Информация или контент?

Кузьмина Н.Н., Попов Н.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (35), Ноябрь 2009

Цитировать:
Кузьмина Н.Н., Попов Н.А. Информация или контент? // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 11. – С. 75-78.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13061571
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье анализируется сложившаяся ситуация с информационными ресурсами в сети Интернет, обращается внимание на формирование особого ресурса сети, получившего название контент. Также отмечается наличие тесной взаимосвязи между информацией, знаниями и валовым внутренним продуктом. Указывается на целесообразность привлечения к выполнению функций регулирования в сети не только отраслевых представителей профессионального сообщества, но и лиц, отстаивающих интересы региональной социально-экономической системы.

Ключевые слова: информация, экономика знаний, контент, информационно-экономическая закономерность, регулирующие органы, региональный принцип



Информация как экономическая категория стала рассматриваться экономистами достаточно давно. В подавляющем большинстве случаев понятие «информация» при рассмотрении было тесно связано с другим понятием «знание». Одним из первых (более пятидесяти лет назад) обратил внимание на эффективное использование знаний Фридрих фон Хайек.

Экономические свойства информации впервые рассмотрел К. Эрроу, который в своих исследованиях обосновал тезис о том, что информация является товаром [1]. В его трудах были заложены основы экономической теории информации, которая получила свое дальнейшее развитие в работах зарубежных и отечественных авторов, в том числе и под другими названиями, привела к пересмотру неоклассической теории. Авторство наиболее часто употребляемого по этому поводу термина «экономика знаний» принадлежит австро-американскому ученому Фрицу Махлупу, который в 1962 г. применил его к одному из секторов экономики.

В отечественной экономической науке наиболее цитируемыми являются труды академика Макарова Валерия Леонидовича, основные идеи которого сформулированы в докладе «Экономика знаний: уроки для России» [2]. По его мнению, широко применяемые понятия «инновационная экономика», «высокотехнологическая цивилизация», «общество знаний», «информационное общество» близки понятию «экономика знаний».

Дальнейшая перспектива развития «экономики знаний», а соответственно и областей, определенных близкими понятиями, не ясна. Вопрос о том, является ли экономика знаний новой эрой общественного развития, пришедшей на смену аграрной и индустриальной эпохам, остается дискуссионным. Но одно совершенно очевидно: наука, исследующая экономику информации, а соответственно и знаний, переживает период становления.

На данном этапе возникают проблемы, связанные с определением того, что же такое «информация» и как она превращается в «знания». Единого мнения по этому поводу в научной среде пока не существует. Более того, в настоящий момент это не входит в сферу наших научных интересов, поэтому мы возьмем за основу формулировку, предложенную Р. Кроуфордом. Он полагает, что «знание – это способность применить информацию к конкретному роду деятельности» [3].

Особо следует остановиться на так называемом неотделимом, или неявном, знании (tacit knowledge). В данном случае речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя – индивида или научного, конструкторского, производственного коллектива. Можно предположить, что от того, какая информация используется в повседневной деятельности человека, можно будет судить и о качестве и актуальности получаемых знаний.

В связи с этим, имеет смысл обратить внимание на явление, возникшее в связи с активным развитием сети Интернет и использовании ее возможностей для зарабатывания любым способом, которое непременно должно быть учтено при разработке технологий оценки знаний. Речь пойдет о контенте. По данным экономического словаря «контент — информационно значимое наполнение Интернета — тексты, графика, мультимедиа; существенными параметрами контента являются его объем, актуальность и релевантность». Примерно так же понимают суть этого термина специалисты по разработке и сопровождению WEB-сайтов. На наш взгляд, особый интерес в изучении данного явления представляет предложенная представителями Интернет-сообщества классификация контента по его происхождению [4]:

