Научные библиотеки будущего

Стефан В.
Using Journal Article Tag Suite Extensible Markup Language for Scholarly Journal Articles Written in Korean - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Стефан В.1
1 Университетская библиотека г. Штутгарт

 Скачать PDF

Аннотация:

Этот доклад был представлен на конференции АРБИКОН в Санкт-Петербурге в 2014 году. Публикуется с разрешения автора.

Ключевые слова:

базы данных, национальный язык, наука и медицина, журнал открытого доступа, journal article tag suite, XML
Цитировать публикацию:
Стефан В. Научные библиотеки будущего // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 14-15. – doi: 10.18334/np43133

Stefan, V. Using Journal Article Tag Suite Extensible Markup Language for Scholarly Journal Articles Written in Korean. Scholarly Communication Review , 14-15. doi: 10.18334/np43133 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В результате значительных изменений социальных парадигм, обусловленных усилением технологических обменов, возросшими ожиданиями (как со стороны студентов и ученых, так и со стороны управленцев и прочих пользователей), а также вследствие глобальной рецессии научные библиотеки оказались в том положении, когда их роль должна быть принципиально переосмыслена. Поскольку в распоряжении научных библиотек довольно часто оказывается весьма ограниченный бюджет, их сотрудникам приходится решать, как, несмотря на сокращение выделяемых средств и рост расходов (например на периодические издания и базы данных), продолжать предоставлять свои услуги в полном объеме.

Список далеко не самых оптимальных возможностей может быть очень длинным: от сокращения часов работы, увольнения сотрудников и уменьшения объема информационного обеспечения вплоть до переноса необходимых ремонтных работ в зданиях на другой срок.

Разумеется, несмотря на все это, сотрудники библиотек стараются приспособить свои услуги к растущим требованиям читателей. Чтобы выжить в новых условиях, они должны запустить процесс преобразования и поставить перед собой непростые задачи в сфере как социальной, так и технологической.

Какие пути возможны?

Как и всегда в подобных требующих изменений ситуациях не существует единого простого решения, а есть огромное количество возможностей. По крайней мере с начала XXI века уже ведется широкая дискуссия о возможных направлениях развития в данной области – и эта дискуссия может обеспечить нас примерами и возможными путями разрешения проблемы.

В центре внимания при этом находится так называемое design thinking [1], проектировочное мышление – итерационный процесс, упрощающий инновации либо создающий для них необходимые предпосылки.

В рамках данного процесса, в частности, университетские библиотеки рассматриваются как центральная единица, в которой студенты и ученые находят для себя в одинаковой степени и учебные помещения, и места для социальной коммуникации, и всевозможные ресурсы, помогающие им включаться непосредственно в образовательный процесс.

Идея заключается в том, что в конечном итоге библиотека вновь станет ключевым местом обучения во всем университетском кампусе – как в физическом, так и в виртуальном отношении.

Необходимо лучше исследовать то, насколько глубоко этот процесс можно применить в других типах научных библиотек. Исходя из собственного опыта, мы можем утверждать, что по крайней мере студенты хорошо восприняли возможности расширенных помещений либо даже интересуются их дальнейшим расширением.

Однако каким образом библиотеки могут вновь добиться положения, при котором они играют ключевую роль в кампусе (и, возможно, даже за его пределами)?

Согласно исследованиям Белла и Шанка (2007) [2] они должны соответствовать ожиданиям пользователей как минимум в трех областях, так называемых «трех D»: designing learning spaces (создание пространств для обучения), interfaces (интерфейсы) и digital technology places (места, оборудованные вычислительной техникой).

В каждой их этих областей должен быть применен процесс design thinking, который всегда учитывает непосредственно желания и потребности конкретного студента и в основе которого должны лежать три этапа:

1. Повышение ожиданий;

2. Предложение вариантов решений;

3. Контроль использования и возможный переход на постоянную основу.

В последние годы неоднократно поднималась тема необходимости сотрудничества в сфере информационного менеджмента. В сущности, речь идет о стимулировании создания инновационных центров приобретения знаний в рамках интегрированного информационного менеджмента. Имеется в виду сведение виртуальных путей доступа к информации с физическими службами – для пользователя это означает, что все услуги он будет получать в одном месте.

Идея единого пути доступа к информации – это, вне всяких сомнений, то, чего пользователь ожидает, обращаясь за той или иной услугой. Однако до настоящего времени эта идея пока слишком слабо выражена в пространственном отношении. Если же последовательно проработать ее до самого конца, библиотеки, возможно, превратятся в центры предоставления услуг, которые будут обеспечивать студентов не только пространством для учебы, встреч и отдыха, но и всеми возможными технологиями, необходимыми в процессе обучения или повышения квалификации. Выражаясь иными словами – как посетитель сможет воспользоваться различными новыми средами и программами, не переходя при этом из одного места или здания в другое по техническим соображениям? С этой точки зрения именовать подобные пространства «центрами обучения» было бы не со всем правильно.

Резюме

Если библиотеки и в будущем хотят сохранить за собой статус центрального места обучения, они должны многократно усилить свои действия в направлении пользовательских ожиданий и еще более интенсивно, чем раньше, подчеркивать свою роль как центра социальной жизни.

Растущая потребность в инвестициях как в благоустройство зданий, так и в необходимые для обучения технологии, а также потребность в организации пространства в напряженных условиях и с минимальными затратами – все это ставит руководство библиотек и лиц, ответственных за материальное обеспечение, перед задачей заново переосмыслить услуги, которыми будут обеспечивать пользователей оснащенные новыми технологиями учебные помещения, а также способы их использования.

Будут ли вложены средства в организацию библиотек как современных учебных центров в будущем, зависит в первую очередь от того, удастся ли сотрудникам библиотек путем составления презентаций с перечислениями прозрачных условий убедить своих спонсоров в необычайно высокой привлекательности подобной организации.

При этом неизбежно встанет вопрос о том, в какой степени можно будет рассматривать библиотеки с функцией «центр обучения» как преимущество перед конкурирующими учебными заведениями. Во времена, когда расходы на персонал и закупки для традиционных библиотечных отделов ставятся под сомнение спонсорами и теми, от кого зависит принятие решений, концепция гибридной библиотеки должна быть основательно подкреплена и обоснована.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Bell, Steven und Shank John. Academic Librarienship by Design: A Blended Librarian’s Guide to the Tools and Techniques, Chicago: American
Library Association, 2007.

Designing Better Libraries Blog. Режим доступа: http://dbl.lishost.org.