Качество как показатель экономики знаний

Шурупова А.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (28), Апрель 2009

Цитировать:
Шурупова А.С. Качество как показатель экономики знаний // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 4. – С. 9-14.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838135

Аннотация:
Главной целью экономики знаний является увеличение производительности труда и повышение уровня качества жизни. Возникает потребность в осознании качественной целостности жизни общества. При этом современному специалисту необходимы знание о качестве, способах его достижения, формах управления им. Высокий профессионализм, в свою очередь, приводит к тому, что труд приобретает творческий характер и становится осознанной необходимостью человека в системе экономики знаний.

Ключевые слова: производительность труда, интеллектуальный капитал, образование, экономика знаний, качество, оценка качества

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Вхождение человечества в третье тысячелетие определило необходимость поиска новых парадигм цивилизационного развития и переход современного общества к экономике знаний, основой которой являются фундаментальные научные исследования, обеспечивающие инновационные прорывы во всех сферах жизни. Человечество вступает в совершенно новую эпоху своего существования, с этим связаны коренные преобразования в экономике, культуре, трудовой деятельности и личной жизни каждого человека.

Поиск новых парадигм и концепций развития ведется достаточно давно, но сегодня становится все более очевидным, что главной целью экономики знаний является увеличение производительности труда и повышение уровня качества жизни. Таким образом, экономику, основанную на знаниях, можно назвать «экономикой качества» [5, с. 62], так как в экономике знаний качественная составляющая того или иного товара играет определяющую роль и доминирует над количественной мерой его объема.

Понятие качества жизни впервые введено в научный оборот во второй половине ХХ в. Д. Белл использовал этот термин для обозначения требований лучшей жизни, концентрирующихся вокруг двух фундаментальных сфер – здоровья и образования [2, с. 171]. Еще в ХХ в. многие государства и фирмы начали активно использовать фактор качества и стали ведущими в мировом сообществе. В связи с этим возникает потребность в осознании качественной целостности жизни общества, в оценке того, насколько ее состояние отвечает качественным критериям. Качество любого изделия можно определить как совокупность параметров, характеризующих его потребительские свойства, формирующиеся в течение всего технологического процесса и заключающиеся в установлении соответствия этих параметров нормативам и задаваемым техническим условиям [1, с.64]. По аналогии качество жизни можно определить как совокупность таких параметров, как уровень благосостояния, продолжительность жизни, наличие свободного времени и т.д.

Человек воплощает свои представления о лучшей жизни в окружающем мире вещей, и тем самым, меняет собственную жизнь, свои ценностные ориентации. Созданные материальные и духовные блага на каждой ступени исторического развития обеспечивают человеку и человечеству более полное удовлетворение потребностей, а, следовательно, формируют новые потребности, желания и представления о лучшей жизни. Человек, тем самым, развивает свои потребности и способности, а совершенствуя условия собственной жизни, формирует самого себя.

Ведущий американский специалист в области систем качества А. Фейгенбаум отмечал, что качество является фундаментальной детерминацией всех наших знаний, умений и отношений [6]. Отсюда необходимо развитие сильного и эффективного процесса обучения качеству, его интеграции на всех уровнях образовательной инфраструктуры. Приоритетное значение в организации образования имеет принцип фундаментальности, ориентирующий на глубокое освоение основных законов бытия, что позволяет специалисту быстрее адаптироваться к меняющимся условиям и новым формам деятельности в экономике знаний. При этом современному специалисту необходимы знания о качестве, о способах его достижения, о формах управления им. Он должен сознательно ориентироваться на качество, независимо от того, где и в какой сфере эта проблема возникает.

Основополагающим элементом общества знаний является интеллектуальный капитал. В связи с этим стержневая задача в сфере образования - увеличение интеллектуальных способностей нации, укрепление ее интеллектуального потенциала. Опыт поколений учит, что важнейшая цель образования - дать обучающемуся не только подготовку в виде законченной системы знаний, но и необходимую базу для продолжения обучения в течение всей его дальнейшей жизни, научить его умению жить в обществе. В вопросах адаптации системы образования к требованиям современности просматриваются в первую очередь три проблемы: во-первых, изменение подхода к образованию только как к получению определенного объема знаний; во-вторых, повышение качества традиционного образования; в-третьих, введение в круг обязательных знаний основных положений науки о качестве.

Одним из главных индикаторов качества человека является качество труда. Добросовестность, мастерство, желанность труда - прерогатива нравственной личности. Качество труда – это упорные и постоянные усилия каждого работающего в организации, направленные на то, чтобы понять, удовлетворить и превзойти ожидания потребителей и получить удовлетворение от работы. Именно желанность труда повышает его продуктивность и качественность. Высокий профессионализм, в свою очередь, приводит к тому, что труд приобретает творческий характер и становится осознанной необходимостью человека в системе экономики знаний. Накопление знаний, создание новых технологий и наукоемких производств неизбежно повышает требования к профессиональной квалификации каждого работника, все более смещая акцент на развитие его духовных способностей как обязательное условие способности к труду. Таким образом, даже потребность в рабочей силе стала выражаться не столько в количественных, сколько в качественных показателях.

