Evaluation of Socio-Economic Efficiency of Higher Professional Education

Гаврилова Е.В.

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 / October, 2012

Please, cite as:
Gavrilova E.V. Otsenka sotsialno-ekonomicheskoy effektivnosti vysshego professionalnogo obrazovaniya // Kreativnaya ekonomika. – 2012. – Tom 6. – № 10. – S. 54-58.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=17964048
Cited: 5 by 07.12.2023

Abstract:
Author brings feasibility of evaluation methods of socio-economic efficiency of higher education. It is offered to use evaluation method with utilization of criterias of economy development performance, population life quality, universities competitiveness on international market and expenses for university financing.

Keywords: competitiveness, knowledge economy, market environment, evaluation of socio-economic efficiency of higher professional education



Методологии оценки социально-экономической эффективности высшего образования в настоящее время уделяется много внимания. Об этом свидетельствуют публикации многочисленных авторов, в том числе К.К. Арабян, А.Н. Боевой, Ю.А. Кочаргина, В.В. Лукашевича, И.В. Мещеряковой, Н.Е. Симоновой и Р.Ю. Симонова и др. Однако предлагаемые методы имеют существенные недостатки. Это, в частности, отсутствие комплексного подхода, что не позволяет одновременно учитывать влияние высшего образования на развитие экономики и на повышение уровня и качества жизни населения; игнорирование критерия конкурентоспособности вузов, который в условиях глобализации рыночного пространства и коммерциализации высшего образования приобретает особое значение; недостаточная информативность результатов оценки.

Исключение повышает достоверность

В целях совершенствования оценки социально-экономической эффективности высшего образования предлагается подход, в основе которого используется кратная модель, где в числителе – критерии эффекта высшего образования, а в знаменателе – критерий затрат. Модель предусматривает дифференцированное исключение в процессе оценки влияния факторов рыночной среды, для чего используется метод аналитического выравнивания показателей динамического ряда. Дифференциация влияния факторов в данном случае необходима для того, чтобы исключить наложение влияния одного фактора на другой и повысить достоверность результатов. Формула для оценки имеет вид:

1

где Эв – комплексный показатель социально-экономической эффективности высшего образования, скорректированный на влияние факторов рыночной среды; ΔR– разница между фактическим (R) и расчетным (Rˊ) значением критерия развития экономики; ΔJ– разница между фактическим (J) и расчетным (Jˊ) значением критерия уровня и качества жизни населения; ΔW– разница между фактическим (W) и расчетным (Wˊ) значением критерия конкурентоспособности вузов; S – критерий затрат на финансирование высшей школы.

Критерии отражаются в показателях

Определение комплексного показателя социально-экономической эффективности высшего образования с учетом дифференцированного влияния факторов рыночной среды предполагает использование алгоритма:

1. Расчет показателей, характеризующих критерии социально-экономической эффективности высшего образования (табл. ).

Таблица

Критерии и показатели социально-экономической эффективности высшего профессионального образования

