Реализация экономических интересов субъектов малого предпринимательства в условиях формирования инновационной экономики

Рассказова Н.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (49), Январь 2011

Цитировать:
Рассказова Н.В. Реализация экономических интересов субъектов малого предпринимательства в условиях формирования инновационной экономики // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 1. – С. 75-81.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578234
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В инновационной экономике экономические интересы субъектов малого предпринимательства реализуются в сферах производства знаний и научных разработок, производства и потребления инновационной продукции. Однако скромные показатели инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства в России свидетельствуют о том, что потенциал малого предпринимательства в процессе формирования и развития инновационной экономики полностью не реализован.

Ключевые слова: малый бизнес, инновационная экономика, малое предпринимательство, экономические интересы



Перспективы социально-экономической эволюции России определяются возможностями развития экономики по инновационному сценарию. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» в качестве одного из условия перехода к инновационной экономике выделяется создание благоприятной предпринимательской среды, способствующей повышению инициативы, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. В этой связи актуальным является анализ экономических интересов субъектов малого предпринимательства в процессе формирования и развития инновационной экономики.

Формы малые, а дела большие

Малое предпринимательство занимает важное место в формирующейся инновационной экономике. Оно выступает в качестве производителя знаний, связующего звена между теоретическими разработками и производством новой продукции, обеспечивает коммерциализацию, трансферт знаний и технологий, выводит на рынок новые товары и доводит их до потребителя, само является потребителем новых технологий.

Обладая такими свойствами, как гибкость, мобильность, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, субъекты малого предпринимательства проходят первыми этапы инновационного процесса и подготавливают почву для промышленного освоения продукции крупным бизнесом, обладающим значительными финансовыми и производственными возможностями. Это свидетельствует о том, что экономические интересы малого бизнеса могут реализовываться в сфере потребления и производства инновационных товаров и услуг, производства и передачи знаний.

Производство инновационных товаров связано с развитием малых инновационных предприятий.

Реальные масштабы современного малого инновационного предпринимательства в России оценить довольно сложно ввиду отсутствия четкого статистического учета. По различным источникам, в 2002-м году в научно-технической сфере было зарегистрировано 30 тысяч малых инновационных предприятий с численностью занятых 160 тыс. человек, в 2003-2004 гг. – более 100 тыс. таких предприятий с численностью около 1 миллиона человек.

Росту количества малых инновационных предприятий способствовала положительная динамика развития российской экономики в начале 2000-х годов.

Несмотря на количественный рост, доля инновационного бизнеса в структуре малого предпринимательства в России незначительна и составляет по разным оценкам от 1,4 до 3,5%. Причем только 15% этих предприятий проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Остальная же часть предприятий только эксплуатирует научный и инновационный потенциал, накопленный в советское время.

Затраты на инновации

По мнению ряда экспертов, к 1998 году процесс становления малого инновационного предпринимательства в России завершился. К этому времени сформировалась устойчивая группа предприятий, для которых инновационная деятельность носила непрерывный характер. Причем эта группа постепенно расширялась за счет появления новых предприятий, реализующих стратегию инновационного развития. В большинстве случаев авторами инноваций являлись сами предприниматели.

Основным стимулом для инновационной деятельности выступала не творческая реализация, а нарастание конкуренции и как следствие последующая диверсификация предприятий как по товарным рынкам, так и по выпускаемой продукции. Вместе с этим была выявлена повышенная устойчивость таких предприятий к последствиям кризиса и негативных тенденций развития экономики.

Наиболее регулярные официальные данные об инновационной деятельности малых предприятий, не включая микропредприятия с численностью работников до 15 человек, известны с 2003 года.

Согласно статистическим отчетам, инновационной деятельностью в сфере добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды в 2003 году было охвачено 779, в 2005 году – 919, в 2007 году – 996 малых предприятий. Реализация экономических интересов субъектов малого предпринимательства в сфере потребления инновационных товаров связана с инвестициями в технологические, организационные, маркетинговые инновации. В целом, удельный вес затрат малых предприятий на инновации невысок (табл. 1). Это связано с ограниченными размерами капитала, отсутствием механизмов, стимулирующих предприятия инвестировать средства в инновации.

Исходя из приведенных данных, предприятия связи, деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, наиболее активно инвестировали средства в инновации различных типов по сравнению с другими представленными в таблице отраслями. Высокий уровень конкуренции заставляет такие малые предприятия в целях выживаемости выделять средства на инновации.

