пользующихся спросом, промышленными предприятиями в большинстве случаев выполняются на 30-80%, предпочтение в поставках товаров лучшего качества отдается экспорту. Расходы по уценке нереализованных товаров полностью ложатся на торговые предприятия.

6. Торговля Беларуси продолжает работать в условиях квотирования рада товаров, которое применяется взамен рыночных фондов и сохранено на 2004 г. (Кстати, ни в одной из стран СНГ нет ничего подобного). Ранее, когда белорусские товары пользовались спросом за пределами республики, в квотах была заинтересована торговля для насыщения внутреннего рынка. В настоящее же время квотирование превратилось в средство давления на нее для гарантированного сбыта товаров отечественного производства не лучшего качества и ассортимента. В результате средняя оборачиваемость товаров легкой промышленности достигает 190-200 дней и имеет тенденцию к замедлению. Считаю, что дальнейшее сохранение квотирования товаров, поставляемых на внутренний рынок, будет негативно сказываться на повышении конкурентоспособности белорусских товаров.

7. Имеются также претензии и у производителей к торговле, которые отмечают её нерасторопность, недостаточное знание спроса покупателей, а, главное, несвоевременность расчетов за поставляемые товары, что ставит промышленные предприятия в очень тяжелое финансовое положение. Высокая дебиторская задолженность не позволяет им обновлять оборудование, полностью обеспечивать закупки сырья и материалов, своевременно обновлять ассортимент.

8. Учет взаимных экономических интересов торговли и отечественных производителей – объективная необходимость. Следует разработать систему мер, способствующую дальнейшему развитию потребительского рынка. К ним, по нашему мнению, можно отнести создание экономических условий для заинтересованности торговли работать с отечественными товарами через ценовую и тарифную политику; восстановление в полной мере общепринятой в мире системы "производство – крупный опт – магазин"; совершенствование системы ценообразования, в том числе отмену налога с продаж; дальнейшее развитие конкурентной среды. Их осуществление позволит более гармонично сочетать интересы производства и торговли в целях более полного удовлетворения спроса покупателей.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Селюков В. К., Гончаров С. Г. Управление рисками. Ипотечная сфера. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001.
2. Уотшем Т. Дж., Паррамоу К. Количественные методы в финансах: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
3. Левин Б. Р. Теоретические основы статистической радиотехники. – М.: Советское радио, 1968.
4. Теоретические основы радиолокации./ Под ред. Я. Д. Ширмана. – М.: Советское радио, 1970.