Роль информации и библиотек в развитии педагогической науки и образования

Маркарова Т.С.
The Role of Information and Library in Development of Pedagogy and Education - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Маркарова Т.С.1
1 Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

 Скачать PDF

Аннотация:

В современном научном сообществе большую роль играют степень и качество информационного сопровождения и обеспечения деятельности ученых. Уровень профессиональных достижений отечественной педагогики и модернизация системы российского образования диктуют необходимость создания научно-образовательного пространства, отвечающего современным требованиям и способствующего развитию и оптимизации педагогической науки. Однако инновационные процессы должны происходить с учетом законов традиционной науки и с соблюдением принципа преемственности.

Ключевые слова:

кластерный анализ, модернизация образования, новые информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникативное взаимодействие, инфосфера, семантическая обработка, теория информации, педагогическая информация, интеграционные процес
Цитировать публикацию:
Маркарова Т.С. Роль информации и библиотек в развитии педагогической науки и образования // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 31-34. – doi: 10.18334/np35103

Markarova, T.S. The Role of Information and Library in Development of Pedagogy and Education. Scholarly Communication Review , 31-34. doi: 10.18334/np35103 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Сегодня «модернизация» – ключевое слово в современном российском лексиконе. Особую значимость модернизация приобретает в науке. При этом толкование этого термина имеет достаточно широкий диапазон. В узком смысле под модернизацией понимается прежде всего придание научно-практическим процессам инновационного характера. В широком понимании и, на наш взгляд, более корректном, речь идет о необходимости достаточно серьезных системных изменений во всех фундаментальных и отраслевых сферах научной жизни общества с соблюдением принципа преемственности традиций. Еще одной характерной особенностью современной науки является усиление интеграционных процессов.

В процессе модернизации педагогической науки и образования происходит совершенствование научной деятельности и образовательного процесса как на основе гармоничной интеграции педагогических традиционных и инновационных технологий, так и в не меньшей мере на основе использования новых информационно-коммуникационных технологий в создании и распространении научно-образовательной информации.

В эпоху развития информационного общества в России совершенно правомерно говорить о существовании инфосферы и о разработке информационно-коммуникативного взаимодействия как актуальнейшей из задач государства. Накопленные обществом массивы информации превосходят необходимые для ее обработки индивидуальные возможности человека. Это явление, получившее название «информационного кризиса», заключается в том, что пользователь в состоянии ознакомиться с ничтожно малым количеством источников, вышедших в последнее время и отражающих актуальные проблемы определенной научной отрасли. Понятие «наука» в настоящее время определяется как сфера исследовательской деятельности человека, функцией которой является выработка и систематизация информации об объектах самого разнообразного характера. С середины 20-го столетия наблюдается интенсификация исследований, происходящих на стыке наук. Увеличение направлений исследований привело к лавинообразному росту получаемой информации, динамика которой изменяется по экспоненте. Специалистам различных профессий приходится решать многочисленные задачи, отличающиеся большой интеграционной (междисциплинарной) направленностью и слабой информационной структурированностью. Перспективы в разрешении «информационного кризиса» связаны, прежде всего, с возможностями обработки информации с учетом информационно-коммуникационных технологий и предоставлением оперативного доступа к ней в различных режимах с набором универсальных и специфических сервисных решений.

Если раньше (80-е годы прошлого столетия) ученые, особенно западные, уделяли особое внимание экономической и социальной сферам информационного общества, проблемам власти и управления, то теперь (и это в большей степени характерно для российской науки) концепция информационного общества разрабатывается с акцентом на проблемы образования. При переходе к информационному обществу, инфраструктуру которого составляют информационные и телекоммуникационные сети, происходит качественное изменение всех сфер жизни общества, а также его системы ценностей. Знание, информация, образование выступают системообразующими ценностями, без которых невозможно существование информационного общества. По нашему мнению, в содержание понятия «педагогическая информация» входят как культурно-исторический научный пласт, так и становление и развитие современной образовательной системы с новейшими педагогическими концепциями, проблемами и разработками. Научно-информационные процессы, с точки зрения философской методологии, взаимообусловлены и многофакторны, и такое раскрытие понятия «педагогическая информация» позволяет учитывать все научные факторы и достижения и построить четкую причинно-следственную связь между историей педагогики и современным состоянием педагогической науки. И если ученые-педагоги разрабатывают научные методологии и концепции (т.е., создают и потребляют научную информацию), то библиотеки призваны обеспечивать и поддерживать информационную составляющую научной деятельности. Актуальным становится реализация новых моделей учебного процесса, ориентация на самостоятельную работу потребителей образовательных услуг, коллективные формы обучения, формирование образовательных потребностей и компетентностей [1]. В современной практико-ориентированной теории информации условно можно выделить три уровня существования и функционирования информационных процессов:

• уровень накопления информации (сбор, хранение и сохранность);

• уровень обработки информации (систематизация, кодирование);

• уровень моделирования информации (структурирование, семантико-синтаксическое сопровождение информационных блоков);

• уровень сервисных технологий (предоставление оперативного доступа к информации, набор поисковых функционалов).

