Маркетинговый анализ инструментов, стимулирующих инвестиционную активность в регионе

Пупкова Г.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (30), Июнь 2009

Цитировать:
Пупкова Г.А. Маркетинговый анализ инструментов, стимулирующих инвестиционную активность в регионе // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 6. – С. 92-96.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12858124

Аннотация:
В условиях финансово-экономического кризиса важно в максимальной степени использовать все инструменты, которые могут способствовать активизации инвестиционной деятельности. Эффективное применение инструментов стимулирования предполагает не только знание соответствующих норм права, учет предпочтений и запросов каждого из потенциальных инвесторов, но и выявление факторов внешней и внутренней среды, оценку их влияния на принятие управленческих решений субъектами инвестиционного рынка.

Ключевые слова: маркетинг, налоговые льготы, инвестиции, инвестиционный рынок, инвестиционная активность, повышение инвестиционной активности



В условиях финансово-экономического кризиса важно в максимальной степени использовать все инструменты, которые могут способствовать активизации инвестиционной активности. Государство формирует условия, стимулирующие хозяйствующих субъектов к инвестиционной деятельности [1]. Однако эффективность данных усилий нельзя признать адекватной ожиданиям. По нашему мнению, основная причина складывающегося положения заключается в том, что условия применения инструментов, которым располагают органы управления, не рассматриваются комплексно. Любой инструмент государственного регулирования будет давать ожидаемую отдачу только в том случае, если он соответствует интересам и запросам субъектов хозяйствования.

Каждый из методов оказывает на поведение участников инвестиционного процесса воздействие, направленность и сила которого определяется не только содержанием конкретного инструмента, но и сложившимися на момент применения условиями внешней среды, а также конкретными запросами, потребностями и приоритетами, присущими объекту управления [2, 3, 4]. Отношение к инструментам стимулирования инвестиционной активности формируется не только в зависимости от сферы деятельности потенциальных инвесторов, но и имеет специфические особенности у каждого из них в отдельности. Данное обстоятельство обусловливает необходимость и возможность целенаправленного подбора инструментов для воздействия на инвестиционную активность каждого отдельно взятого инвестора.

В ходе проведенного нами исследования было установлено, что эффективное применение инструментов стимулирования предполагает не только знание соответствующей нормативно-правовой базы, учет предпочтений и запросов каждого из потенциальных инвесторов, но и выявление факторов внешней и внутренней сред, оценку их влияния на принятие управленческих решений субъектами инвестиционного рынка. Такой анализ позволяет разрабатывать рекомендации, направленные на «точечное» использование субъектами управления инструментов, обращенных на стимулирование инвестиционной активности конкретных субъектов хозяйствования, с учетом ситуации, складывающейся на инвестиционном рынке в данный период под влиянием факторов внешней и внутренней маркетинговых сред.

Проведенное нами маркетинговое исследование показало, что в условиях финансово-экономического кризиса потенциальные инвесторы первоочередным средством, стимулирующим инвестиционную активность, считают налоговые льготы. Вместе с тем, данные оценки варьируются в зависимости от того, в какой сфере заняты потенциальные инвесторы. В частности, предприниматели, занятые в промышленности, приоритет отдают такому инструменту, как инвестиционный налоговый кредит. Выбор данного инструмента в качестве предпочтительного отражает специфику функционирования промышленности, отличающейся, во-первых, высоким износом основных фондов, требующих замены и модернизации; во-вторых, длительными сроками окупаемости капитальных вложений.

Нами был проведен SWOT-анализ действующей в России системы стимулирующих инвестиционную активность налоговых льгот (см. табл. 1). Выявленные сильные и слабые стороны данного инструмента позволяют сделать вывод о том, что налоговые льготы нуждаются в совершенствовании, целью которого является максимальное использование существующих сильных сторон, а также нивелирование негативного влияния слабых сторон. К примеру, такие слабые стороны налоговых льгот, как недостаточный учет особенностей проявления инвестиционной активности в различных сферах экономической деятельности, отсутствие системности в предоставлении налоговых льгот потенциальным инвесторам, а также недостаточный учет индивидуальных запросов потенциальных инвесторов можно нивелировать с помощью упреждающего проведения необходимых маркетинговых исследований на инвестиционном рынке.