Критерии
Показатели
Примечание
Развитие экономики
ВВП на одного занятого в экономике, тыс. руб. на 1 занятого
Отражает общий уровень развития отраслей экономики
Потенциальная производительность труда в промышленности, тыс. руб. на 1 занятого
Демонстрирует эффективность производства. Рассчитывается как отношение фактической производительности труда в РФ к средней производительности труда по группе экономически развитых стран (США, Японии, Франции, Германии, Великобритании)
Рентабельность в обрабатывающей промышленности, %
Иллюстрирует эффективность производства, прибыльность изготовления продукции в отраслях с наибольшей долей добавленной стоимости
Фондоотдача в промышленности
Отражает эффективность производства, степень загрузки производственной мощности, конкурентоспособность используемых технологий
Количество созданных новых технологий, ед.
Демонстрирует внедрение достижений научно-технического прогресса
Уровень и качество жизни населения
Средняя заработная плата в экономике, руб.
Иллюстрирует уровень жизни населения. Рассчитывается по формуле средней взвешенной арифметической с учетом доли занятых и уровня заработной платы в отдельных отраслях экономики
Коэффициент стратификации
Характеризует социальное расслоение. Рассчитывается как величина, обратная доли населения с доходами ниже прожиточного минимума
Количество выданных кредитов в иностранной валюте, млн. долларов США
Отражает кредитоспособность населения
Объем услуг связи на 1 жителя, млн. руб.
Иллюстрирует удовлетворение вторичных потребностей
Количество автомобилей на 100 домохозяйств, ед.
Характеризует возможность населения приобретать дорогостоящее имущество
Жилая площадь на 1 жителя, кв. м.
Конкурентоспособность вузов
Доля иностранных студентов в общей численности студентов
Иллюстрирует внешний спрос на образовательные услуги
Коэффициент безработных с высшим образованием в обшей численности безработных
Отражает востребованность специалистов с высшим образованием
Выпуск из аспирантуры и докторантуры с защитой диссертации, чел.
Характеризует научный потенциал вузов
Затраты на образование
Объем государственных и частных затрат
Рассчитывается исходя из численности студентов и стоимости затрат на обучение 1 студента (60200 руб.) в сопоставимых ценах
2. Расчет критериев социально-экономической эффективности (R, I, W) по фактическим данным с использованием формулы

2

где Кi– i-й критерий; Тio – значение оцениваемого i-о единичного показателя; Тib – значение i-ого единичного показателя, выбранного в качестве базы для сравнения; N – количество показателей в оценке.

3. Определение расчетных значений критериев социально-экономической эффективности высшего образования (Rˊ, Iˊ, Wˊ). Последовательность определения включает этапы: выбор факторов, влияющих на социально-экономическую эффективность, на основе расчета коэффициентов корреляции между показателями, характеризующими критерии эффекта, и показателями, характеризующими факторы рыночной среды; построение трендов для определения функций, где переменными Х выступают факторы, влияющие на социально-экономическую эффективность, а переменными У – показатели социально-экономической эффективности высшего образования; определение расчетных значений показателей социально-экономической эффективности на основе выявленных функциональных зависимостей; определение критериев по расчетным значениям показателей социально-экономической эффективности высшего образования по формуле 2.

4. Расчет скорректированного значения комплексного показателя социально-экономической эффективности высшего образования дифференцированно по отдельным факторам по формуле 1.

Закономерности подтверждают адекватность

Для апробации метода был проведен расчет комплексного показателя социально-экономической эффективности высшего образования в РФ по данным за 1998–2011 гг. с временным лагом инвестиций в высшее образование 3 года. Для отражения степени влияния факторов рыночной среды на уровень развития экономики и качество жизни населения использовались политико-экономические, характеризующие инвестиционные процессы (показатель объема инвестиций), внешнеэкономическую конъюнктуру (показатель объема экспорта), предпринимательский климат (показатель дли малых предприятий в общей численности предприятий).

Из полученных данных видно, что закономерность изменения фактического значения комплексного показателя социально-экономической эффективности совпадает с закономерностями изменения его скорректированных величин с учетом влияния факторов рыночной среды (коэффициенты корреляции не менее 0,89), что может свидетельствовать об адекватности модели.

Результаты оценки позволяют сделать вывод о снижении соотношения эффект/затраты в высшем образовании к 2011 году по сравнению с началом 2000-х гг., что возможно связано с увеличением количества высших учебных заведений и обучающихся. Так, по сравнению с 2000 г. количество высших учебных заведений в 2011 г. увеличилось в 1,2 раза, а количество студентов – в 1,5 раза [1]. Значительное влияние на социально-экономическую эффективность высшего образования оказывают все исследуемые факторы [4]. Но более заметно влияние инвестиционных процессов и внешнеторговой конъюнктуры, что может быть связано с особенностями проводимой в РФ экономической политики.

Выводы

Предложенная модель в отличие от других имеет следующие преимущества: используется комплексный подход в оценке с широким кругом показателей; учитывается временной лаг вложения инвестиций в высшее образование; обеспечивается возможность проведения анализа эффективности с учетом влияния многообразных факторов рыночной среды.


Страница обновлена: 13.05.2024 в 23:10:08