В современную эпоху кибертехнологии (информационно-коммуникационные технологии) активно применяются не только в сфере информационных услуг, но и в информационном обеспечении науки, образования и почти всех отраслей производства [2]. Это значительно облегчает обработку, сортировку, хранение информации и способствует эффективному обмену информационными ресурсами между различными организациями, странами и пользователями. Данная технологическая задача решена путем:

• разработки универсального конвертера, позволяющего преобразовывать исходные тексты наиболее популярных форматов в обычный плоский текст;

• разработки автоматизированного алгоритма формирования логико-лингвистического портрета (ЛЛП) текстового фрагмента;

• разработки адаптивного рубрикатора библиографии (АРБ) и программного обеспечения для его сопровождения и использования;

• увязки указанных новых элементов в единый технологический процесс.

Это существенно повышает производительность труда как на этапе ввода данных, так и в процессе анализа найденных текстовых фрагментов и является подготовительным, но необходимым этапом семантической обработки текста. Семантическая обработка означает:

• обработку неструктурированной информации из различных источников;

• единый визуальный интерфейс пользователя и унифицированная технология создания и ведения документов;

• многофункциональность доступных видов аналитической обработки текста;

• автоматическое аннотирование статей;

• автоматическое рубрицирование источников;

• динамический анализ тематической структуры текстов (кластерный анализ);

• создание семантических карт связей объектов;

• частотный анализ информационных материалов.

В этих условиях задачей научной педагогической академической библиотеки, такой как ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО, является комплексная поддержка новых информационных технологий и телекоммуникаций в сфере образования и педагогической науки России, информационное обеспечение инновационного цикла создания наукоемкой продукции и технологий, системы его (цикла) поддержки управления. Цель данной задачи – построение единого информационно-образовательного пространства путем межведомственной, межкорпоративной, междисциплинарной координации и интеграции как ресурсов, так и специалистов (создателей и пользователей) [3].

Единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП) понимается нами как интегрированное средство накопления, хранения, обработки и распространения информации, педагогически целесообразно организованное. Единство системы научно-педагогической информации достигается путем соблюдения следующих условий:

• выделение информационного объекта, создание его имиджа;

• проведение лингвистического анализа, создание базы метаданных;

• классификация информационных объектов;

• описание информационных объектов;

• определение параметрических характеристик объекта;

• создание базы данных информационных объектов с учетом системных спецификаций.

Следовательно, современные тенденции развития российского образования ставят перед создателями и распространителями образовательно-информационных ресурсов, в частности, перед отраслевыми (педагогическими) библиотеками, задачу формирования такого единого образовательного научно-информационного потенциала, который был бы адекватен современным возможностям мирового информационного развития, включая вопросы, связанные с расширением национального информационно-образовательного пространства, повышением эффективности использования научно-образовательных информационных ресурсов и активизации информационного сотрудничества в научно-педагогической деятельности.

Контентно-ресурсное наполнение ЕИОП должно ориентироваться на основные приоритетные направления современной педагогической науки и развитие образования. Например, такие как:

• прогнозирование и проектирование инновационных процессов в образовании;

• оценка эффективности работы научно-педагогических и образовательных учреждений;

• выявление инновационного научно-педагогического потенциала;

• разработка концептуальной и методологической основы для учебных программ;

• мониторинг научной динамики и практико-ориентированных проблем современной педагогики;

• определение рыночного сегмента – групп реальных и потенциальных пользователей по конкретным признакам в соотношении с ресурсным объемом ЕИОП, конкретными потребностями пользователей и формой обслуживания.

Как и всякая система, система образования имеет инфраструктуру, включающую, как правило, объективно складывающуюся совокупность образовательных учреждений, органов управления образованием, академических учреждений, ресурсных центров и других образовательных организаций, находящихся во взаимодействии друг с другом, поддерживаемым информационно-коммуникационной структурой, которой, на наш взгляд, может стать единое информационно-образовательное пространство.

Базовыми критериями библиотечноинформационного сервиса в условиях единого информационно-образовательного пространства, на наш взгляд, являются:

• ситуационная полезность для пользователя;

• комфортность (удобство получения/пользования информацией);

• избирательность (адресность, индивидуализация вплоть до персонификации, приобретает особую актуальность в условиях академических библиотек);

• стабильность (постоянный характер информационного обслуживания);

• особый уровень качества;

• оперативность предоставления информации;

• гибкость (приспособляемость) но -менклатуры в соответствии с динамикой потребительского спроса;

• исчерпывающая полнота запрашиваемой информации;

• объективная социальная и/или экономическая выгода для библиотеки [4].

Итак, одной из сущностных целей деятельности специализированной академической библиотеки, такой как ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО, становится обеспечение дружественной, комфортной коммуникационной среды, способствующей оптимизации научно-педагогической и образовательной деятельности; корректному научному общению как внутри одной коллаборации, так и в межотраслевом сообществе. Наиболее эффективно и оперативно эта цель достигается благодаря объединению доступных интеллектуальных и материально-технических ресурсов, а также вследствие особой настроенности на позитивные результаты.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Баврин П.А Методика оценки эффективности применения информационных ресурсов в учебном процессе [Электронный ресурс]. – URL: http://humanities.edu.ru.

Винер Н. Информатика, язык и общество. – М.: Наука, 1983. – С. 238–248.

Электронное информационное пространство для науки, образования, куль туры: материалы Всероссийской Интернет-конференции, Региональной научно-практической конференции, 14–15 октября 2008 г. – Орел, 2008. – 168 с.

Клюев В.К. Управленческая экономика российской библиотеки. – М., 2007. – 384 с.