  • копирайт (написание статей с нуля);
  • рерайт (переписывание статей своими словами);
  • копипаст (банальное воровство чужих статей);
  • синонимизация (замена слов синонимами в ручном, или автоматическом режиме);
  • перевод с других языков (людьми, либо программами-переводчиками с последующей коррекцией);
  • скан (сканирование печатных изданий, при этом происходит нарушение авторских прав, карающееся законом.);
  • пользовательский контент (комментарии пользователей, сообщения на форумах).
  • На основании анализа рынка контента, выполненного независимыми экспертами [5-6], можно утверждать, что:

    - доля пиратской продукции в России по-прежнему составляет более 95% и не поддается подсчёту из-за отсутствия точных оценок объема данных;

    - основной доход контент-провайдерам в 2005 г. приносили картинки и мелодии для мобильных телефонов. Главным потребителем подобных услуг являлась молодежь в возрасте от 13 до 20 лет;

    - в октябре 2006 г. 42,9% запросов в сети Интернет, поступающих от устройств беспроводной связи, содержали слово «порно»;

    - территориальные диспропорции в уровне развития сетей связи приводят к тому, что, например, на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится 52% рынка мобильного контента, а на остальные регионы вместе взятые – 48%;

    - прогнозируется, что в ближайшие три года общий объем российского рынка цифрового контента удвоится, увеличившись до 5 млрд. долларов по сравнению с 2,5 млрд. долларов в 2008 г. При этом аналитики считают, что темпы роста российского рынка будут значительно выше мировых.

    Наряду с качественными характеристиками немаловажное значение для экономики имеют и объемы обрабатываемой информации. Российскими учеными в Центральном научно-исследовательском институте связи под руководством Варакина Л.Е. была выявлена, сформулирована и доказана информационно-экономическая закономерность [7], которую можно сформулировать следующим образом: «валовой внутренний продукт, созданный в стране за год, пропорционален объему передаваемой производственной (используемой в производстве) информации»:

    G = I / A,

    где I – объем информации в битах; G – валовой внутренний продукт. При этом объем передаваемой средствами связи информации Ic принято рассчитывать по формуле:

    Ic= NcvcTc,

    где Nc– среднегодовое число абонентских устройств связи – источников информации, Tc – средне время работы 1 терминала в год, vc– средняя скорость передачи информации.

    Таким образом, если предположить, что в нашей стране число контент-провайдеров будет неуклонно расти, все они для выхода в Интернет получат высокоскоростные каналы связи и будут без устали либо писать собственные статьи, либо переделывать чужие, то все мы сразу станем умными и богатыми.

    Очевидно, что это не так. Передача какой угодно информации выгодна только тем, кто получает доход от такого производства. Построению информационного общества, или другими словами экономики знаний, избыток информационных ресурсов наносит ощутимый вред, так как полезная информация становится труднодоступной, и не каждый нуждающийся способен ею воспользоваться.

    Более того, сеть Интернет наполнена такими ресурсами, которые способны пошатнуть неокрепшую психику человека. Особенно это воздействие опасно в детском и юношеском возрасте. Имеющуюся проблему только силами государственных регулирующих органов решить невозможно. Существенный вклад в урегулировании сложившейся ситуации в сети Интернет способно решить профессиональное сообщество, объединенное не только по отраслевому, но и по региональному принципу.


    Источники:

    1. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. – 1995. – № 5. – С. 98-106.
    2. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России. Вестник Российской академии наук [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/vv/journal/vran/session/vran5.htm.
    3. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. – М. : Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.
    4. Что такое контент. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://statiami.ru/kontenteto.php.
    5. Рынок цифрового контента в России: рост только начинается [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/publ/article_show.html?article=3670.
    6. Демидов Михаил. Цифровой контент 2009: измеряем российский рынок [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://cnews.ru/reviews/index.shtml?2009/01/29/336201_3.
    7. Варакин Л.Е. Информационно-экономический закон. Взаимосвязь инфокоммуникационной инфраструктуры и экономики. – МАС, 2006. – 106 с.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:27:53