Основную часть затрат на технологические инновации промышленные предприятия направили на приобретение машин и оборудования, исследование и разработку новых продуктов и услуг.

Например, предприятия, занятые добычей полезных ископаемых, затратили на это в 2005 г. – 99,5%, 2007 г. – 74,9%; предприятия обрабатывающей промышленности: в 2005 г. – 93,6%, 2007 г. – 99,5% инвестиций. Это обусловлено изношенностью оборудования, необходимостью улучшения технических характеристик выпускаемой продукции с целью удержания и расширения завоеванных позиций на рынке.

Таблица 1

Удельный вес затрат на инновации малых предприятий

Динамика и оценка возможностей

Экономические интересы субъектов малого предпринимательства реализуются в сфере передачи научных знаний и инноваций, то есть науки и научного обслуживания (НиНО). Оценить деятельность малых предприятий НиНО возможно до 2004 года, поскольку с 2005 г. официальные статистические сведения о функционировании таких предприятий отсутствуют. До 1994 года количество малых предприятий в этой сфере увеличивалось, а затем началось снижение. Большая их часть была создана для реализации инновационного потенциала, заделы для которого были сформированы в советский период на государственных предприятиях, НИИ и КБ. По замыслу учредителей такие предприятия должны были способствовать коммерциализации многолетних научных и инженерных разработок в машиностроении, приборостроении, производстве инструмента, областях высоких технологий.

За период 1997-2004 гг. наблюдается отрицательная динамика развития малых предприятий НиНО. Их количество сократилось с 43,9 тыс. в 1997 г. до 20,7 тыс. предприятий в 2004 г., т.е. более чем в 2 раза. В качестве причин данного явления можно выделить слабую инновационную ориентацию российской экономики, приводящую к низкому внутреннему спросу на результаты деятельности, проблемы финансирования и налогообложения и др., а также закрытие основанных в начале 1990-х годов малых предприятий, владеющих лицензиями на технологии, ввиду исчерпания запасов прежних наработок.

Оценивая результаты деятельности малых предприятий в сфере НиНО за период 1997-2004гг. можно отметить тенденцию к увеличению объема произведенной продукции в текущих ценах, хотя удельный вес произведенной продукции оставался невысоким; высокий удельный вес прибыльных предприятий и опережение среднего показателя рентабельности малых предприятий. Например, рентабельность проданных товаров и услуг предприятий сферы НиНО в 2004 году составила 4,1% (в среднем по малым предприятиям – 1,8%). А доля предприятий, получивших прибыль по итогам 2004 года, составила 73,9%, что на 5,3% выше, чем в среднем по малым предприятиям.

Следует отметить, что доля прибыльных малых предприятий лишь незначительно ниже, чем в крупных и средних предприятиях сферы науки и научного обслуживания (75,9%). Это свидетельствует о том, что, несмотря на то, что крупные научные институты и научные комплексы еще с советского периода заняли лидирующие позиции в производстве научных продуктов, малые предприятия по определенным направлениям могут составить им конкуренцию.

Вывод

Экономические интересы субъектов малого предпринимательства реализуются в различных сферах формирования инновационной экономики, но не в значительных масштабах. Однако при наличии благоприятных условий имеющиеся субъекты могут стать потенциальным источником инновационного развития. Например, выступить в качестве новаторов в таких областях, как реинжиринг продуктов и услуг для удовлетворения новых потребностей рынка, использование новых организационных подходов для повышения производительности, разработка маркетинговых инноваций. Малые промышленные предприятия при соответствующей финансовой поддержке имеют возможности в короткие сроки наладить производство новых изделий на современной технологической основе, с меньшими затратами его переориентировать или изменить технологию.


Источники:

1. Борисов С. Бизнес и государство: голод на инновации // Ведомости. – 2006. – №91 (1618).
2. Бортник И. М. 10 лет развития малого инновационного предпринимательства в России // Инновации. – 2004. – №1 (68).
3. Индикаторы инновационной деятельности – 2009: Статистический сборник – М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года – М.: Минэкономразвития, 2008.
5. Малое предпринимательство в России – 2005: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2005.
6. Малое предпринимательство в России – 2008: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2008.
7. Малое предпринимательство и проблемы финансового и имущественного обеспечения: Аналитический обзор торгово-промышленной палаты РФ. – М.: 2004.
8. Российское обозрение малых и средних предприятий – 2001. – М.: Изд-во Ресурсного центра малого предпринимательства, 2002.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:39