Таблица 1

SWOT-анализ налоговых льгот как инструмента регулирования инвестиционной активности

Сильные стороны
Слабые стороны
1. Ярко выраженный стимулирующий инвестиционную активность эффект.
2. Возможность избирательного воздействия на потенциальных инвесторов.
3. Определенность механизма действия налоговых льгот, результаты которых легко просчитываются.
4. Возможность предоставления дополнительных налоговых льгот в рамках действующего регионального законодательства и бюджета.
5. Равные условия предоставления налоговых льгот как внутренним, так и внешним инвесторам.
1. Недостаточный учет особенностей проявления инвестиционной активности в различных сферах экономической деятельности.
2. Отсутствие системности в предоставлении налоговых льгот потенциальным инвесторам.
3. Недостаточный учет индивидуальных запросов потенциальных инвесторов.
4. Наличие разнообразных льгот способствует снижению налоговой дисциплины и создает проблемы налогового администрирования.
Возможности
Угрозы
1. Стимулирование инвестиционной деятельности как существующих, так и потенциальных инвесторов.
2. Прямое стимулирование инновационной и инвестиционной активности в ключевых отраслях и направлениях деятельности.
3. Непосредственная поддержка предприятий и отраслей реального сектора экономики в условиях финансового кризиса.
4. Создание привлекательного инвестиционного климата регионов и муниципальных образований.
5. Компенсация потерь налоговых поступлений в бюджет по мере реализации инвестиционных проектов.
1. Способствует появлению различных схем ухода от налогообложения.
2. Сокращает поступление доходов в бюджет.
3. Может служить почвой для осуществления коррупционных действий.
4. Ожидание налоговых льгот может приводить к искусственному торможению инвестиционного процесса со стороны потенциальных инвесторов.
В целом после проведенного SWOT-анализа налоговых льгот как инструмента регулирования инвестиционной активности можно дать следующие рекомендации:

  • осуществлять постоянный мониторинг использования всех источников инвестиций в целях эффективного использования налогового стимулирования инвестиций;
  • установить льготные режимы налогообложения для экспорта продукции перерабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей;
  • освободить от уплаты импортных пошлин предприятия, осуществляющие ввоз средств производства, сырья, комплектующих, объектов интеллектуальной собственности при условии дальнейшего использования в производственном процессе.
  • В России на данном этапе развития налоговым законодательством не предусмотрено достаточное количество льгот по налогу на прибыль, которые могли бы оказать стимулирующее воздействие на инвестиционную и инновационную активность хозяйствующих субъектов, поэтому считаем целесообразным предложить ряд поправок в действующее налоговое законодательство в части налогообложения прибыли:

  • необходимо установить дифференцированную ставку налога для банков в зависимости от коэффициента вложенных средств в производственную сферу;
  • устойчивый рост экономики напрямую зависит от объема и структуры инвестиций, поэтому существует необходимость целенаправленного применения дифференцированных налоговых льгот по видам капитальных вложений;
  • внедрить дифференцированную систему льгот по налогу на прибыль по отраслевому (производство, торговля, финансы) и региональному признакам;
  • с целью привлечения инвестиций в депрессивных регионах России необходимо установить льготный режим по налогу на прибыль в части, перечисляемой в федеральный бюджет.
  • Для устранения угроз, которые могут помешать эффективному использованию исследуемого инструмента, можно предложить следующие рекомендации:

  • введению налоговых льгот должна предшествовать тщательная экспертиза условий их предоставления на предмет возникновения новых схем ухода от налогообложения;
  • для предотвращения случаев коррупции необходимо обеспечивать максимальную прозрачность действий органов власти по предоставлению субъектам хозяйствования налоговых льгот;
  • для повышения инвестиционной активности потенциальных инвесторов, искусственно тормозящих инвестиционный процесс в ожидании дополнительных налоговых льгот, целесообразно использовать такие средства продвижения, как событийный маркетинг и PR;
  • опасения по поводу сокращения поступления налоговых отчислений в бюджет в каждом конкретном случае должны быть сняты расчетами, показывающими, через какой промежуток времени предприятие, получившее налоговые льготы, компенсирует их за счет прироста выплаты иных налогов.
  • Аналогичным образом следует проводить маркетинговый анализ других инструментов, стимулирующих инвестиционную активность в регионе.

    Источники:

    1. Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования: практическое руководство. – 4-е издание: пер. с англ. / Н.К. Малхотра.
    – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 1200 с. – ISBN 5-8459-0940-6.
    2. Глазьев С. О стратегии экономического развития России / С. Глазьев // Вопросы экономики. – 2007. – № 5. – С. 30-51.
    3. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Закон
    Российской Федерации № 39-ФЗ от 28.02.1999 г. // Консультант-плюс.
    4. Пансков В.Г. Налоговое стимулирование инвестиционной активности / В.Г. Пансков // Финансы. – 2007. – № 11. – С. 29-35.
    5. Селезнев А. Условия активизации инвестиционного процесса / А. Селезнев // Экономист. – 2006. – № 4. – С. 3-13.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:58:14