Передовые методы организации труда чаще всего связаны с производственной сферой. В настоящее время основные высокопроизводительные методы современной организации труда связаны с использованием ротации, кружков качества, самоуправляемых рабочих групп, с тотальным управлением качеством. Кроме того, главной жизненной задачей становится воспитание в коллективе людей, не боящихся перемен, открытых для непрерывного обучения, духовно богатых и способных активно включаться в процесс изменений.

Часто руководители полагают, что главным фактором успеха предприятия является приобретение импортного оборудования и привлечение капитала. Но это заблуждение, которое наглядно демонстрирует печальный опыт Польши. Под программу экономического оздоровления Польша получила большой заем и на него были закуплены передовые технологии. Правительство полагало, что с помощью этих технологий будет производиться конкурентоспособная продукция, которую можно будет экспортировать. Однако программа не дала ожидаемых результатов, поскольку ни руководители, ни рабочие не были предварительно подготовлены к этому. Уровень культуры производства на предприятиях оставался низким, руководители не осознавали первостепенной важности этого фактора и необходимости пробуждения человеческих возможностей рабочих для успешного освоения современных технологий.

Чтобы творчество состоялось в любой сфере деятельности, общество должно создать к этому определенные предпосылки не только с точки зрения образования и воспитания личности, но и с точки зрения уважительного отношения к среде обитания человека. Достойная среда обитания внутренне дисциплинирует человека и позволяет ему сохранить чувство собственного достоинства. Кроме того, она необходима для сохранения здоровья людей, состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезни.

Анализируя готовность России вступить на качественный путь развития, основанный на знаниях, можно отметить, что экономика страны имеет значительные возможности адаптироваться к новым условиям. Необходимость перехода России к экономике знаний подтверждает и развитие мирового экономического кризиса. Для успешного противодействия инфляционным процессам, нужно создавать другую экономику: модернизировать производство, развивать инфраструктуру, инвестировать в обрабатывающую промышленность; тогда экономика начнет реагировать на рост спроса не взлетом цен, а наращиванием выпуска товаров. Очевидно, что только опережающее освоение Россией нанотехнологий и других производств нового технологического уклада позволит обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста в долгосрочной перспективе и тем самым создать экономику, основанную на знаниях.

Основными ориентирами социально-экономического развития России до 2020 г. являются:

  • возвращение России в число мировых технологических лидеров;
  • четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики;
  • увеличение доли среднего класса до 60-70% населения;
  • сокращение смертности в 1,5 раза;
  • увеличение средней продолжительности жизни до 75 лет [8].
  • Для этого необходимо сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда. Особое место в создании условий для повышения качества жизни принадлежит государству, его исполнительным органам. Их деятельность должна быть направлена на реализацию интересов всех граждан, на повышение качества жизни каждой личности и поддержки интересов, способствующих достижению данной цели.

    Источники:

    1. Бажанов Ю. Менеджмент качества в массовом производстве / Ю. Бажанов, В. Нечаев, И. Титов // Стандарты и качество. – 2008. – №7. – С. 64-65.
    2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М.: Academia, 1999. – 956 с. – ISBN 5-87444-070-4.
    3. Бойцов Б.В. Системная целостность качества жизни / Б.В. Бойцов, Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов // Стандарты и качество. – 1999. – №5. – С. 19-23.
    4. Гличев А. Качество и духовность / А. Гличев // Стандарты и качество. – 2000. – №5. – С. 44-51.
    5. Клейнер, Г.Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты / Г.Б. Клейнер // Общественные науки и современность. – 2005. – №3. – С. 56-69.
    6. Михайлова Н. Качество труда – следствие духовности и качества образования / Н. Михайлова // Стандарты и качество. – 1999. – №8. – С.24-27.
    7. Половинкин А. Российский путь создания качественной продукции / А. Половинкин, В. Фесюн // Стандарты и качество. – 2000. – №5. – С. 52-55.
    8. Сухарев О. Мировой финансовый кризис и способность экономики к развитию / О. Сухарев // Экономист. – 2008. – №12. – С. 16-22.
    9. Федоров М. Метаморфоза духовности / М. Федоров // Стандарты и качество. – 2000. – №10. – С. 49-51.
    10. Шурупова А.С. Соотношение проблем духовности и качества жизни населения / А.С. Шурупова // Научные труды Межрегиональной научно-практической конференции «Управление качеством жизни: региональный аспект».
    – Смоленск: ООО «КОНТЕНТ-ПЛЮС», 2007. – С. 334-338.

    Страница обновлена: 10.04.2024 в 19:40:33